СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие творческих способностей учащихся"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие творческих способностей учащихся"»

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы


И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге…

А.С.Пушкин


Миг творчества… Какое состояние наслаждения и окрыленности испытывает и ребенок, и взрослый человек в этот миг!

Малыш, ребенок, школьник не просто читатель! Он сам творец, сам сочинитель. В собственном творчестве он испытывает радость открытий, волнений, забот.

До чего же богата фантазия ребенка, как много он успел узнать, увидеть, прочитать.

Сколько в нем ума, воображения, выдумки! В творчестве, как в зеркале, отражается его душа, его представления о жизни.

Как важно, чтобы кто-нибудь попытался записать все то, что придумывают дети, и дать им возможность реализовать свои творческие способности.

Как важно развивать в них специальные художественно- творческие способности, творческое и воссоздающее воображение, образное мышление, эстетические чувства, необходимые человеку во всех сферах жизни.

Сегодня базовый уровень литературного образования требует от выпускника школы умения писать сочинения разных жанров на литературную, публицистическую и свободную тему, давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям. Для этого необходимы хорошо развитые литературно-творческие способности.

Решение проблемы развития творческих способностей учащихся возможно на основе продуманной системы поурочной и внеклассной работы, построенной на дидактических принципах развивающего обучения, системе преемственности литературного образования между начальной школой и средним звеном, тщательного исследования потребностей и способностей учащихся, предоставления права выбора ученикам вида творческих заданий.

Решение данной проблемы созвучно цели: выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, интегрированной в систему национальной и мировой культуры, способной в последующем на участие в духовном развитии общества.

Одной из приоритетных задач, поставленных перед педагогическим коллективом, является развитие творческих способностей учащихся. Под творческими способностями понимается «синтез свойств и способностей личности, степень их соответствия требованиям определенного типа творческой деятельности, которые обусловливают уровень ее результативности».

Преподаватель подходит к решению данной проблемы творчески, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей: продумывает систему работы по формированию творческих способностей учащихся, разрабатывает разноуровневые творческие задания, организует индивидуальные консультации для учащихся, проводит литературные вечера.

Творческие задания будят ум, чувства ребенка, развивают общечеловеческие качества.

Система работы по развитию творческих способностей обеспечивает развитие компонентов литературных способностей: поэтического восприятия эмоционального переживания, образной памяти, творческого воображения, точного и выразительного литературного языка.

Занятия литературным творчеством обостряют интерес учащихся к работе писателя и позволяют реализовать знания о стилях и жанрах словесного искусства.

Наши воспитанники пишут рассказы, сказки (литературные и лингвистические), басни, притчи, лирические стихотворения, эссе, загадки, небылицы, считалки, интервью, письма. Сколько в них игры воображения, выдумки, эмоций, сопереживания за судьбу человечества!

Развитому читателю необходимо «бывать» в авторской позиции, поэтому собственное творчество ребенка – главное условие широкого литературного развития. Этот принцип провозглашен М.А.Рыбниковой : «От маленького писателя – к большому читателю». Собственное авторство необходимо ребенку и для развития воображения, эмоционально-эстетической сферы и овладения речью как средством передачи мысли, чувств, внутреннего мира человека, а также для того, чтобы уметь выражать собственное мнение в понятной, интересной и значимой для других форме.

Творческие работы учащихся публикуются в школьной газете «Шаги», лучшие из них ежегодно представляются на районные и городские конкурсы литературно-творческих работ.

Участие в конкурсах позволяет выяснить менталитет и систему нравственных и ценностных ориентиров школьников, способствовать их творческому и духовному развитию, предоставляет школьникам возможность для проявления литературно-творческих способностей и совершенствования этих способностей.


Учитель русского языка и литературы

ГБОУ гимназия №622

Выборгского района Санкт-Петербурга

Романова И.А.