СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие творческих способностей младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о развитии творческих способностей младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие творческих способностей младших школьников"»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу».

Ш. Амонашвили


Современному обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одаренный.

Главная цель моей работы с детьми – научить мыслить. Именно поэтому ученики стараются выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, с удовольствием принимают участие в спорах по тем или иным вопросам, как с учителем, так и с классом. Детям нравится работать самостоятельно, не боясь допустить ошибку в ответе, так как они понимают, что находятся в окружении людей, всегда готовых помочь. А сколько радости в глазах ребят! Нет скучающих, равнодушных, дети всегда находятся в постоянном поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое.

Однако различная подготовленность детей не позволяет у всех выявить скрытые способности. Думаю, применение системы развивающего обучения способствует ускорению этого процесса.

Особенно детям нравятся уроки литературного чтения. У каждого ученика есть «Дневник читателя», куда заносится почитанная ребенком литература : автор, название и наиболее яркие, запоминающиеся моменты произведения. Это позволяет детям делится друг с другом впечатлениями о прочитанном, обмениваться понравившимися книгами. На уроках ученики пытаются раскрытии тайны художественного слова. Вместе с литературными героями переживают, радуются, совершают путешествия.

Интересны бывают их рассуждения при анализе художественного произведения. Их эмоциональность и самостоятельность в высказываниях говорят о том, что они действительно сопереживают героям. В речи часто звучат выражения: «я удавлен», «меня поразило», «я возмущен», «я бы очень хотел помочь», «мне было жалко», «но я надеюсь» и др., а также высказывания о самом авторе, стараются дать ему оценку как личности: «только добрый, любящий людей человек мог написать такое произведение, где добро побеждает зло, сильные помогают слабым»; отстаивают сои предположения: «Ведь посмотрите, как меняются чувства автора: нашел меткие слова, пишет то с грустью и сожалением, то с радостью и гордостью, восхищается героями».

В конце работы над очередным произведением я даю оценку творчеству писателя или поэта, и дети испытывают безграничную радость, если наши суждения совпадают: «Я же говорил!», «Я был прав!» Это помогает ребятам чувствовать себя более уверенно.

Хочу отметить, как проводится работа над художественным словом. После первичного восприятия текста направляю мысль ученика на понимание меткости и емкости художественного слова, задавая вопросы типа: «Какими словами передал поэт красоту?», «Из каких слов это видно?», «Какие емкие слова использовал автор?», «Почему автор использовал именно это слово?», «Перечислите слова, используемые автором для описания прекрасного». Чаще всего звучат такие ответы: «Так точнее», «Это слово больше подходит по значению».

Все это способствует восприятию произведения, совершенствованию навыка чтения. Из 17 учеников в IV классе на конец первой четверти 5 учеников читали свыше 120 слов в минуту, 8 учеников – 90 – 100 слов, 4 ученика – 55 слов.

Чувствую, что ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, группируют, классифицируют благодаря представленной им свободе для самовыражения.

Особенно это проявляется в написании сочинений. Детям очень нравится быть в роли автора.

Огромное внимание уделяю анализу сочинений: вместе ищем удачные работы, исправляем недостатки, выявляем орфограммы и правила написания.

С целью орфографической зоркости уделяю большое внимание языковому материалу: толкованию слова, обращению к истокам слова, подбору однокоренных слов, сочетаемости слова, синонимам, антонимам, работе над фразеологизмами.

В своей работе стараюсь не давать детям готовое, а направляю учащихся на то , чтобы найти большое количество вариантов анализа.

Очень интересно проходят уроки математики. Стараюсь подобрать материал так, чтобы ориентировать на развитие мышления, творческих способностей учащихся, их интереса к предмету.

Даю решать неравенства, задачи с использованием формул, примеры с составлением программы действий. Применяю игровую форму: викторины, блиц-турниры.

Продуктивным считаю метод чередования задач, решаемых разными способами, сопоставление задач, различные преобразования, приводящие к упрощению. Стараюсь не «давать на блюдечке», создаю проблемные ситуации, ориентирующие на поиск. В результате ученик выступает в роли исследователя, открывая для себя новые знания.

Большое значение придаю на урока связи «ученик – ученик». Дети с удовольствием придумывают друг ля друга головоломки, ребусы, составляют интересные задания для устного счета, волшебные квадраты, числовые треугольники.

Не упускаю и годами отработанный метод самоанализа задачи, который способствует умению решать их.

Большое внимание уделяю тренингу мышления, он полезен всем учащимся, а особенно тем, которые испытывают трудности. Осуществляю на практике подбор нестандартных заданий (ошибки-невидимки, задачи из литературного произведения, игры, логические цепочки, лабиринты, логические задачи, зашифрованные слова, числовые ребусы).

В результате ребенок входит в мир Исследователем, овладевает элементами логических действий, сравнением, классификацией, у него повышается рост познавательных интересов, реализуются способности и таланты.

Использование краеведческого материала позволяет приобщить учащихся к духовной культуре своего народы, его традициям, способствует формированию и развитию народного идеала человека, его нравственных ценностей.

Для этого использую различные формы работы: экскурсии, посещение музеев, выставок, изучение творчества местных писателей, материалы местной печати.

Считаю, что большое внимание надо уделять развитию коммуникативных способностей учащихся. Для решения этой проблемы использую программу Н. Е. Богуславской.

В процессе работы неоценимую помощь оказывают родители. С первого дня привлекаю их к совместной работе. Стараюсь, чтобы родительские собрания не были скучными, однообразными. Использую разные формы проведения собраний: диспуты, конференции, конкурсы, устные журналы. В результате нет равнодушных родителей, а есть добрые союзники, помогающие в воспитании Человека – Творца.




Учитель начальных классов МКОУ «Нижнедевицкая СОШ» Приходько Елена Геннадьевна