СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Разновидность кожи и способы её обработки"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Натуральная кожа обладает уникальными свойствами, которые позволяют использовать ее для изготовления самых разных вещей. Шкура животного - это сложная биологическая система. Она служит для защиты живого организма от воздействия внешней среды, является органом осязания, регулятором температуры тела и обмена веществ, поэтому этот материал определяет такой широкий спектр возможностей .

Просмотр содержимого документа
«Статья "Разновидность кожи и способы её обработки"»

Разновидность кожи и способы её обработки.

Натуральная кожа обладает уникальными свойствами, которые позволяют использовать ее для изготовления самых разных вещей. Шкура животного - это сложная биологическая система. Она служит для защиты живого организма от воздействия внешней среды, является органом осязания, регулятором температуры тела и обмена веществ, поэтому этот материал определяет такой широкий спектр возможностей . [27, c.387]

Кожа редко используется в естественном состоянии, поскольку на нее воздействуют изменения в температуре (кожа становится жесткой и ломкой в низких температурах, трескается в высоких температурах) и процесс разложения. Цель заводской обработки состоит в том, чтобы устранить эти проблемы при помощи специальных растительных, животных и синтетических веществ.

Прежде всего, кожа - это материал животного происхождения, полученный из дубленых шкур животных. В свою очередь, шкура животного состоит из трех основных слоев: эпидермиса, собственно кожи - дермы и подкожной клетчатки. [27, c.390]

Эпидермис - верхний слой, расположенный над собственно кожей, образуется клетками, наполненными влагой, питаются они через капилляры и поры. Волосяной покров животного, пронизывая эпидермис, соединяется с дермой. В процессе выделки кож эпидермис удаляется, тогда как при производстве меха он имеет основное значение.  

Собственно кожа или дерма — это как раз то, что нас интересует, именно из нее и вырабатывают кожевенное сырье. Основными составляющими дермы являются волокна соединительной ткани: коллагеновые, эластиновые и гладкие мышечные. Пучки коллагеновых волокон, а их в структуре дермы подавляющее большинство, пронизывают ее во всех направлениях, придавая коже пластичность и прочность.  

В свою очередь, дерма состоит из двух слоев: верхний - сосочковый, образует на поверхности кожи тонкую плотную блестящую пленку, которая определяет внешний вид и качество кожи (по естественному точечному рисунку на этой пленке - мерее, можно определить, из шкуры какого животного изготовлена кожа); нижний слой - сетчатый, составляет основную часть дермы. Коллагеновые волокна здесь гуще и сильнее сплетены, что и определяет прочность кожи. [27, c.401]  

Третий слой шкуры - подкожная клетчатка, состоит из соединительных, мышечных, нервных волокон и жировой ткани, соединяет дерму с мышцами животного. При производстве кож клетчатка полностью удаляется.

Кожи, с которыми мы сталкиваемся в обиходе, вырабатывают чаще всего из шкур крупного рогатого скота, лошадей, коз, свиней, овец, оленей. Редко, но можно встретить выделанную кожу крокодила, змей или рыб. Делают кожевенное сырье и из шкур морских животных - моржа, тюленя, кита. [27, c.411]

Существует три основных этапа превращения шкуры животного в кожу. В результате подготовительных операций - свежевания и очистки - дерма превращается в недубленый полуфабрикат – голье, обладающее микроструктурой и химическими свойствами необходимыми для производства конкретного вида кож. За тем, при дублении закрепляется структура голья. Отделочные операции проводятся для придания дубленому полуфабрикату необходимых свойств (гигиенических, технологических, физических и проч.) и заданного внешнего вида. [27, c.423]

Приемы выделки кожи у разных народов отличались. Для предохранения шкуры животного от гниения и разрушения применялись разные способы дубления. Один из самых древних – выдерживание шкуры в дыму сжигаемых растений (альдегидное дубление). Кочевники смазывали шкуры жиром и мозгом животного, а индейцы втирали в кожу смесь из яиц и жира. Затем кожу отмывали в проточной воде и разминали гладкими камнями округлой формы. Это приемы жирового дубления. В Индии и у народов Севера, для дубления кожи использовали отвары и настои из веток и листьев растений – это пример растительного дубления. В Азии применялся способ квасцового дубления с использованием смеси муки, соли, яичного желтка и алюминиевых квасцов. [27, c.445]

В зависимости от происхождения и способа дубления получаются кожи с различными свойствами.

ОПОЕК.

Мягкая, эластичная кожа, полученная из шкур телят-сосунков.

ВЫРОСТОК.

Кожа, аналогичная опойку, но менее эластичная и мягкая, получают ее из шкур телят, перешедших на растительную пищу.

ШЕВРО.

Мягкая, плотная, прочная кожа, изготовленная хромовым дублением из шкур коз. На поверхности (мерее) имеет своеобразный рисунок в виде мелких морщинок.

ШЕВРЕТ.

Плотная, эластичная кожа, выработанная из овечьих шкур хромовым дублением. По рисунку мереи она похожа на шевро.

САФЬЯН.

Тонкая, мягкая кожа разных цветов, выделываемая растительным дублением обычно из козьих шкур, реже - шкур овец, телят и жеребят. Секрет ее производства известен в России с XII в. В настоящее время не производится.

НАТУРАЛЬНАЯ ЗАМША.

Кожа, выработанная жировым дублением из шкур оленей, лося, диких коз. Это мягкая, рыхлая, но очень прочная бархатистая кожа с густым, низким ворсом на лицевой поверхности.

ВЕЛЮР.

Кожа, изготовленная из хромовых свиных реже овечьих кож. Эту кожу с изнаночной стороны подворсовывают под замшу.

ЧЕПРАК.

Тяжелая, плотная, толстая кожа, выработанная жировым дублением из шкур крупного рогатого скота (КРС), взятых со спины животного.

ШОРА.

Плотная, толстая кожа, выработанная жировым дублением из шкур КРС, более пластична, нежели чепрак.

ЮФТЬ.

Толстая кожа, выработанная жировым дублением из шкур КРС, взятых с брюха животного. Значительно мягче и пластичней, чем чепрак или шора.

Выдубленную тем или иным способом кожу окрашивают при помощи барабанного или чанового крашения минеральными красителями.

Теперь из кожи можно делать разные вещи. Это и одежда, и обувь, и украшения, и сосуды, и, даже, панно и скульптуры. [40,c.34]

Для того чтобы получить кожу, шкуры сначала консервируют, затем удаляют волосяной покров, дубят, жируют и окрашивают. Сейчас дубление осуществляется комбинированными способами - минеральными, растительными и синтетическими дубильными веществами.

Минеральные - основные соли тяжелых металлов (хрома, алюминия, железа и др.), а также некоторые кислоты.

Растительные - содержащиеся в растениях слабые кислоты. Синтетические - конденсированные продукты сульфирования ароматических углеводородов или фенолов.
Красят кожу покрывным и глубоким крашением. Покрывное: на лицевую поверхность кожи наносится пленка краски, которая придает коже блеск, выравнивает цвет, скрывает пороки, защищает от влаги. Глубокое: кожа прокрашивается на всю толщину. [28, c.500] 

Кожу для поделок можно приобрести в специальных магазинах, где продаются товары для умелых рук, но там она, как правило, небольших размеров, в виде обрезков и отходов кожевенного и обувного производства.

По ним сложно определить вид кожи, способ дубления и т. п., хотя некоторые показатели определяются точно. Например, кожи хромового дубления на срезе всегда имеют зеленовато-голубой оттенок, а кожи растительного дубления на срезе имеют оттенки теплых цветов - от желтых до коричневых. Свиная кожа имеет выраженную своеобразную мерею - естественный рисунок поверхности кожи животного - с крупными порами, часто сгруппированными по три (рис. 1). Ее используют как подкладочную, так как свиная кожа непрочная, легко намокает. [28, c.505]

При выборе кожи для какого-либо изделия важно определить способ окраски. Так, например, кожи, окрашенные нитрокрасками, или лаковые не применяются для выжигания. Лаковая кожа бывает всевозможных цветов, имеет сильный блеск, гладкую поверхность без мереи, вода в нее не впитывается. Она отделана нанесением на лицевую поверхность лаковой композиции на основе полиуретановых смол, плохо тянется, ее нельзя применять для выполнения изделий в технике "мятая кожа", вощить, из нее нельзя нарезать ремешки для оплетки. Зато она хорошо смотрится в аппликации при использовании с другими кожами. [28, c.553]

Кожа, окрашенная нитрокрасками, тоже не применяется для выжигания, не вощится, но годится на ремешки, а тонкая даже неплохо мнется.

Нитрокрашеная кожа на срезе имеет цвет только сверху и с бахтармы, середина среза обычно светлая. Цвет может быть любым, поверхность имеет мерею, естественную или нанесенную искусственно. Если на такую кожу капнуть водой, то она не впитается. Лучшие кожи - растительного дубления. Они эластичные, плотные, хорошо впитывают влагу. Эти кожи пригодны для всех способов художественной обработки. Они имеют красивые натуральные тона от теплого желтого до светло-коричневого и применяются для выжигания, тиснения, росписи, для изготовления переплетов, ювелирных изделий, ремешков для оплетки. [28, c.565]

Что касается технических приёмов художественной  обработки  кожи , то их великое множество. Среди основных - тиснение, перфорация, плетение, пирография, гравировка, аппликация, интарсия. [31, c.109]

ТИСНЕНИЕ.

Различают несколько видов тиснения. В промышленном производстве применяются различные способы штамповки, когда рисунок на коже выдавливается при помощи пресс-форм. При изготовлении художественных изделий также применяют штамповку, но используют наборные штампы и чеканы. Другой способ – тиснение с наполнением – вырезание из картона (лигнина) или кусочков шоры элементов будущего рельефа и подкладывание под слой предварительно увлажненной юфти, которую затем «обжимают» по контуру рельефа. Мелкие детали выдавливают без подкладки за счет толщины самой кожи. При высыхании она твердеет и «запоминает» рельефный декор. Термо-тиснение – выдавливание декора на поверхности кожи при помощи разогретых металлических штампов. [31, c.110]

ПЕРФОРАЦИЯ.

Перфорация или высечка – один из древнейших приемов. Собственно он сводится к тому, что при помощи пробойников различной формы в коже высекаются отверстия расположенные в виде орнамента. Этот прием используют и для создания сложных композиций наподобие витража или арабеска (например, в ювелирных украшениях, настенных панно и т.д.). [31, c.113]

ПЛЕТЕНИЕ.

Плетение — один из способов обработки, заключающийся в соединение при помощи специальной техники нескольких полосок кожи. В ювелирных изделиях часто применяют элементы макраме, выполненные из «цилиндрического» шнурка. В сочетании с перфорацией плетение применяется для оплётки края изделий (используется для отделки одежды, обуви, сумок). [31, c.121]

ПИРОГРАФИЯ.

Пирография (выжигание) – прием новый, но с древней родословной. Видимо, первоначально выжигание по коже явилось побочным эффектом при термотиснении (известно в России с XII, а в Европе с XIII века), но затем широко применялось как самостоятельный прием. В классическом виде пирография представляет собой нанесение на поверхность плотной кожи (шоры, чепрака) различных орнаментов. Делалось это при помощи разогретых штампов из меди и применялось в основном для отделки конской упряжи. Современная пирография своими выразительными возможностями обязана изобретению выжигательного прибора (пирографа). При помощи пирографии можно наносить на кожу очень тонкие и сложные рисунки. Часто применяется в сочетании с гравировкой, росписью, тиснением при создании панно, украшений, изготовлении сувениров. [31, c.124]

ГРАВИРОВКА.

Гравировку (резьбу) применяют при работе с тяжелыми, плотными кожами (шора, чепрак, реже – юфть). Делается это так – на лицевую поверхность размоченной кожи, с помощью резака наносят рисунок. Затем дорожником или штихелем (или любым металлическим предметом продолговатой формы) прорези расширяют и заполняют акриловой краской. При высыхании контурный рисунок сохраняет свою четкость, а линии – толщину. Другой способ заключается в том, что вместо дорожника используется пирограф. В этом случае цвет и толщина линий, а также глубина гравировки регулируется изменением степени накала иглы пирографа. [31, c.129]

АППЛИКАЦИЯ.

В зависимости от того, какое изделие декорируется, несколько различаются способы аппликации. Так, при отделке предметов одежды элементы декора выполняют из тонких кож (опоек, шевро, велюр) и пришивают к основе. При создании панно, изготовлении бутылей или сувениров фрагменты аппликации могут быть выполнены из любых видов кож и наклеены на основу. В отличие от интарсии при аппликации допустимо соединение элементов «внахлест». [31, c.131]

ИНТАРСИЯ.

По сути, тоже, что инкрустация или мозаика: фрагменты изображения монтируются «стык-в-стык». Прием очень древний. Пифагор упоминает о выполненных подобным образом таблицах, применявшихся в обрядах Пирамид. Другой пример – созданные в технике интарсии византийские иконы (VIII-XII вв.), так понравились крестоносцам, что мода на кожаные обои, охватив всю Европу, продержалась более трехсот лет. Интарсию выполняют на текстильной или деревянной основе. В зависимости от этого выбирают сорта кож. При работе с текстильной основой используют тонкие пластичные кожи (опоек, шевро, велюр и тонкую юфть), а при работе на доске – тяжелые (шора, чепрак). Для достижения надлежащего качества, по предварительному эскизу выполняют точные лекала всех фрагментов композиции. Затем по этим лекалам, из предварительно окрашенных кож вырезают элементы и наклеивают на основу при помощи костного клея или эмульсии ПВА. Техника интарсии применяется в основном для создания настенных панно, но в сочетании с другими приемами может использоваться при изготовлении бутылей, сувениров, декорировании мебели. [31, c.135]

ШЕРФОВАНИЕ

Это утончение кожи и скашивание края деталей с бахтармяной стороны перед сборкой. Шерфуются все места соединения или места сгибов кожи. Шерфование выполняется срезанием слоя кожи ножом под углом около 45° движениями от себя, напоминающими нарезание филе. Шерфовать следует на стекле или керамической плите. [31, с.143]


ВОЩЕНИЕ

Для придания блеска и для предохранения кожи от износа и загрязнения готовое изделие следует покрыть воском - навощить. Перед нанесением на кожу воск растворить в бензине, наносить кусочком ткани. Можно ткань смочить в бензине, потереть о воск, а затем нанести на кожу. После высыхания изделие отполировать фланелью. [31, c.145]

Кроме того, кожу можно расписывать, её можно формовать, придавая любую форму и рельеф (при помощи размачивания, проклеивания, наполнения).

Из кожи можно делать как «феньки» так и вполне серьезные ювелирные украшения. Причем в разных стилях от готики до хай-тека. И сочетать её можно почти с любыми материалами – деревом, керамикой, металлами, самоцветами, перламутром и т.д. Коже можно придать свойства других декоративных материалов – дерева, керамики, текстиля, или подчеркнуть ее собственные выразительные особенности в ювелирном изделии полностью выполненном из кожевенных материалов. Кожа многолика, и украшения из нее могут быть как предельно «светскими», так и абсолютно демократичными. [36, c.194]

В старину из кожи делали сосуды для воды и вина, помещая внутрь кожаного мешка выделанный бычий пузырь или овечий желудок. Во Франции кожаные мешки для перевозки вина назывались «бутье» (отсюда, полагают, идет слово «бутыль»). Если верить фольклору и письменным источникам, сосуды для вина, тщательно сделанные из козьих и других шкур, в свое время не были чем-то из ряда вон выходящим. Такие сосуды известны у народов всего мира. С появлением стеклянных бутылей в Западной Европе, из кожи стали делать футляры для походных фляг. Кроме того, кожу, наряду с берестой, часто использовали для ремонта керамической утвари (подобная технология известна у славян, скандинавов и народов Севера). [44, c.32]

Кожа - материал, известный человечеству еще с древности. Одежда из шкур, первые утилитарные предметы - ремни, обматывающие древко копья, пояса, сумки...

Человечество, взрослея, шло по пути изобретения технологий, в том числе и технологий обработки кожи. Ее научились дубить, затем - красить. [44, c.34]

Разнообразился быт человечества, появлялись новые предметы обихода - и здесь, наряду с деревом, металлом, глиной кожа была незаменима для людей.

То, что сегодня называется художественной обработкой кожи, появилось вместе с цивилизацией. Разные народы использовали кожу и украшали предметы из нее по-разному. В Европе вместе с книгопечатанием появилось тиснение, дамские сумки и пояса украшали аппликация и вышивка. На севере кожу отделывали мехом, а на Востоке ее научились покрывать золотом.

Кожаные одежда и обувь, мебель и обои, переплеты книг и ножны для оружия сопровождали человечество на протяжении всей его истории.

Сегодня мастер художественной обработки кожи - профессия редчайшая. Их единицы в России и, наверное, всего несколько десятков человек в мире. Они занимаются как сохранением традиционных, так и постоянным поиском новых техник и художественных приемов обработки кожи. [49, c.320]

И немного о маркировке, упаковке, транспортировании и хранении изделий из кожи.

Требования к качеству изделий

Качество изделий с художественной обработкой кожи должно соответствовать утвержденному образцу-эталону и отвечать требованиям стандартов и технических условий.

Общими требованиями для всех художественных изделий из кожи являются: прочность, легкость, правильная форма, красивый внешний вид. Кожа должна быть эластичной, равномерно окрашенной, без складок и морщин, с чистой лицевой стороной и четким тиснением;
строчка — ровной, хорошо натянутой, без пропусков стежков, петлистости, пробоин, обрыва ниток. [27, c.387]

Сортность

По качеству художественные изделия из кожи делятся на 1-й и 2-й сорта. Сорт изделий зависит от обнаруженных на них при осмотре дефектов. В стандартах и технических условиях (основным видом технического документа на художественные изделия из кожи является МРТУ, но качество утверждается и другими категориями технических условий) приводятся таблицы оценки дефектов готовых изделий по каждому виду, а также указываются вид, местонахождение и число дефектов, допускаемых в 1-м и 2-м сортах. [27, c.389]

Маркировка

Художественные изделия из кожи маркируют методом шелкографии, тиснением фольгой и подогревом или красочным клеймом на подкладке, хлопчатобумажной или шелковой ленте, бумажной этикетке, прикрепленной к изделию. Дополнительно используют подвесные маркировочные ярлыки. Маркировка изделий из меха аналогична маркировке швейных изделий. Маркировка должна быть четкой, ясной, художественно оформленной с утвержденным фирменным знаком и содержать: наименование предприятия-изготовителя и изделия, артикул, номер модели, сорт, цену, дату выпуска, номер МРТУ, номер контролера (или штамп ОТК). [27, c.391]

Упаковка

Крупные изделия из кожи упаковывают в индивидуальные фирменные пакеты из тонкой плотной ткани, целлофана или полиэтилена, а затем в коробки. Более мелкие изделия (например, поясные ремни) укладывают в коробки по 20 шт. в каждую или в пакеты из плотной бумаги по 10 шт. Пакеты затем соединяют в пачки по 10 пакетов в каждой. В каждой коробке (пачке) должны быть изделия одного вида, артикула, сорта, цвета, размера. Пачку (коробку) оклеивают фирменной лентой с этикеткой, на которой обозначены основные маркировочные данные. Мелкие изделия из меха (перчатки, сувенирные изделия) упаковывают в целлофановые пакеты и индивидуальные коробки; крупные (меховую одежду) — в ящики соответствующего размера, предварительно выстланные бумагой. Иногда изделия вкладывают в полиэтиленовые пакеты или картонные коробки, а затем в ящики. [27, c.395]

Транспортирование

Художественные изделия из кожи и меха перевозят любым видом транспорта. При транспортировании следует оберегать их от пересыхания и увлажнения. Поэтому при перевозке, например открытым автотранспортом, изделия надо укрывать брезентом. [27, c.399]

Хранение

В помещениях для хранения художественных изделий из кожи должна поддерживаться температура 15—18°С, относительная влажность 60—70%. Меховые изделия хранят зимой при температуре 50°С, летом не выше 25°С при относительной влажности воздуха не более 65%. Помещения должны иметь условия для естественного проветривания и вентиляционные установки. В помещения не должны попадать влага и пыль. Изделия из кожи хранят на расстоянии не менее 50 см от осветительной и 1 м от отопительной систем. Для предупреждения порчи изделия из кожи необходимо периодически перебирать и протирать от налета пыли. Полезна также обработка специальными препаратами [27, c.401]

Подведя итог вышесказанному, мы убедились, что кожа имеет много видов и её обработка весьма трудоемкое занятие. Может быть, именно поэтому художественной обработкой кожи занимается так мало мастеров. Но все же этот вид ремесла процветает и остается одним из востребованных в современном обществе.