Работа с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в МКОУ «Специальная школа №53» на уроках социально-бытовой ориентировки
Я работаю в МКОУ «Специальной школе №53» нашего города. Как, вы уже догадались, в нашей школе учатся дети с ограниченными возможностями и дети-инвалиды. Работа учителя сам по себе очень тяжелый труд, а работа с такими детьми вдвойне, но, тем не менее, эта та работа, которая нравиться, на которую я каждое утро иду с удовольствием. Я учитель социально-бытовой ориентировки. Моя цель — приобщить учеников к основам культуры и социализации, уважению к труду, обеспечить включение в современное общество, а также, подготовить выпускников школы к участию в социальной жизни.
Как это происходит на практике?
Предмет социально-бытовая ориентировка очень интересный предмет и нужный. Мои уроки переплетены со всеми предметами в школе, и в тоже время они реалистичны, это в основном практические занятия по социализации ребенка в современном мире.
Например, каждый курс любых классов начинается с изучения или повторения темы «Личная гигиена», разница в том, что в пятом классе детям рассказывают о соблюдении здорового образа, каким средством лучше пользоваться от перхоти и т.д. В следующем классе разговор идет о становлении (взрослении) девушки и юноше, какими гигиеническими индивидуальными средствами пользоваться девушка во время критических дней и т.д. И так по нарастающей мы доходим до темы, как правильно завязывать галстук, какие колготы лучше покупать девушкам и т.д.
Я перечислю разделы тем уроков общий курс с пятого до девятого класса:
Личная гигиена.
Одежда и обувь, головные уборы (мода, мелкий ремонт, стирка, утюжка и т.д.).
Питание (значение, вредные и полезные продукты, приготовление первых и вторых, а также третьих блюд, правильное пользование электробытовых кухонных приборов и т.д.).
Семья (обязанности и права члена семьи, спокойные тихие и подвижные игры с младшими братьями и сестрами, колыбельные, досуг, традиции, уход за грудным ребенком и т.д.)
Культура поведения (в общественных местах, дома и на улице).
Правила поведение на дороге.
Связь (почта, банк, телефон, компьютер: переводы, заполнение различных бланков, пользование, посылки и бандероли и т.д.).
Торговля (как различить срок годности, какие права имеет покупатель и т.д.).
Медицина (как правильно измерить t0 , приготовить травяной чай или отвар, наложить жгут и т.д.)
Предприятия и промышленность (изучение основных требующих рабочих профессий на предприятиях нашего города, написание анкеты и заявления на работу, экскурсии в службу занятости и на предприятия города, и т.д.).
Экономика семейной жизни (семейный бюджет, основные траты, составление примерных расходов семьи и т.д.).
Кроме преподавания в школе своего предмета, я веду классное руководство. Смею заметить мои воспитанники очень интересные и любопытные личности, неординарные! Им буквально интересно всё! От участия в школьной жизни до районного, городского, областного!
Они любят рисовать, петь, танцевать, показывать мини сценки, спортивные мероприятиях! Очень часто мы занимаем призовые места!
Например, областные литературные конкурсы 2018г и 2019г среди общеобразовательных школ Кузбасса стал для нас настоящим сюрпризом! Гаврилов Александр и Ставер Денис стали лауреатами Iстепени области и были торжественно награждены мэром города Новокузнецка за рассказ «Комсомол в судьбе моих родных и близких» и губернатором кемеровской области за рассказ «Моя пионерия»!
Наши выпускники могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы и правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать жизнестойкими личностями, участвовать в общественной жизни города, нужно только помочь им и направить в нужное русло. Для этого существуют специальные коррекционные школы, то есть мы. И мы, учителя и другие специалисты общеобразовательных учебных заведений постоянно ведем целенаправленную работу с детьми и родителями, позитивно настраивая родных и самих «особых» детей. Я могу с уверенностью сказать, что главным показателем успешной социализации детей с ОВЗ является адаптация выпускника в новой социальной среде, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.