Развитие языковой личности младшего школьника во внеурочной деятельности
В условиях современного меняющегося общества, в котором ценны не столько те знания, умения и навыки, которыми обладает человек в данный момент времени, сколько сама личность, способность человека быть мобильным, быстро адаптироваться, желание развиваться и самосовершенствоваться, речь человека неизменно остается универсальным показателем умственных и коммуникативных способностей. В любой сфере деятельности ценен человек, обладающий грамотной, богатой и выразительной речью, способный воспринимать и создавать произведения речи, для отражения собственного видения окружающей действительности и достижения определенных целей. Иными словами, в обществе востребованы люди с высоким уровнем развития языковой личности.
Под языковой личностью принято понимать последовательно формирующееся в процессе онтогенеза личностное образование, имеющее сложную структуру и проявляющееся в способности человека воспринимать и создавать произведения речи с использованием языковых средств, для отражения собственного видения окружающей действительности и достижения определённых целей.
Однако, несмотря на запросы общества, речь большинства обучающихся не отличается грамотностью, богатством и выразительностью. Данная тенденция связана с отсутствием у детей интереса к чтению и самореализации посредством слова.
В данной ситуации актуальным становится изменение подходов к процессу обучения, введение новых форм и методов, а также разработка новых интегрированных курсов.
Реальная возможность реализации авторских программ появилась с введением внеурочной деятельности в образовательный процесс, как полноценной его составляющей. Внеурочная деятельность предоставляет большой простор для педагогического творчества. Именно во внеурочной деятельности педагоги и учащиеся могут совместно реализовать свой творческий потенциал.
Осознание существующего противоречия между требованиями общества к уровню развития языковой личности обучающегося и отсутствием интереса современного школьника к чтению и самореализации посредством слова побудило нас к разработке программы внеурочной деятельности для учащихся 4 класса «Твоё слово».
При разработке данного курса мы руководствовались критериями развития третьего уровня языковой личности - уровня насыщенности:
владение синонимическими средствами на уровне лексики, грамматики, синтаксиса;
владение коммуникативными качествами речи: богатство, выразительность;
Согласно выделенным критериям, содержание курса предусматривает работу над обогащением словарного запаса школьника, работу с синонимическими средствами на уровне лексики, грамматики и синтаксиса, а также работу с изобразительно-выразительными средствами, такими как эпитеты, сравнения, олицетворения.
Из всего вышесказанного вытекают цели и задачи данного курса.
Цель курса: создание условий для развития богатой и выразительной речи.
Задачи курса:
Мотивировать и поддерживать интерес учащихся к процессу обогащения собственной речи.
Расширять словарный запас учащихся.
Научить обучающихся владеть синонимическими средствами на уровне лексики, грамматики, синтаксиса.
Научить обучающихся использовать в речи различные изобразительно-выразительные средства языка.
Программа предусматривает решение вышеперечисленных задач путем специально организованной работы над текстами детской художественной литературы и выполнением дополнительных упражнений.
Программа курса включает в себя работу с теми произведениями известных детских писателей, которые не входят в основную образовательную программу по литературному чтению.
Таким образом, курс «Твое слово» объединяет в себе программный материал таких дисциплин как русский язык и литературное чтение.
Данный курс рекомендуется реализовывать на параллели 4-х классов средней общеобразовательной школы. Группы детей формируются по возрасту, от 10 до 20 человек в группе. Программа рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 40 минут.
Содержание внеурочного занятия по программе «Твоё слово» учитывает интересы, склонности и познавательные способности каждого учащегося.
Занятия выстроены следующим образом:
Чтение текста детской художественной литературы.
Постановка проблемной ситуации педагогом, при помощи специальных вопросов по прочитанному тексту.
Определение темы занятия, формулировка проблемной задачи.
Поиск решения проблемы, путем выполнения заданий проблемно-поискового и творческого характера.
Формулировка нового знания.
Выполнение упражнений на закрепление изученного материала.
Подведение итогов занятия. Самооценка.
Реализация программы «Твоё слово» предполагает использование разнообразных методов обучения.
По способу передачи и усвоения информации:
Словесные (рассказ, беседа)
Наглядные
Практические (письменные упражнения, работа с книгой)
По способу мыслительной деятельности:
Объяснительно-иллюстративный метод
Метод проблемного изложения материала
Частично-поисковый или эвристический метод
Репродуктивный метод также может применяться учителем, однако, он не должен быть основным, или применяться чаще, чем продуктивные методы обучения.
Для мотивации школьников на изучение данного курса и поддержания интереса к процессу обучения рекомендуется использовать методы стимулирования учебной деятельности:
В целях отслеживания результативности обучения рекомендуется использовать методы устного и письменного контроля.
В основе обучения по данной программе лежит работа с текстами художественной литературы. Для правильной организации работы с текстовыми источниками информации рекомендуется использовать следующие приемы:
комментированное чтение;
перефразирование текста;
выбор фактов, подтверждающих ту или иную мысль;
поиск ответов на поставленные вопросы;
дополнение пропущенных слов в тексте, исправление ошибок;
подбор (разработка) иллюстраций к тексту;
Формы обучения
Реализация программы «Твоё слово» предполагает использование разнообразных форм обучения:
работа в парах;
работа в мини-группах.
Данная программа была реализована на параллели 4-х классов, в группе из 20 человек.
На заключительном этапе реализации программы была проведена повторная диагностика уровня развития языковой личности младшего школьника. С целью определения результативности, разработанной нами программы внеурочной деятельности, мы провели сравнительный анализ данных первичной и повторной диагностики. Сравнительный анализ показал, что программа внеурочной деятельности «Твоё слово» результативна и способствует развитию третьего уровня языковой личности - уровня насыщенности.