Работа со слабоуспевающими учащимися с задержкой психического развития на уроках математики.
М.В. Алексеева, учитель математики МОКУ «СК(О)Ш-И №34» г. Якутск
Аннотация: Обучение учащихся с задержкой психического развития по математике, с применением коррекционных методов, повышает качество знаний по предмету, способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Рассмотрено применение дифференцированных работ по математике, в которых разные группы учащихся получают задания, различающиеся не только содержанием, но и формой их подачи.
Ключевые слова: уровневая дифференциация, учащиеся с задержкой психического развития, математика.
В нашем обществе наряду с интеллектуально развитыми, одаренными, талантливыми детьми существует категория так называемых «проблемных» школьников. В наше неустойчивое время их количество растет: все больше и больше становится детей с низким уровнем обучаемости, с проблемами социальной депривации, с различными отклонениями в психофизическом развитии. Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляют дети с задержкой психического развития [1].
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень развития восприятия и памяти; отмечается низкий уровень работоспособности, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка. Усвоение программного материала массовой школы по математике вызывает большие затруднения, в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений. Внимание детей с задержкой психического развития характеризуется неустойчивостью, большой отвлекаемостью и т. д.
Учащиеся этой категории требуют особого подхода. Необходимо каждому из таких детей оказать индивидуальную помощь. Такие дети обучаются на успехе. В свою очередь, успешность их обучения зависит во многом от своевременной и тактичной помощи учителя. При этом важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, оценивать сохранные стороны личности, потенциальные возможности и, опираясь именно на них развивать в них веру в свои силы и возможности. Наряду с учащимися с задержкой психического развития в каждом классе в свою очередь имеются слабоуспевающие учащиеся [2].
Математика является одной из самых сложных дисциплин и вызывает объективные трудности у многих школьников, тем более у детей с задержкой психического развития. В школе №34 обучение ведется на основе программы общеобразовательной школы с внесенными изменениями - сокращение некоторых учебных тем и объема материала в них [3].
Отсутствие многих математических представлений, существенные пробелы в математическом развитии учащихся с задержкой психического развития приводят к трудностям, в овладении данным учебным предметом уже в первый год обучения среднего звена. Они усваивают программный материал не полностью; плохо запоминают и слабо удерживают в памяти то, что преподносится им на уроке. Таким образом, содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп обучения детей с задержкой психического развития не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.
Неоднородность состава учащихся, разные возможности усвоения математических знаний требуют дифференцированного, индивидуального подхода к ним. Успех в обучении математике школьников с задержкой психического развития во многом зависит, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой – от учета потенциальных возможностей учащихся. Этим детям требуется дополнительная помощь учителя, специфические приемы обучения.
Поэтому для детей, которые затрудняются в той или иной теме составляются индивидуально-коррекционные программы по их возможностям и способностям. Частично применяется (внедряется) технология ДЕМСОС, так как КСО дает возможность обучить каждого ученика по своим способностям (индивидуальный подход). Даются задания с опорой на образцы: наглядные, описанные словесно, конкретно в той или иной степени абстрактные. При работе со слабоуспевающими учащимися учитывается индивидуальный и дифференцированный подход. Объем учебного материала зависит от темпа учащегося. На каждом этапе урока ведется систематический контроль за качеством усвоения знаний, формированием умений и навыков (индивидуальные работы, работа по карточкам, самостоятельные работы, контрольные работы, проверочные работы).
Особенности детей данной категории требуют преподнесения материала небольшими дозами, с более постепенным, чем обычно, усложнением. Учитывая индивидуальные возможности учащихся, на каждом этапе урока предусматриваются задания различной степени трудности. Если при знакомстве с новым материалом большинство учеников могут самостоятельно выполнить аналогичное задание, то слабоуспевающие ученики справляются с ним только под контролем и с помощью учителя. Требуются также дополнительные вопросы и разъяснения, применение наглядности.
При составлении самостоятельных работ предусматриваются различные по трудности индивидуальные задания. При этом трудность задания и степень самостоятельности постепенно нарастают, что способствует оптимальной реализации дидактического принципа «от простого к сложному».
Также, эффективным приемом для нормализации учебной деятельности слабоуспевающих школьников является алгоритмизация. С ее помощью осуществляются подчинение ребенка какому-либо предписанию, перенос алгоритма решений на такие задачи, условия которых внешне не сходны с условиями предыдущих задач, а также обобщение операций, систематизация знаний. Это различные карточки-инструкции, в которых записана последовательность действий при решении уравнений, задач, трудных случаев умножения и деления и др. Использование данного приема позволяет осуществлять коррекцию недостатков памяти слабоуспевающих учащихся, так как при работе по алгоритмам происходит их заучивание и автоматизация, а также коррекцию недостатков мышления, поскольку происходит обобщение действий и операций. Проговаривая и выполняя инструкцию по отдельным этапам, дети учатся правильно рассуждать и контролировать себя в процессе самостоятельной работы.
Работая с данной категорией учащихся, для того, чтобы заинтересовать и увлечь их таким интересным предметом как математика уделяю внимание на каждом уроке нестандартным задачам, а также включаю задачи на смекалку и развитие логики.
Подобные задачи повышают интерес учащихся к математике, делают предмет увлекательным. Учитель с их помощью приучает ребят к логике мышления, тренирует их умственные способности.
Также в дополнение к основным урокам математики для слабоуспевающих учащихся, проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия 1 раз в неделю для восполнения возникающих пробелов в знаниях. На этих занятиях обучаю приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, памятками, схемами, алгоритмами действий. При этом я имею возможность проверить правильность рассуждений ученика, понять, почему и в чем он ошибся, какое звено рассуждений опустил. Индивидуальные разъяснения и дополнительные тренировочные упражнения с подробными объяснениями каждого этапа работы помогут детям избежать многих ошибок в самостоятельной работе.
Выводы
В зависимости от темы и целей каждого отдельного урока математики учитель вправе подбирать самые разные методы преподнесения учебного материала. Но в работе с детьми, имеющими недостаточную математическую подготовку, предпочтение следует отдавать коррекционным методам, направленным на развитие познавательной активности, мышления и речи этих учащихся. Использование дифференцированных заданий, учитывающих особенности слабоуспевающих детей, способствует преодолению недостатков их развития, позволяет восполнить пробелы в математических знаниях и заложить основу для дальнейшего изучения курса математики.
А также, важным моментом в работе со слабоуспевающими детьми является наблюдение за динамикой продвижения каждого ребенка. Исходя из этого, сразу же выявляется незнания и устранения пробелов.
Литература
Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В. и др. Дифференциация в обучении математике // Журнал Математика. 1990. №4. С.15-27.
Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение // Библиотека журнала «Директор школы». 2002. №9. 12 с.
Программа по работе с детьми ЗПР // Журнал «Дефектология». 1993. №2. С. 21.