СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Развитие коммуникативной компетенции обучающихся на занятиях по английскому языку»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема воспитания человека и воспитание культуры общения в частности, являются одной из значимых на данном этапе развития системы образования. Английский язык, как язык международного общения, выступает как инструмент общения в диалоге всех культур современного мира и предполагает овладение иноязычной коммуникативной компетенцией. В развитии и  воспитании способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка и дальнейшему самообразованию с ее помощью, ведущая роль сегодня отводится  формированию и развитию языковой, речевой и социокультурной компетенций

Просмотр содержимого документа
«Статья «Развитие коммуникативной компетенции обучающихся на занятиях по английскому языку»»

Статья «Развитие коммуникативной компетенции обучающихся

на занятиях по английскому языку».


Нерсесян Л.Т.

преподаватель дисциплины

ОГСЭ 03 Иностранный язык

ГБПОУ «Армавирский медицинский

коллеж».


Переход к информационному обществу требует полного развития личности, в том числе ее коммуникативных способностей, которые

облегчают вхождение в мировое сообщество и позволяют успешно функционировать в нем.

Язык, родной или иностранный, служит средством общения, позволяющим осуществлять взаимодействия людей между собой, воздействовать друг на друга в естественных условиях социальной жизни. Культура общения – это сложное многогранное и многоплановое образование. Культура общения формируется в процессе воспитания и продолжается непрерывно в течение всей жизни человека. Современная школа играет большую роль не только в образовании, но и в воспитании общей культуры, формировании культуры общения, коммуникативной культуры личности. Поиски лучших форм и методов воспитания культуры общения велись раньше и ведутся в настоящее время многими отечественными педагогами, психологами и учеными.

Проблема воспитания человека и воспитание культуры общения в частности, являются одной из значимых на данном этапе развития системы образования. Английский язык, как язык международного общения, выступает как инструмент общения в диалоге всех культур современного мира и предполагает овладение иноязычной коммуникативной компетенцией. В развитии и воспитании способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка и дальнейшему самообразованию с ее помощью, ведущая роль сегодня отводится формированию и развитию языковой, речевой и социокультурной компетенций, чтобы:

- чтобы сформировать у студентов необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также языковую компетенцию необходима активная устная практика для каждого из них;

- чтобы сформировать коммуникативную компетенцию не достаточно обогатить занятие коммуникативными упражнениями. Важно предоставить возможность студентам свободно мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над различными возможностями решения этих проблем, с тем, чтобы они акцентировали своё внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирование и формулирование этих мыслей;

- чтобы студенты воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.

Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается в практическом пользовании языком. Практическая речевая направленность, не только цель, но и средство для достижения этой цели.

Исходя из коммуникативного подхода, в процессе обучения английскому языку необходимо студентам приобрести коммуникативную компетенцию.

Коммуникативная компетенция подразумевает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом. Коммуникативная компетенция также включает языковую компетенцию, социокультурные знания, умения и навыки. Под языковой компетенцией подразумевают умения выражать свои мысли или понимать мысли других с помощью языковых средств, то есть умения и навыки пользования лексикой, грамматикой и произношением для речевой деятельности. Для достижения взаимопонимания необходимы также знания социокультурного контекста, умения и навыки речевого и неречевого поведения, характерные для носителей языка.

Таким образом, коммуникативная компетенция есть «интегративное» понятие, включающее как умения и навыки выполнять действия с языковым материалом, так и страноведческие и лингвострановедческие знания, умения и навыки, которые свидетельствуют об обученности общению, то есть приему и передаче информации с помощью разных видов речевой деятельности.

Целью изучения английского языка является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.        

Каждый этап обучения иностранному языку, в том числе английскому, предполагает реализацию более узких целей.

На начальном этапе:

  • организация активного речевого взаимодействия

  • создание устойчивого коммуникативного ядра;

  • поддержание заинтересованности, которая служит стимулом для продолжения изучения английского языка в дальнейшем обучении;

Основной этап;

  • организация активного речевого взаимодействия;

  • активизация приобретенных ранее умений в сфере устно речевого общения;

  • практическое освоение лингвострановедческих и социокультурных факторов путем создания коммуникативных условий, близких к естественным;

  • возобновление и поддержание интереса к изучению иностранного языка и веры в свои силы и способности.

Заключительный этап:

  • расширение коммуникативного словаря обучающихся, активизация употребления коммуникативно значимых грамматических конструкций;

  • совершенствование умений речевого взаимодействия;

  • расширение тематики, сфер и ситуаций общения для активного пользования английского языка;

  • углубление лингвострановедческих и социокультурных знаний путем их реального включения в «живое» общение;

  • создание мотивации для дальнейшего совершенствования английского языка.

Данная система работы предполагает следующие основные методические условия, обеспечивающие эффективность учебного процесса:

  • личностно-ориентированное общение;

  • коллективное взаимодействие;

  • ролевую организацию учебно-воспитательного процесса;

  • использование компьютерных образовательных программ;

  • многофункциональность упражнений.

Основные принципы обучения английскому языку:

  • коммуникативный, личностно-деятельностный и системный подход в обучении. Личностно-деятельностный подход делает студента центральной фигурой учебного процесса. Систематизация языковых знаний, лежащих в основе коммуникативной деятельности обучающихся, способствует повышению общего уровня их коммуникативной компетенции;

  • реализация возможностей личности учащегося через изучение английского языка;

  • максимальная мотивированность учебных ситуаций (успех обучения обеспечивается тем, что любая из моделируемых ситуаций является жизненно значимой для студента).

  • положительная эмоциональная насыщенность всех компонентов обучения.

Формирование и развитие коммуникативной компетенции на занятиях надо осуществлять через систему упражнений во всех видах речевой деятельности. Основополагающими элементами системы упражнений должны стать учебно-речевые ситуации и игровые технологии.

Игровые технологии включают большую группу приемов и методов организации педагогического процесса. Игра - это способ общения.

Используя элементы развивающего обучения, контролирующих заданий, учитывая психологические особенности обученности, педагог старается развивать познавательную активность студентов, создавать условия для развития творческих возможностей, тщательно отбирая формы и методы обучения. Это уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-лекции, уроки-дискуссии и пр. Элементы занимательности и неожиданности формируют прочные знания и умения и направлены на развитие навыков чтения, говорения и аудирования, снимают усталость и напряжение, делают уроки более живыми, интересными.

Формирование и развитие коммуникативных навыков продолжается на занятиях по чтению. Чтение текста является важным средством, способствующим формированию умения говорения. После прочтения текста можно предложить студентам коммуникативно-направленные задания:

- скажите, что вы думаете о…

- выразите свое мнение о герое или событии

-как бы вы поступили в данной ситуации, и так далее.

Говорение и аудирование - две тесно связанные стороны устной речи. Аудирование используется не только как прием сообщения, но и как подготовка речевого высказывания в ответ на услышанную информацию. Аудирование подготавливает говорение, а говорение помогает восприятию речи на слух. Оно дает возможность овладевать звуковой стороной английского языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идет усвоение лексических и грамматических структур, облегчает овладение говорением, чтением и письмом. После контроля понимания прослушанного текста можно предложить выразить свое мнение об услышанной ситуации или о герое, сказать, как бы они поступили в данной ситуации.

Тренировка аудирования обычно проходит с помощью упражнений различного характера:

1.Упражнения, направленные на снятие лингвистических трудностей, например:

-фонетических («Прослушайте слова. Поднимите руку, когда услышите звук [ ]» - и произношу ряд слов с разными, но похожими гласными звуками);

-грамматических («Прослушайте слова, поднимите руку, если услышите существительное во множественном числе»);

-лексических («Прослушайте слова, поднимите руку, если услышите слова, обозначающие цвет»).

2. Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти («Прослушайте слова и постарайтесь их запомнить. Затем воспроизведите их по памяти»).

3. Упражнения, направленные на развитие внимания учащихся («Прослушайте и скажите, как зовут сестру Майка и сколько ей лет»).

Использование видео-урока для развития коммуникативной компетенции. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное, поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на занятиях по иностранному языку с использованием различных приемов работы. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, прежде всего, внимания и памяти.

Следующим методом развития коммуникативной компетенции является использование урока-экскурсии: в наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики.

Письмо - важное и очень сложное речевое умение. Оно позволяет при помощи графических знаков обеспечивать общение людей. Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи. В конечном итоге студент должны уметь пользоваться письмом как способом общения, познания и творчества.