Учитель начальных классов:
Варман Людмила Сергеевна
ГБОУ СОШ №249 г. СПб
Работа с текстом на уроках литературного чтения как основной способ формирования читательской компетентности младшего школьника
"Читать – это еще ничего не значит.
Что и как читать – вот суть вопроса"
К.Д. Ушинский
1.Введение.
Работа с текстом на уроках литературного чтения находится в зоне особого внимания. К сожалению, в наше время у детей снижается интерес к книгам, к чтению. Поэтому необходимо препятствовать снижению интереса к чтению. Известно, что основная работа по формированию читательской компетентности в начальной школе проходит на уроках литературного чтения. Над данной темой в качестве темы для самообразования я работаю первый год.
2. Актуальность проблемы.
Работа с текстом на уроках литературного чтения находится в зоне особого внимания. К сожалению, в наше время у детей снижается интерес к книгам, к чтению. Поэтому необходимо препятствовать снижению интереса к чтению. Известно, что основная работа по формированию читательской компетентности в начальной школе проходит на уроках литературного чтения.
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся УУД. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с текстом и информацией. Формирование читательской компетентности у младшего школьника, способного использовать читательскую деятельность как средство самообразования является основной целью ФГОС НОО, где в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования»
Читательская грамотность, в контексте международного исследования PIRLS, понимается как «способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей» В контексте требований ФГОС НОО читательская грамотность рассматривается как «один из планируемых результатов обучения, и понимается, как способность работать с текстом для извлечения информации и дальнейшего её использования» Читательская компетенция это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях.
3. Формы, виды, приёмы работы с литературным произведением
На уроках литературного чтения необходимо создавать проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.
- Беседы-дискуссии. Выборочное чтение. (Учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. В поисках ответов на вопросы дети обращаются к тексту, накапливая материал для пересказа.)
- Выразительное чтение текста учителем. (после прочтения учителем, ребята стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали)
- Устное словесное рисование. (дети воображают прочитанное, усматривают за словами картины и образы, представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.)
- Словарная работа. (объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками, толковый словарь.)
- Инсценировка.
- Создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению.
- Прием «Чтение с пометами» (во время чтения текста необходимо выделить то, что ребята уже знают или то, что им незнакомо еще (новое)).
- Прием «Толстые и тонкие вопросы» (необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).
- Прием «Чтение с остановками». Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению. Данный прием содержит три стадии:
1 стадия - вызов. (на основе заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.)
2 стадия - осмысление. (познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале, обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" )
3 стадия - рефлексия. (дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.)
-Прием «Синквэйн» Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете.
- Составление плана и пересказ по плану.
4. Заключение.
Говорить о результативности еще рано, т.к. я только начала работу над данной темой.
Стараюсь в своей работе регулярно использовать данные методы и приёмы работы по формированию читательской компетентности у младших школьников.
5. Используемая литература
Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Наука, 2000
Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. М.: Просвещение, 1983
Литературное чтение. 1–4 классы: формирование читательской компетенции: уроки-исследования текста, уроки-игры, обобщающие уроки / авт.- сост. Т.В. Данилюк. – Волгоград: Учитель, 2011
Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов, 2006
Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник/ М.: Школьная библиотека, 2004
Ресурсы сети Интернет
Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа с текстом на уроках литературного чтения как основной способ формирования читательской компетентности младшего школьника".»
Учитель начальных классов:
Варман Людмила Сергеевна
ГБОУ СОШ №249 г. СПб
Работа с текстом на уроках литературного чтения как основной способ формирования читательской компетентности младшего школьника
"Читать – это еще ничего не значит.
Что и как читать – вот суть вопроса"
К.Д. Ушинский
1.Введение.
Работа с текстом на уроках литературного чтения находится в зоне особого внимания. К сожалению, в наше время у детей снижается интерес к книгам, к чтению. Поэтому необходимо препятствовать снижению интереса к чтению. Известно, что основная работа по формированию читательской компетентности в начальной школе проходит на уроках литературного чтения. Над данной темой в качестве темы для самообразования я работаю первый год.
2. Актуальность проблемы.
Работа с текстом на уроках литературного чтения находится в зоне особого внимания. К сожалению, в наше время у детей снижается интерес к книгам, к чтению. Поэтому необходимо препятствовать снижению интереса к чтению. Известно, что основная работа по формированию читательской компетентности в начальной школе проходит на уроках литературного чтения.
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся УУД. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с текстом и информацией. Формирование читательской компетентности у младшего школьника, способного использовать читательскую деятельность как средство самообразования является основной целью ФГОС НОО, где в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования»
Читательская грамотность, в контексте международного исследования PIRLS, понимается как «способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей» В контексте требований ФГОС НОО читательская грамотность рассматривается как «один из планируемых результатов обучения, и понимается, как способность работать с текстом для извлечения информации и дальнейшего её использования» Читательская компетенция это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях.
3. Формы, виды, приёмы работы с литературным произведением
На уроках литературного чтения необходимо создавать проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.
- Беседы-дискуссии. Выборочное чтение. (Учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. В поисках ответов на вопросы дети обращаются к тексту, накапливая материал для пересказа.)
- Выразительное чтение текста учителем. (после прочтения учителем, ребята стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали)
- Устное словесное рисование. (дети воображают прочитанное, усматривают за словами картины и образы, представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.)
- Словарная работа. (объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками, толковый словарь.)
- Инсценировка.
- Создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению.
- Прием «Чтение с пометами» (во время чтения текста необходимо выделить то, что ребята уже знают или то, что им незнакомо еще (новое)).
- Прием «Толстые и тонкие вопросы» (необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).
- Прием «Чтение с остановками». Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению. Данный прием содержит три стадии:
1 стадия - вызов. (на основе заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.)
2 стадия - осмысление. (познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале, обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" )
3 стадия - рефлексия. (дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.)
-Прием «Синквэйн» Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете.
- Составление плана и пересказ по плану.
4. Заключение.
Говорить о результативности еще рано, т.к. я только начала работу над данной темой.
Стараюсь в своей работе регулярно использовать данные методы и приёмы работы по формированию читательской компетентности у младших школьников.
5. Используемая литература
Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Наука, 2000
Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. М.: Просвещение, 1983
Литературное чтение. 1–4 классы: формирование читательской компетенции: уроки-исследования текста, уроки-игры, обобщающие уроки / авт.- сост. Т.В. Данилюк. – Волгоград: Учитель, 2011
Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов, 2006
Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник/ М.: Школьная библиотека, 2004
Ресурсы сети Интернет