СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе по произведению И.Дика "Красные яблоки""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предоставляю вашему внимаю статью, в которой описывается разработка урока с применением технологии развития критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«статья»

Разинкова Екатерина Станиславовна

учитель начальных классов

БОУ СОШ № 28 МО Динской район


Статья

«Урок литературного чтения с применением приёмов развития критического мышления в 3 классе по произведению

И. Дика «Красные яблоки»»

В настоящее время в обучении необходимо использовать такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. А для этого необходимо развивать мышление – значит развивать умение думать. Существует большое количество методических приемов, использование которых формирует самостоятельность мышления, ориентируется на создание условий для свободного развития каждой личности.

Я хочу рассказать вам о проведенном мною уроке литературного чтения в третьем классе по произведению Иосифа Дика «Красные яблоки», на котором я использовала различные приёмы работы.

Начался наш урок с постановки цели. К формулировке цели урока я подвела учащихся с помощью предыдущих произведений , пословицы « Жизнь дана на добрые дела», цитаты « Игра- школа жизни и практика развития» и наводящих вопросов. На урок учащимися была поставлена цель: узнать в какие игры нельзя играть.

Для того, что бы урок стал красочнее и остался в памяти, на первичном закреплении знаний я использовала приём, который называется «Дерево предсказаний». Этот приём был разработан американским ученым Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету.

Структура данного приёма выглядит следующий образом:

Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.

Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено.

Листья дерева —агрументы, взятые из текста или выводы, строящиеся на основе предположения(указанного на ветви).

Заранее закрепив макет голого дерева, мы с учащимися начинаем его одевать, в ходе чтения текса. Работа в классе групповая. Цель сегодняшнего урока мы закрепляем на стволе дерева « В какие игры нельзя играть?». Затем учащимся задаётся вопрос, не приступаю к чтению текса« Что может произойти в произведении с таким названием? Обдумав этот вопрос в группе, они записывают свой вариант ответа на листочке, после чего оглашают его и прикрепляют на доску. Вариант сюжета ребят «Дети играли с яблоками», «Раскидывали яблоки», «Перекрашивали яблоки в красный цвет», « Срывали яблоки в чужом саду» .Пока нам не известно насколько верны предположения детей. После обсуждения названия произведения, мы переходим к «чтению с остановками» для этого предварительно, я разделила текст на логические части.

«Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление.»

Прочитав первый абзац, задаю ребятам вопрос « Что будет дальше?». Посовещавшись, группа записывает свое предсказание на лист, оглашает его и прикрепляет к макету дерева на доске. Варианты ответов детей « Возможно собаки ходили на двух лапах», « вероятно человек показывал фокусы», « Возможно коты прыгали друг через друга», «Вероятно люди смешно одеты».

Продолжаем читать 2 часть текса, где узнаем насколько верны предсказание к первой части, если нужно вносим коррективы и аргументируем правильность предсказания « Вероятно люди поскальзывались и падали» аргумент «похожими на годовалых детей», «начинали балансировать руками», «мелко-мелко семенить ногами», «И вдруг… хлоп один!»

«По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного, асфальта, они становились похожими на годовалых детей — начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг… хлоп один! Хлоп второй! Хлоп третий!

Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лёд, а потом на четвереньках выбирались на более надёжное место.

А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек.

К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тёте встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил её с ног.

— А давай так, — вдруг предложил Валерка, — будем загадывать: если кто упадёт, значит, ты проиграл, а не упадёт — выиграл!

— Давай, — согласился Севка и сказал: — Ну, а как ты думаешь, во-он та старушка в платочке брякнется?

— Брякнется, — усмехнулся Валерка.

— А я говорю: нет. Ну, посмотрим, чья возьмёт! — ответил Севка.

И ребята буквально впились глазами в маленькую старушку, подходившую к злополучному месту.

Старушка остановилась перед широкой наледью. Она понимала, что ещё шаг — и ей несдобровать. Но обходить наледь было далеко.

Вчера в водопроводном колодце сорвало вентиль, и вода долго била из-под чугунной крышки, лежащей на асфальте. Неисправность вскоре устранили, но на улице, сияя на солнце, застыло хрустальное озерцо.

Старушка с минуту стояла, беспомощно оглядываясь по сторонам, а потом подошла к маленькому заборчику, тянувшемуся вдоль тротуара, и, держась за него руками, перешла опасное место.

— Э-э, хитрая старушенция попалась! — сказал Валерка. — Один — ноль в твою пользу. А теперь во-он видишь, толстый дяденька с портфелем бежит. Вот посмотришь — сейчас поцелуется!

— А я говорю, не поцелуется! — засмеялся Севка.

Но «выиграл» Валерка.

Толстый дядька, видимо, торопился на автобусную остановку и с размаху влетел на лёд. Здесь он всплеснул руками, потом высоко вскинул левую ногу и, широко взмахнув портфелем, хлопнулся об лёд. Но он тут же вскочил на ноги, подобрал шапку и, потирая ушибленный бок, побежал дальше.

— Молодец! Вот это физкультурник! Один — один, ничья! — сказал Валерка. — А теперь видишь вон ту, в красной шапочке? Упадёт или не упадёт?

— Хо, а это не твоя ли мамаша?

— Моя мама?! — встрепенулся Валерка.

— Да! — Севка вгляделся в подходившую ко льду женщину, но через секунду уже уверенно сказал: — Нет, не твоя. Твоя повыше!

И вдруг женщина упала. Она взмахнула руками и, разбросав вокруг себя по снегу красные яблоки, завалилась на бок. Упала и больше не встала. Вокруг неё тотчас же собралась толпа.

Валерка и Севка увидели, как какой-то человек выскочил из толпы и подбежал к будке телефона-автомата. Потом эту женщину занесли в парадное.

Валерке почему-то очень захотелось увидеть её лицо, но он так и не смог — загораживали прохожие. Но вот приехала «скорая помощь», и женщину увезли.

После прочтения 2 части задаём вопрос «Чем закончится произведение?» Дети высказывают свои предположения, после обсуждения закрепляем их на доске. Предположения детей «Вероятно, что мама вернется домой, так как это была не она», « Вероятно, что маму положат в больницу»,

Дочитав произведение до конца. Анализируем наши предположения, вносим изменения, аргументируем, фрагментами текста «И вдруг в коридоре раздался звонок», «На пороге стояла мама»

Валерка был уверен, что эта женщина не его мама, и всё-таки не совсем. У неё ведь тоже была такая же походка, как и у мамы, и пальто такое же. И главное, вот сейчас, в обеденный перерыв, мама должна была прийти с фабрики и накормить Валерку, а её нет!

— Ну давай ещё загадаем… Во-он на ту девчонку. Проедется ли она носом или нет? — как ни в чём не бывало сказал Севка и уткнулся в окно.

— А у тебя голова, честное слово, трухой набита! — вдруг сердито сказал Валерка.

— А ты чего это разъярился?

— Ничего! Думай, что говоришь!

— Я и думаю! А не хочешь играть — я пошёл! — И Севка, обиженный, ушёл.

«Ну куда же мама задевалась? — думал Валерка и почувствовал, что ему становится страшно. — Она это была или не она? И почему я не выскочил на улицу?»

И вдруг в коридоре раздался звонок. Валерка подбежал к двери и распахнул её.

На пороге стояла мама — румяная с морозца, улыбающаяся!

Валерка бросился к ней и суетливо стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал.

После чего задаем вопрос « Как будут развиваться события после финала?» Дети заполняют последнюю веточку. «Вероятно Валерка станет задумываться над своими поступками» , « Возможно Валерка с мамой посыпят песком скользкий асфальт», « Возможно Валерка сделает табличку «Осторожно, скользко!»

Возвращаемся к нашей первой веточки , вносим изменения. « В произведении говорится о плохой игре мальчишек».

На этапе вторичного закрепления знаний читаем текст по ролям от начала до конца.

На этапе рефлексии, мы вновь вернулись к «Дереву предсказаний» и, а точнее к его главному вопросу « в какие игры нельзя играть», заключили вывод в виде стихотворения по приёму «синквейн»

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

В ходе обсуждений в тоге урока мы получили множество вариантов, один из них был такой.

Игра.

Злая, бессердечная.

Насмехались, не сочувствовали, не помогали.

Ребята не должны играть в такие игры.

Плохой поступок.



Просмотр содержимого презентации
«презентация урока»

Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературного чтения.   Подготовила учитель начальных классов БОУ СОШ №28 Разинкова Екатерина Станиславовна

Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературного чтения.

Подготовила

учитель начальных классов

БОУ СОШ №28

Разинкова Екатерина Станиславовна

Иосиф Дик «Красные яблоки»

Иосиф Дик

«Красные яблоки»

Этап формулировки темы и  цели урока.  « Игра- школа жизни и практика развития» « Жизнь дана на добрые дела»

Этап формулировки темы и цели урока.

« Игра- школа жизни и практика развития»

« Жизнь дана на добрые дела»

Эта первичного закрепления знаний  «Дерево предсказаний»    Дж. Белланс

Эта первичного закрепления знаний «Дерево предсказаний»

Дж. Белланс

«Дерево предсказаний» Ствол дерева —тема или ключевой вопрос темы. Ветви дерева —предположения, которые начинаются со слов:

«Дерево предсказаний»

Ствол дерева —тема или ключевой вопрос темы.

Ветви дерева —предположения, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…".

Листья дерева —аргументы или выводы.

Во что нельзя играть?

Во что нельзя играть?

« Что может произойти в произведении с таким названием? Предсказания учащихся: «Дети играли с яблоками», «Раскидывали яблоки», «Перекрашивали яблоки в красный цвет» « Срывали яблоки в чужом саду»

« Что может произойти в произведении с таким названием?

Предсказания учащихся:

«Дети играли с яблоками», «Раскидывали яблоки», «Перекрашивали яблоки в красный цвет»

« Срывали яблоки в чужом саду»

Возможно дети играли с яблоками Возможно срывали яблоки в чужом саду Вероятно раскидывали яблоки Во что нельзя играть?

Возможно дети играли с яблоками

Возможно срывали яблоки в чужом саду

Вероятно раскидывали яблоки

Во что нельзя играть?

« Что будет дальше?». Предсказания учащихся: « Возможно собаки ходили на двух лапах» « Вероятно человек показывал фокусы» « Возможно коты прыгали друг через друга» «Вероятно люди смешно одеты».

« Что будет дальше?».

Предсказания учащихся:

« Возможно собаки ходили на двух лапах»

« Вероятно человек показывал фокусы»

« Возможно коты прыгали друг через друга» «Вероятно люди смешно одеты».

« Срывали яблоки в чужом саду Возможно дети играли с яблоками  Возможно собаки ходили на двух лапах люди поскальзывались и падали Вероятно человек показывал фокусы Начинали балансировать И вдруг. Хлоп! Похожи на годовалых детей Раскидывали яблоки Во что нельзя играть?

« Срывали яблоки в чужом саду

Возможно дети играли с яблоками

Возможно собаки ходили на двух лапах

люди поскальзывались и падали

Вероятно человек показывал фокусы

Начинали балансировать

И вдруг.

Хлоп!

Похожи на годовалых детей

Раскидывали яблоки

Во что нельзя играть?

«Чем закончится произведение?» Предсказания учеников: «Вероятно, что мама вернется домой, так как это была не она»  « Вероятно, что маму положат в больницу»

«Чем закончится произведение?»

Предсказания учеников:

«Вероятно, что мама вернется домой, так как это была не она»

« Вероятно, что маму положат в больницу»

« Срывали яблоки в чужом саду Возможно дети играли с яблоками  Возможно собаки ходили на двух лапах люди поскальзывались и падали Вероятно человек показывал фокусы Вероятно, что мама вернется домой, так как это была не она Вероятно, что маму положат в больницу И вдруг в коридоре раздался звонок Начинали балансировать И вдруг. Хлоп! На пороге стояла мама Похожи на годовалых детей Раскидывали яблоки Во что нельзя играть?

« Срывали яблоки в чужом саду

Возможно дети играли с яблоками

Возможно собаки ходили на двух лапах

люди поскальзывались и падали

Вероятно человек показывал фокусы

Вероятно, что мама вернется домой, так как это была не она

Вероятно, что маму положат в больницу

И вдруг в коридоре раздался звонок

Начинали балансировать

И вдруг.

Хлоп!

На пороге стояла мама

Похожи на годовалых детей

Раскидывали яблоки

Во что нельзя играть?

Как будут развиваться события после финала? Предсказания учеников: Возможно Валерка с мамой посыпят песком скользкий асфальт Возможно Валерка сделает табличку «Осторожно, скользко!»

Как будут развиваться события после финала?

Предсказания учеников:

Возможно Валерка с мамой посыпят песком скользкий асфальт

Возможно Валерка сделает табличку «Осторожно, скользко!»

« Срывали яблоки в чужом саду Возможно дети играли с яблоками  Возможно собаки ходили на двух лапах люди поскальзывались и падали Вероятно человек показывал фокусы Вероятно, что мама вернется домой, так как это была не она Вероятно, что маму положат в больницу Возможно Валерка с мамой посыпят песком скользкий асфальт Возможно Валерка сделает табличку «Осторожно, скользко» И вдруг в коридоре раздался звонок Начинали балансировать И вдруг. Хлоп! На пороге стояла мама Похожи на годовалых детей Раскидывали яблоки А не хочешь играть — я пошёл Об игре мальчиков Во что нельзя играть? А давай будем загадывать

« Срывали яблоки в чужом саду

Возможно дети играли с яблоками

Возможно собаки ходили на двух лапах

люди поскальзывались и падали

Вероятно человек показывал фокусы

Вероятно, что мама вернется домой, так как это была не она

Вероятно, что маму положат в больницу

Возможно Валерка с мамой посыпят песком скользкий асфальт

Возможно Валерка сделает табличку «Осторожно, скользко»

И вдруг в коридоре раздался звонок

Начинали балансировать

И вдруг.

Хлоп!

На пороге стояла мама

Похожи на годовалых детей

Раскидывали яблоки

А не хочешь играть — я пошёл

Об игре мальчиков

Во что нельзя играть?

А давай будем загадывать

Во что нельзя играть?

Во что нельзя играть?

Синквейн

Синквейн

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Синквейн Игра. Злая, бессердечная. Насмехались, не сочувствовали, не помогали. Ребята не должны играть в такие игры. Плохой поступок.  

Синквейн

Игра.

Злая, бессердечная.

Насмехались, не сочувствовали, не помогали.

Ребята не должны играть в такие игры.

Плохой поступок.

 

Синквейн Мальчишки Глупые, веселые Смеялись, спорили, не сочувствовали Из плохих детей вырастают плохие люди. Хулиганы.  

Синквейн

Мальчишки

Глупые, веселые

Смеялись, спорили, не сочувствовали

Из плохих детей вырастают плохие люди.

Хулиганы.

 

Синквейн Поступок Необдуманный, неумышленный Зреет, развивается, укореняется Какой человек- такие поступки! Характер.

Синквейн

Поступок

Необдуманный, неумышленный

Зреет, развивается, укореняется

Какой человек- такие поступки!

Характер.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературного чтения. Подготовила учитель начальных классов БОУ СОШ №28 Разинкова Екатерина Станиславовна

Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературного чтения.

Подготовила

учитель начальных классов

БОУ СОШ №28

Разинкова Екатерина Станиславовна