Хурда Оксана Платоновна
учитель начальных классов
МБОУ «Бердигестяхская СОШ с УИОП им. А. Осипова
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема поиска соответствующих способов и приёмов, форм и средств развития речевой деятельности у детей из опыта работы учителя начальных классов. Раскрывается работа по развитию и формированию публичных навыков учащихся, даются рекомендации по подготовке к публичным выступлениям.
Целью работы является определение и проверка на практике педагогических условий, способствующих формированию навыков публичных выступлений младшего школьника.
Ключевые слова: публичные выступления, коммуникативные навыки, речевая деятельность, успешность, внеурочная работа.
На современном этапе всё большее общественное значение приобретает проблема развития у школьников устной речи, состояние развитости которой на сегодняшний день не очень высокое, а это напрямую связано с формированием у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий.
В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится поиск соответствующих способов и приёмов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
В мире современных технических достижений умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Тем более актуален этот вопрос с введением устного экзамена по русскому языку.
С каждым своим выпуском начала замечать, что речь нынешних детей становится все беднее, словарный запас скуднее. Набрав свой новый класс, заметила, что у многих недостаточно развита речь, мал запас слов и даже нет чёткого произношения отдельных звуков. Поэтому наметила работу по развитию устной речи, о которой хочу рассказать. По предыдущему опыту знаю, что дети часто участвующие в публичных выступлениях более успешны в учебе, активны в общественной жизни, коммуникативны.
Никто не будет спорить, что публичные выступления — это искусство. Которому можно и нужно учиться. Считать, что любой может выйти и без всякой подготовки или обучения сделать доклад или рассказать о себе самом, очень опасное заблуждение. Умение выступать публично – это необходимый навык.
Посоветовавшись с родителями, одним из основных направлений внеурочной деятельности выбрали развитие устной речи. В классе были 7 детей с логопедическими проблемами. К тому же были очень стеснительные и медлительные дети.
Самый распространенный социальный страх – это страх сцены, страх публичных выступлений. Он присутствует почти у каждого из нас. А если с этим страхом бороться с малых лет, постепенно можно его победить. И это доказывают мои выпускники.
В подготовке публичных выступлений самое важное – это подготовительный этап. Если грамотно вести подготовительную работу, то и родитель и ребенок без труда может хорошо подготовиться к конкурсу. Именно подготовительная работа очень важна для успешного выступления. Хочу поделиться своими приемами подготовительной работы:
- начинать подготовку заранее;
- подбор и корректировка текста (текст подбирается по интересам детей, он должен соответствовать возрасту и быть понятен - союз учителя и родителя);
- помощь и руководство учителя, так как самостоятельно ни один родитель и ребенок не смогут качественно подготовиться (разобрать текст, объяснить незнакомые слова, их правильное произношение);
- заучивание текста (разбить текст на короткие отрывки и постепенно каждый день заучивать только одну часть (ведь выучить на память 1-2 предложения вполне реально и безболезненно);
- каждый день проверять выученное, и давать следующий отрывок для дальнейшего заучивания, работа над интонацией;
К каждому конкурсу мы готовимся очень тщательно. Это конечно отнимает много времени и сил учителя, но оно того стоит. Подготовленный и уверенный в знании текста ученик – это большая часть успешного выступления. Начинаю выводить детей на публику с 1го класса и стараюсь делать это почаще.
С первого класса активно и массово участвуем в конкурсе ораторов «Аман ес». Мы - ежегодные участники и финалисты улусного конкурса «Аман ес». Победители и призеры школьных, улусных, республиканских Даниловских чтений. Призеры и победители военно-патриотических чтений в школе. С первого класса участвуем в радиопередачах радио «Дабаан». За четыре года накопилась хорошая фонотека радиопередач «Школьный экспресс». Вещаем тематические радиопередачи, новости школы. Победители в номинации «Лучшая радиопередача» (серия радиопередач) на тему Года образования. Чтецы различных литературных конкурсов. Участники совместного проекта ТРС «Бэрдьигэс» и центра Духовности «Уйэлээх хоьооннор». Призеры конкурса театрализованных представлений на английском языке. Со второго класса мы – юные исследователи. Участвуем в школьных, улусных, республиканских, всероссийских юниорских чтениях и конкурсах проектов. Каждый год участвуем в республиканской НПК «Ступеньки к творчеству» - г. Якутск. Участники экологических конференций.
Левина Нарыйаана – 2 место во II всероссийской ученической конференции «Эйдос. Вдохновенье.» в г. Москве. Абрамов Миша – дипломант 2 степени очного всероссийского конкурса «Юный исследователь» в г. Сочи. Призеры заочной всероссийской НПК «Созидание и творчество», «Юный исследователь». Призеры очного всероссийского конкурса «Юный исследователь» в г. Сочи.
В результате планомерной работы по повышению коммуникативных компетенций своих учеников наш класс стал «Лучшим классом – 2017» в ежегодном улусном конкурсе. Сейчас мои ученики учатся в пятом классе. Они все раскрепощенные, живые, артистичные, коммуникабельные. Их заметила и отметила учитель русского языка Евдокия Кирилловна. В этом году они стали театральным классом. Всем классом поставили сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и успешно презентовали в дошкольных учреждениях поселка. Уже зарабатывают на костюмы и декорации. Планируют участие в республиканских конкурсах театральных коллективов. Также без моих чтецов не обходится ни одно школьное мероприятие. В этом году мои ученики активно участвовали в школьном и улусном конкурсах ораторов «Аман ес».А Аргунова Нарыйаана с прошлогодней работой стала обладателем гранта директора школы. Мои пятиклассники – мои помощники. Они помогли провести такие праздники как «Посвящение в первый класс», «Прощай, букварь». Без стеснения, четко и уверенно выступили перед моими нынешними первоклассниками и их родителями. Надеюсь, что планомерная работа по организации деятельности формирования навыков публичного выступления пригодится им в жизни.
Ребенок в процессе подготовки к конкурсам, к защите проектов отрабатывает навык чтения, узнает много интересного, учится творить, приобретается полезный навык , выступая перед публикой, борется со страхом публичного выступления. С каждым годом ребенок держится все уверенней, приобретается опыт, улучшается дикция, выразительность, исчезает боязнь публики.