СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Работа со словарными словами на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются некоторые приемы работы со словарными словами.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа со словарными словами на уроках русского языка"»

Словарная работа на уроках русского языка

Словарная работа – необходимое звено уроков русского языка. Именно она охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления. Эта работа активизирует словарь учащихся, то есть способствует использованию новых слов в речи. В то же время словарная работа – один из сложных видов работы на уроке: учащиеся, получая большой объём информации, должны её запомнить.

В связи с этим перед учителем встаёт вполне закономерный вопрос: как преподнести новое слово; какие приёмы работы с новыми словами использовать на уроке; как контролировать усвоение новых слов? Поиск ответов на эти вопросы привел меня к тому, что в своей практике я стала использовать несколько этапов работы со словарными словами, которая включает:

1. Знакомство с новым словом.

Для активизации зрительной памяти учащихся ввожу приём «рассматривания» слова, то есть обращаю внимание на его внешнее оформление (буквенную запись). На этом этапе можно разделить слово на слоги, поставить ударение, произнести вслух и про себя (подключается слуховаяя память). Особенно приём «рассматривания» слова необходим в слабом классе, где внимание учащихся рассеянно. Далее поэтапно:

а) указываются морфологические признаки слова;

б) определяется его лексическое значение;

в) указывается этимология;

г) подбираются однокоренные слова;

д) составляются словосочетания или предложения.

Например,

Аллея (ал-ле-я) – сущ., ж.р., 1 скл. Дорога в саду или парке с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам. (От франц. «проход, дорога»)

Аллейка, аллейный.

Липовая аллея, идти по аллее.

Учебник М. Разумовской предлагает упражнения ЗСП, в которых уччащиеся должны усвоить значение, структуру, правописание слова. В такие упражнения вводится не менее десяти слов. Естественно, на одном уроке запомнить всё невозможно, поэтому самая кропотливая часть работы: поиск значения в словаре, обработка словарной статьи – выполняется учащимися дома. Это развивает навыки самостоятельной работы со словарями.


2. Разработка тематических словарей.

Например, в 5 классе «Спорт», «Магазин», «Транспорт», «Цвет и его оттенки», «В зоопарке»; в 6 классе – «Профессия», «Интерьер», «Искусство», в 9 классе – «Производство», «Наука и техника», «История», «Политика», «Мир и человек».

Тема «Театр» – партер, бельэтаж, ложа, амфитеатр, режиссёр, декорация, артист, кулисы, аплодисменты, афиша, аншлаг, антракт, спектакль, пьеса, репетиция, драма.

Тема «В зоопарке» – вольер, террариум, окрас, оперение, повадки, а также название некоторых животных и их детенышей: медведь – медвежонок – медвежата, песец – недопесок, тюлень – белек.

Тема «Твоя жизненная позиция» – активный, пассивный, мировоззрение, мировосприятие, гуманный, деятельный, оптимист, пессимист, прогрессивный.


3. Собирание слов со словообразовательными элементами.

Авто – «сам». Автомобиль, автопортрет, автобиография, автограф.

Аква – «вода». Аквариум, акварель, акватория, акваланг, аквалангист.

Библио – «книга». Библиотека, библиография, библиофил, библиоман.

граф(о) – «пишу». Орфография, биография, телеграф, география…

тека – «собрание». Библиотека, фонотека, дискотека, видеотека, картотека…

Про- – «вперед, за». Программа, прогресс.

Теле – «далеко». Телефон, телескоп, телеграф, телепатия, телепат.

Терра – «земля». Территория, терраса, террариум, террикон. И.т.д.


4. Собирание слов с удвоенными согласными.

Учащиеся должны уметь отличать их от слов, в которых пишется одиночная согласная.


Аллея Галерея

Коррида Коридор

Искусство Искусный

Рассчитывать Расчет

Балл Бал

Пресса Пьеса

Кристалл Кристальный и т. д.


ЖЖ: вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник.

В среднем звене на уроках можно включать элементы игры, использовать стихотворения, загадки, помогающие запоминанию слов.


Спросите, не повысив тона:

Что больше, центнер или тонна?


Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.


Кто получит низкий балл,

не придет на школьный бал.


Если в доме много сора,

В доме может вспыхнуть ссора.


Радиоволна идет сквозь стену.

Мы поймаем её на антенну.


Сегодня будет «Кинопанорама».

Какая интересная программа!


Если пьете в школе квас,

Не забрызгайте весь класс.


Приятнее найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.


Во мне два К, не забывайте,

Таким, как я, всегда бывайте:

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом … (аккуратный).


Он на вокзалах есть всегда,

К нему подходят поезда,

Двойное Р содержит он

И называется … (перрон).


5. Всевозможные виды контроля.

Творческие работы, работа по карточкам (записать слово по его лексическому значению, дать толкование слов), словарные диктанты и т.д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!