СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Развитие творческих способностей на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о развитии творческих способностях на уроках литературы

Просмотр содержимого документа
«Статья Развитие творческих способностей на уроках литературы»

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Автор: Архипова Ульяна Аюровна

Организация: МБОУ «Дульдургинская сош»

Населенный пункт: Забайкальский край

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.

Главная задача школы – подготовить учащихся к самостоятельной жизни, которая не стоит на месте, а всегда меняется. Творчество уже не считается уделом отдельных личностей, связанным с их талантом, а признается естественной формой проживания человеком своей жизни, и, кроме того, оно способствует развитию здоровой личности.

Мы знаем, что каждый ребенок личность, творческая личность. Поэтому развивать его талант, воспитать как творческая личность – это требование времени. Как привлечь внимание учеников в мир литературы, как в них развивать творческую активность? Работа в этом направлении требует из учителя не только знаний и навыков, но решительности и больших усилий. Именно поэтому совершенствование методики преподавания русского языка, литературы необходимо направить в сторону креативности и нестандартности мышления. Необходимость развития личности с широким интеллектуальным потенциалом, способствующим развитию креативности, отражена в федеральных и региональных документах. В этой связи, использование на уроках приемов ТРИЗ (теории решения исследовательских задач) и РКМ (технологии развития критического мышления) приобретают особую актуальность.

Таким образом, использование различных приемов ТРИЗ и РКМ технологий: «Мозговой штурм», «Метод контрольных вопросов», «Бином фантазии», «Метод ассоциаций», «Синквейн», «Экспертиза», «Лови ошибку», «Загадка», «Круги Эйлера», игра «Как вы думаете», «Инсерт», «Кластер», «Дерево предсказаний», «Оживи картину», «Зигзаг», «Бортовой журнал», «Чтение с остановками», игра «Да – нет», «Круги по воде», «Верно – не верно», «Словарная карта».

Технологии ТРИЗ и РКМ позволяют не только умело овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить.

Изучение новой темы, как правило, базируется на уже имеющихся у обучающихся знаний. В связи с этим вместо традиционных вопросов, позволяющих выявить, что помнят ребята по данной теме, можно использовать приём «инсерт».

Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом учащиеся делают на полях пометки: «V» - знаю, «+» - новое для меня, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы.

Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся. Очень важно, чтобы учащиеся задавали вопросы, замечая некоторые противоречия в сложившейся для них системе знаний.

Очень важное умение – компактно представлять изученный (в классе либо дома) материал. Развивать это умение помогает приём «кластеры», который представляет собой выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной письменной работе. Уместно использовать приём «кластеры» перед обобщающим повторением темы и на стадии рефлексии (как итог знакомства с каким-либо разделом языка), и как способ проверки домашней работы с теоретическим материалом.

Используя различные виды работ на уроке: написание сочинений, создание кроссвордов, проникновение в творческую лабораторию писателей, анализ текста -  учитель способствует развитию творческих способностей учащихся.

А что такое творчество?

Творчество – это деятельность, рождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе организации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов [1]. Оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу поиска.

Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам, подражание-имитация, хотя на начальных ступенях нового для ученической деятельности необходимо и то, и другое.

Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести, как когда-то сказал великий Л. Н. Толстой, «таинственному цветку поэзии»  в душе ребенка, школьника, начинающего мастера. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека, которая зовётся креативностью (от лат. creato – творчество, сотворение). Поэтому в деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связывается с понятиями «способность», «развитие», «личность», «одаренность».

Творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Например, возьмем литературное чтение. Здесь творчество детей возможно при восприятии читаемых художественных произведений, при их анализе, пересказе, драматизации, в различных видах сочинений и творческих работ. Через литературу мы духовно обогащаем ребенка. На уроках можно использовать приём, позволяющий высказать свою точку зрения на человека, «синквейн» – стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка – это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.

Дети с удовольствием пишут синквейны. Такая работа, кроме выражения эмоциональности учащихся, позволяет работать с лексикой, выделяя разные части речи, используя способы словообразования. Этот прием можно успешно применять и при изучении темы «Синонимы, антонимы».

Синквейн пишется в стиле «белый стих», с чем может справиться любой ученик, так как искусство стихосложения, подбор рифмы под силу не каждому.

Конечно, чтобы написать настоящие стихи, нужно родиться поэтом. Такие поэты, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов - явление уникальное. Этому научиться нельзя.  Но попробовать ведь можно…Примерно так можно вводить детей в сферу творческого поиска, ободрить и вселить в них уверенность, что всё получится.

Такой вид работы повышает познавательный интерес у детей, они увлекаются такого рода  деятельностью, это большая возможность для развития творческой активности школьников в учебном процессе и возможность глубокого изучения языка.

Одним из лучших приемов работы с текстом является «экспертиза».

«Экспертиза» - это сравнение структуры и функций системы с теоретическим эталоном, а так же прикладными образцами, созданными на основе теоретического эталона. Экспертиза имеет несколько этапов:

  1. Выбор эталона.

  2. Выделение существенных признаков экспериментируемой системы.

  3. Сравнение существенных признаков экспериментируемой системы с эталоном.

  4. Оценка творческой новизны продукта деятельности.

Технология экспертизы имеет несколько признаков творческой новизны:

  1. Аналогичная замена или копирование. Например, сохранив сюжет, внести изменения в описания, диалоги героев.

  2. Гомологичная замена: замена одного или нескольких элементов на элементы, отличающиеся по  строению, но выполняющие такие же функции. Например, изменение внешнего вида героя, жилища и т.д.

  3. Элементная новизна: создание нового элемента, но при этом сам сюжет остается без изменений. Например, создание нового акта действия в произведении или как бы вы сами закончили произведение.

  4. Системная новизна: создание нового сюжета из известных или с добавлением новых героев.

  5. Пионерская новизна: создание нового произведения в новом направлении, т.е. фантазирование.

Критерии оценки деятельности:

  1. деятельность не осуществляется за счет разрушения или уничтожения чего – либо полезного для людей.

  2. Результат деятельности не должен препятствовать развитию других полезных и необходимых видов деятельности.

  3. Деятельность не должна требовать человеческих жертв.

  4. Результат должен приносить пользу творцу.

 Технологию экспертизы можно с успехом применять на уроках домашнего чтения, при работе над художественными текстами, где присутствуют описания и диалоги.

«Мозговой штурм» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос.

Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.

Применяется «Мозговая атака», когда нужно выяснить информированность или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи. Например (темы для обсуждения):

  1. Герой сказки положительный или отрицательный?

  2. Жизнь без прилагательных. Все за и против.

После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные.

«Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:

-обсуждения спорных вопросов;

-стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении;

-сбора большого количества идей в течение короткого периода времени;

-выяснения информированности или подготовленности аудитории.

Прием «Оживи картину» является универсальным для систематизации знаний. Фантазия при работе над «оживлением» картины столь безгранична, что можно смело говорить о развитии творческого мышления учащихся. Суть приема заключается в том, что учащимся предъявляется какая-либо картина и предлагается ответить на серию вопросов о мыслях и чувствах, вызванных картиной. При этом точка зрения может отражать не только мнение автора или зрителя, но и ощущения объектов, изображенных на данной картине. Например, дается картина на тему «Семья» и вопросы:

  1. Большая или маленькая семья?

  2. Сколько человек в семье?

  3. Есть ли у Олега сестренка?

 «Метод контрольных вопросов». Этот метод позволяет решить поставленную задачу творчески. Это активная форма работы, в противовес репродуктивным формам. Она позволяет получить информацию об изучаемом предмете или объекте через вопросы,  кратко выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга, искать новые (творческие) подходы к изучению темы. В процессе решения задачи применяются контрольные вопросы. Они облегчают процесс работы, что особенно важно при обучении иноязычному говорению, и направляют мышление обучающихся в область возможных ответов. Однако стоит отметить, что данный метод работы следует применять на заключительных этапах работы над темой, когда лексический запас достаточен для говорения.

 «Бином фантазии». Прием основан на создании чего-либо нового, абсолютно неизвестного никому, чего никогда не существовало в природе. Данный прием целесообразно использовать при работе над словообразованием.

Прием «Загадка» очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения языка. Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию различных видов памяти.  Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для  введения лексических единиц. Например: тема “Животные”. “Прячется” картинка любого животного. Необходимо отгадать кто это. Даются наводящие подсказки.

Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он  может стать ведущим приемом на смысловой стадии.
Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

 

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

 

 

 

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.

Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками. Этот прием эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же  при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Прием «Чтение с остановками» помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить  факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий. Например: просмотр любой сказки, спектакля или мультфильма с остановками. Задаются параллельно вопросы, с проверкой понятия содержания.

Стоит отметить, что главная ценность приемов ТРИЗ и РКМ технологий  заключается в том, что они формируют целый ряд умений (компетентностей), столь востребованных в современном мире:

-рефлексивные умения;

-поисковые (исследовательские) умения;

-умения и навыки работы в сотрудничестве;

-менеджерские умения и навыки;

-коммуникативные умения.

 

Ссылки на источники:

1.  Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М., Ростов-на-Дону: Март, 2005.

2.   Сайт http://metodolog.ru

3.   Сайт http://festival.1september.ru/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!