СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Работа с текстом на уроках литературного чтения как основной способ формирования читательской компетентности младшего школьника".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель начальных классов:

Варман Людмила Сергеевна

ГБОУ СОШ №249 г. СПб

 

Работа с текстом на уроках литературного чтения как основной способ формирования читательской компетентности младшего школьника

 

"Читать – это еще ничего не значит.

Что и как читать – вот суть вопроса"

К.Д. Ушинский

1.Введение.

      Работа с текстом на уроках литературного чтения находится в зоне особого внимания. К сожалению, в наше время у детей снижается интерес к книгам, к чтению. Поэтому необходимо препятствовать снижению интереса к чтению. Известно, что основная работа по формированию читательской компетентности в начальной школе проходит на уроках литературного чтения. Над данной темой в качестве темы для самообразования я работаю первый год.

 

2. Актуальность проблемы.

       

        Работа с текстом на уроках литературного чтения находится в зоне особого внимания. К сожалению, в наше время у детей снижается интерес к книгам, к чтению. Поэтому необходимо препятствовать снижению интереса к чтению. Известно, что основная работа по формированию читательской компетентности в начальной школе проходит на уроках литературного чтения.

       В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся УУД. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с текстом и информацией.  Формирование читательской компетентности у младшего школьника, способного использовать читательскую деятельность как средство самообразования является основной целью ФГОС НОО, где в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования»

       Читательская грамотность, в контексте международного исследования PIRLS, понимается как «способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей» В контексте требований ФГОС НОО читательская грамотность рассматривается как «один из планируемых результатов обучения, и понимается, как способность работать с текстом для извлечения информации и дальнейшего её использования» Читательская компетенция это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях.

 

3. Формы, виды, приёмы работы с литературным произведением

      На уроках литературного чтения необходимо создавать проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.

- Беседы-дискуссии. Выборочное чтение. (Учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. В поисках ответов на вопросы дети обращаются к тексту, накапливая материал для пересказа.)

- Выразительное чтение текста учителем. (после прочтения учителем, ребята стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали)

- Устное словесное рисование. (дети воображают прочитанное, усматривают за словами картины и образы, представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.)

- Словарная работа. (объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками, толковый словарь.)

- Инсценировка. 

- Создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению.

- Прием «Чтение с пометами» (во время чтения текста необходимо выделить то, что ребята уже знают или то, что им незнакомо еще (новое)).

- Прием «Толстые и тонкие вопросы» (необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).

- Прием «Чтение с остановками». Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению. Данный прием содержит три стадии:

1 стадия - вызов. (на основе заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.)

2 стадия - осмысление. (познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале, обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" )

3 стадия - рефлексия. (дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.)

-Прием «Синквэйн» Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете.

- Составление плана и пересказ по плану.

 

4. Заключение.

        Говорить о результативности еще рано, т.к. я только начала работу над данной темой.

Стараюсь в своей работе регулярно использовать данные методы и приёмы работы по формированию читательской компетентности у младших школьников.

 

5. Используемая литература

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Наука, 2000

Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. М.: Просвещение, 1983

Литературное чтение. 1–4 классы: формирование читательской компетенции: уроки-исследования текста, уроки-игры, обобщающие уроки / авт.- сост. Т.В. Данилюк. – Волгоград: Учитель, 2011

Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов, 2006

Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник/ М.: Школьная библиотека, 2004

Ресурсы сети Интернет

Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа с текстом на уроках литературного чтения как основной способ формирования читательской компетентности младшего школьника".»

Учитель начальных классов:

Варман Людмила Сергеевна

ГБОУ СОШ №249 г. СПб


Работа с текстом на уроках литературного чтения как основной способ формирования читательской компетентности младшего школьника


"Читать – это еще ничего не значит.

Что и как читать – вот суть вопроса"

К.Д. Ушинский

1.Введение.

Работа с текстом на уроках литературного чтения находится в зоне особого внимания. К сожалению, в наше время у детей снижается интерес к книгам, к чтению. Поэтому необходимо препятствовать снижению интереса к чтению. Известно, что основная работа по формированию читательской компетентности в начальной школе проходит на уроках литературного чтения. Над данной темой в качестве темы для самообразования я работаю первый год.


2. Актуальность проблемы.

Работа с текстом на уроках литературного чтения находится в зоне особого внимания. К сожалению, в наше время у детей снижается интерес к книгам, к чтению. Поэтому необходимо препятствовать снижению интереса к чтению. Известно, что основная работа по формированию читательской компетентности в начальной школе проходит на уроках литературного чтения.

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся УУД. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с текстом и информацией. Формирование читательской компетентности у младшего школьника, способного использовать читательскую деятельность как средство самообразования является основной целью ФГОС НОО, где в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования»

Читательская грамотность, в контексте международного исследования PIRLS, понимается как «способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей» В контексте требований ФГОС НОО читательская грамотность рассматривается как «один из планируемых результатов обучения, и понимается, как способность работать с текстом для извлечения информации и дальнейшего её использования» Читательская компетенция это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях.


3. Формы, виды, приёмы работы с литературным произведением

На уроках литературного чтения необходимо создавать проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.

- Беседы-дискуссии. Выборочное чтение. (Учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. В поисках ответов на вопросы дети обращаются к тексту, накапливая материал для пересказа.)

- Выразительное чтение текста учителем. (после прочтения учителем, ребята стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали)

- Устное словесное рисование. (дети воображают прочитанное, усматривают за словами картины и образы, представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.)

- Словарная работа. (объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками, толковый словарь.)

- Инсценировка.

- Создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению.

- Прием «Чтение с пометами» (во время чтения текста необходимо выделить то, что ребята уже знают или то, что им незнакомо еще (новое)).

- Прием «Толстые и тонкие вопросы» (необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).

- Прием «Чтение с остановками». Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению. Данный прием содержит три стадии:

1 стадия - вызов. (на основе заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.)

2 стадия - осмысление. (познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале, обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" )

3 стадия - рефлексия. (дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.)

-Прием «Синквэйн» Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете.

- Составление плана и пересказ по плану.


4. Заключение.

Говорить о результативности еще рано, т.к. я только начала работу над данной темой.

Стараюсь в своей работе регулярно использовать данные методы и приёмы работы по формированию читательской компетентности у младших школьников.


5. Используемая литература

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Наука, 2000

Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. М.: Просвещение, 1983

Литературное чтение. 1–4 классы: формирование читательской компетенции: уроки-исследования текста, уроки-игры, обобщающие уроки / авт.- сост. Т.В. Данилюк. – Волгоград: Учитель, 2011

Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов, 2006

Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник/ М.: Школьная библиотека, 2004

Ресурсы сети Интернет


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!