СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Развитие навыка публичных выступлений как условие формирования коммуникативной компетенции младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема поиска соответствующих способов и приёмов, форм и средств развития речевой деятельности у детей из опыта работы учителя начальных классов. Раскрывается работа по развитию и формированию публичных  навыков учащихся, даются рекомендации по  подготовке к  публичным выступлениям.

Целью работы  является определение  и проверка  на практике педагогических условий, способствующих формированию навыков публичных выступлений младшего школьника.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Статья «Развитие навыка публичных выступлений как условие формирования коммуникативной компетенции младших школьников»»

Хурда Оксана Платоновна

учитель начальных классов

МБОУ «Бердигестяхская СОШ с УИОП им. А. Осипова







Аннотация. В данной статье рассматривается проблема поиска соответствующих способов и приёмов, форм и средств развития речевой деятельности у детей из опыта работы учителя начальных классов. Раскрывается работа по развитию и формированию публичных навыков учащихся, даются рекомендации по подготовке к публичным выступлениям.

Целью работы является определение и проверка на практике педагогических условий, способствующих формированию навыков публичных выступлений младшего школьника.

Ключевые слова: публичные выступления, коммуникативные навыки, речевая деятельность, успешность, внеурочная работа.





На современном этапе всё большее общественное значение приобретает проблема развития у школьников устной речи, состояние развитости которой на сегодняшний день не очень высокое, а это напрямую связано с формированием у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий.

В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится поиск соответствующих способов и приёмов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

В мире современных технических достижений умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков.  Тем более актуален этот вопрос с введением устного экзамена по русскому языку.  

 С каждым своим выпуском начала замечать, что речь нынешних детей становится все беднее, словарный запас скуднее. Набрав свой новый класс, заметила, что у многих недостаточно развита речь, мал запас слов и даже нет чёткого произношения отдельных звуков. Поэтому наметила работу по развитию устной речи, о которой хочу рассказать. По предыдущему опыту знаю, что дети часто участвующие в публичных выступлениях более успешны в учебе, активны в общественной жизни, коммуникативны.

Никто не будет спорить, что публичные выступления — это искусство. Которому можно и нужно учиться. Считать, что любой может выйти и без всякой подготовки или обучения сделать  доклад или рассказать о себе самом, очень опасное заблуждение. Умение выступать публично – это необходимый навык.

Посоветовавшись с родителями, одним из основных направлений внеурочной деятельности выбрали развитие устной речи. В классе были 7 детей с логопедическими проблемами. К тому же были очень стеснительные и медлительные дети.

Самый распространенный социальный страх – это страх сцены, страх публичных выступлений. Он присутствует почти у каждого из нас. А если с этим страхом бороться с малых лет, постепенно можно его победить. И это доказывают мои выпускники.

В подготовке публичных выступлений самое важное – это подготовительный этап. Если грамотно вести подготовительную работу, то и родитель и ребенок без труда может хорошо подготовиться к конкурсу. Именно подготовительная работа очень важна для успешного выступления. Хочу поделиться своими приемами подготовительной работы:

- начинать подготовку заранее;

- подбор и корректировка текста (текст подбирается по интересам детей, он должен соответствовать возрасту и быть понятен - союз учителя и родителя);

- помощь и руководство учителя, так как самостоятельно ни один родитель и ребенок не смогут качественно подготовиться (разобрать текст, объяснить незнакомые слова, их правильное произношение);

- заучивание текста (разбить текст на короткие отрывки и постепенно каждый день заучивать только одну часть (ведь выучить на память 1-2 предложения вполне реально и безболезненно);

- каждый день проверять выученное, и давать следующий отрывок для дальнейшего заучивания, работа над интонацией;

К каждому конкурсу мы готовимся очень тщательно. Это конечно отнимает много времени и сил учителя, но оно того стоит. Подготовленный и уверенный в знании текста ученик – это большая часть успешного выступления. Начинаю выводить детей на публику с 1го класса и стараюсь делать это почаще.

С первого класса активно и массово участвуем в конкурсе ораторов «Аман ес». Мы - ежегодные участники и финалисты улусного конкурса «Аман ес». Победители и призеры школьных, улусных, республиканских Даниловских чтений. Призеры и победители военно-патриотических чтений в школе. С первого класса участвуем в радиопередачах радио «Дабаан». За четыре года накопилась хорошая фонотека радиопередач «Школьный экспресс». Вещаем тематические радиопередачи, новости школы. Победители в номинации «Лучшая радиопередача» (серия радиопередач) на тему Года образования. Чтецы различных литературных конкурсов. Участники совместного проекта ТРС «Бэрдьигэс» и центра Духовности «Уйэлээх хоьооннор». Призеры конкурса театрализованных представлений на английском языке. Со второго класса мы – юные исследователи. Участвуем в школьных, улусных, республиканских, всероссийских юниорских чтениях и конкурсах проектов. Каждый год участвуем в республиканской НПК «Ступеньки к творчеству» - г. Якутск. Участники экологических конференций.

Левина Нарыйаана – 2 место во II всероссийской ученической конференции «Эйдос. Вдохновенье.» в г. Москве. Абрамов Миша – дипломант 2 степени очного всероссийского конкурса «Юный исследователь» в г. Сочи. Призеры заочной всероссийской НПК «Созидание и творчество», «Юный исследователь». Призеры очного всероссийского конкурса «Юный исследователь» в г. Сочи.

В результате планомерной работы по повышению коммуникативных компетенций своих учеников наш класс стал «Лучшим классом – 2017» в ежегодном улусном конкурсе. Сейчас мои ученики учатся в пятом классе. Они все раскрепощенные, живые, артистичные, коммуникабельные. Их заметила и отметила учитель русского языка Евдокия Кирилловна. В этом году они стали театральным классом. Всем классом поставили сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и успешно презентовали в дошкольных учреждениях поселка. Уже зарабатывают на костюмы и декорации. Планируют участие в республиканских конкурсах театральных коллективов. Также без моих чтецов не обходится ни одно школьное мероприятие. В этом году мои ученики активно участвовали в школьном и улусном конкурсах ораторов «Аман ес».А Аргунова Нарыйаана с прошлогодней работой стала обладателем гранта директора школы. Мои пятиклассники – мои помощники. Они помогли провести такие праздники как «Посвящение в первый класс», «Прощай, букварь». Без стеснения, четко и уверенно выступили перед моими нынешними первоклассниками и их родителями. Надеюсь, что планомерная работа по организации деятельности формирования навыков публичного выступления пригодится им в жизни.

Ребенок в процессе подготовки к конкурсам, к защите проектов отрабатывает навык чтения, узнает много интересного, учится творить, приобретается полезный навык , выступая перед публикой, борется со страхом публичного выступления. С каждым годом ребенок держится все уверенней, приобретается опыт, улучшается дикция, выразительность, исчезает боязнь публики.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!