Работа с одарёнными детьми в изобразительной деятельности.
И.А. Молчанова,
учитель изобразительного искусства
МОУ начальная школа п. Харп
Ребёнок - это пластилин, учитель это мастер, в руках которого этот материал может приобрести нужную форму. Я начну раскрытие своей темы с приведения примера библейской притче о талантах. «…Человек….., призвал рабов своих и поручил им имение своё: И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел употребил их дело и приобрел другие пять талантов; Точно так же получивший два таланта приобрел другие два; Получивший же один талант пошел и закапал его….» [1]. Речь идет о талантах, о правильном и разумном их употреблении. Человеку дается дар и он должен правильно его использовать в своей жизни. Ребенок в младшем возрасте не способен распорядится своей одарённостью. Долг учителя и родителей увидеть и помочь раскрыть в ребёнке этот талант. Чтобы потом от этого была польза.
Очень важно с самого раннего детства прийти на помощь в проявлении ребенка творческих данных.
Почему же так важно помогать ребенку с раннего возраста проявлять и развивать творческие способности?
Во-первых, творческая деятельность стимулирует развитие индивидуальности ребенка, дает возможность самовыражения, формирует позитивное отношение к себе и окружающему миру.
Во-вторых, творческие способности необходимы именно в современном, так быстро меняющемся мире. Они позволяют человеку, с одной стороны, легче приспособиться к этим изменениям, а с другой – дают возможность самому активно изменять этот мир [2].
Что же такое одаренность и в чем она проявляется?
Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.
К основным видам одарённости относят общую, специальную и творческую одаренности. Общая одаренность (общая умственная) обеспечивает овладение разнообразными знаниями и умениями, которые человек реализует во многих видах деятельности. Общую одаренность часто отождествляют с интеллектуальной. В отличие от общей специальная одаренность рассматривается в отношении к специальным областям деятельности. В соответствии с этим выделяют художественную, спортивную, социальную одаренность. Творческая одаренность характеризуется нестандартным, нешаблонным мышлением, творческие способности определяются как креативность (творческость). При этом способности к усвоению знаний могут быть не такие уж выдающиеся, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар.
Реальная педагогическая практика научилась определять три категории одаренных детей:
1. Дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.
2. Дети, достигшие успехов в каких-либо определенных областях деятельности. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Такую категорию детей часто называют талантами.
3. Дети, хорошо обучающиеся в школе («академическая одаренность»).
При организации обучения одаренных детей важным является разработка таких учебных программ, которые бы в максимальной мере соответствовали качественной специфике конкретного типа одаренности и учитывали внутренние психологические закономерности его формирования.
В настоящие время большое внимание уделяется творческому развитию личности. Ведь в какой-то мере все дети талантливы. Для развития их способностей и задатков существуют, необходимы условия. Талант реализуется в знаниях, умениях и навыках, в свободном поиске, творчестве. Необходимо дать ребятам возможность творить, самим создавать что-то необычное, изображать, рисовать, заниматься делом по душе.
Мир искусства устроен так, что ребёнок не может войти в него также без помощи взрослого, который откроет растущему человеку смысл и закономерности искусства, обучить языку различных искусств. Важно то, что искусство выступает в роли «защитного пояса», который охраняет ребёнка от влияния идей насилия и жестокости. Искусство помогает учащимся построить целостную картину окружающего мира, облегчает правильного решения в разных жизненных ситуациях. Все согласятся с тем, что тот, кто по настоящему чувствует красоту человеческих дел и отношений, красоту окружающего мира, не способен на плохие поступки.
Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.
Художественная деятельность школьников на моих уроках находит разнообразные формы выражения: - изображение на плоскости и в объеме;
- декоративное рисование;
- рисование на темы;
- беседы об изобразительном искусстве.
Для развития интереса изобразительной деятельности выделяются те моменты, которые привлекают внимание детей, заставляют их мыслить, переживать, творчески овладевать знаниями и умениями. Также используются и занимательные задачи, и игровые приемы.
При проведении уроков изобразительного искусства в начальных классах необходимо неспешная и тщательная проработка материала. Развития интереса к изобразительной деятельности у младших школьников обеспечивается умением учителя сочетать индивидуальную и коллективную работу, как классную, так и внеклассную. Она зависит от содержания учебного материала, его доступности и эмоциональной насыщенности, от правильной организации учебной деятельности, от отношений между учениками и учителем.
Программа по изобразительному искусству предусматривает определенные стандарты знания и умения, но мы знаем, что дети у нас «нестандартные». При проведении занятий очень важна правильная организация учебной деятельности. При любом виде деятельности более одаренным детям дается более усложненное задание.
Например: - декоративное рисование.
Детям предлагается в 1кл. обвести трафаретку и нарисовать один из элементов росписи. Одаренным детям предлагается более сложный элемент или часть узора. В старших классах предлагается изделия выполнить самостоятельно.
При тематическом рисовании предлагается изобразить главного героя с местом его обитания. Более сильным и одаренным детям предлагается дорисовать нескольких героев. При внеклассной работе первоклассники занимаются по всем видам деятельности всей группой. Во втором классе круг интересов у детей становится шире, можно поделить группу на подгруппы для занятий по интересам и по способностям. К третьему классу у каждого ученика свое любимое дело. Так постепенно в результате систематических занятий кружка у ребят развивается и углубляется интерес и практика в работе.
Кроме этого, для творческого самовыражения и развития одаренного ребёнка необходимо создать те условия, в которых естественное творческое отношение к себе и окружающему не угаснет, а будет поддерживаться и закрепляться.
Поощрять самостоятельность ребёнка, не мешать желанию сделать что-то по- своему.
Предоставлять возможность активно задавать вопросы, окружать его новыми впечатлениями, разнообразными предметами.
Уважать его точку зрения, какой бы она не была, не подавлять своей точкой зрения. Не смеяться и не критиковать работы, какие-то необычные образы, возникшие у ребенка, чтобы не отбить охоту к дальнейшим творческим поискам, попыткам и экспериментам.
Больше внимания уделять организации творческого процесса, создания чего-то, поддержанию атмосферы творчества, а не результатам.
Предлагать создавать больше рисунков, словесных и звуковых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений. А если эти образы возникают у него наедине с самим собой – просить делиться и поддержать.
Творить и играть совместно, не как педагог или руководитель, а как рядовой участник творческого процесса.
Не навязывать при этом свою программу действий и образов, манеру изображения и решения каких-то задач (мыслительных или практических); наоборот, пытаться понять логику и игру воображения ребёнка и встроиться в нее; использовать игровые моменты, ставить творческие задания, творить вместе с ребёнком, что поможет ему освободиться от запретов и норм, ограничивающих творческое развитие.
Развивать чувство меры и отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагать интересные и разнообразные задания, материалы, пособия. Обязательно включать в занятия физические упражнения, моменты разрядки, избегать перенапряжения и однообразия.
Использовать игры и занятия, направленные на развитие самых разных сфер психики ребёнка, соответствующие его возрасту. При этом стараться не переусердствовать с количеством «левополушарных» заданий (на развитие словесно-логических функций). Даже старшим школьникам предлагать больше «правополушарных» занятий, требующих работы образного мышления и воображения.
Поддерживать на занятиях положительный настрой у ребёнка: активность, сосредоточенность, вера в свои силы.
Педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуально эмоциональной сферы и творческого потенциала.
Выбор средств выразительности материала, методов и форм работы должны обеспечивать комфортные бесконфликтные условия для самореализации личности.
Все это в свою очередь способствует формированию и становлению гармонически развитой во всех направлениях личностью.
Исследования показали, что количество детей со среднем уровнем развития преобладает над количеством одаренных детей. В связи с этим необходимо поддерживать и помогать развиваться таким детям. Вот направления, над которыми надо работать взрослым: учителям, воспитателям, родителям.
Библиография:
1. Библия (Мф. 25:14-30)
2. Акимова Г. Стать креативным: Практическое пособие по развитию творческих способностей. –
СПб: «Ленинградское издательство», 2008.- 288с.
3. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.,1996.
4. Учителю об одаренных детях /Под ред. В.П. Лебедевой, В.И, Панова.- М.,1997.