Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся посредством интеграции искусств на уроках музыки.»
Развитие творческих способностей учащихся посредством интеграции искусств на уроках музыки
Елисеева Марина Николаевна, Евланникова Татьяна Ивановна
К выполнению творческого задания учащихся подготавливает проведение различных по форме уроков: урок – сказка, урок – конференция, урок – экскурсия, урок – путешествие, занятие – игра, уроки творчества, комбинированные уроки. Они выходят за рамки традиционных уроков, дают возможность организовать коллективную деятельность в сочетании с индивидуальным творчеством учащихся, создают эмоциональный подъем у детей, а также стимулируют ситуацию успеха для каждого ребенка с учетом его возрастных, личностных особенностей, индивидуальных способностей и интересов.
Уроки – путешествия. Педагог заранее дает тему учащимся для подготовки эмблемы, карту путешествия готовит сам учитель, на которой обозначаются специальными значками станции, пункты контроля и прибытия. Чтобы совершить увлекательное путешествие, учащимся необходимо пройти все его этапы. Прохождение каждой станции нужно отмечать на карте. Учащимся предлагается совершить путешествие по нескольким станциям. Названия путешествия и станций даются в зависимости от темы урока.
Например, на уроке музыки в 5 классе «Музыка в театре, кино, на телевидении» учащимся предстоит путешествие по станциям: Музыкальная», «Танцевальная», «Театральная», «Кинематографическая».
Учащиеся делятся на две группы и с получением карты путешествия приступают к путешествию. Задача учителя познакомить учащихся с различными видами искусства, доказать детям, что все виды искусства синтезируют друг с другом. Учитель проводит беседу, в которой рассказывает учащимся о каждом виде искусства, с помощью компьютерной презентации демонстрирует отрывки балетов, опер, кинофильмов (видео). После чего ребята приступают к выполнению заданий.
Все задания разной степени сложности, чтобы каждый учащийся осуществил путешествие по всем станциям.
В конце путешествия каждая группа оценивает команду соперников баллами от 1 до 10. Учащиеся, получившие наивысший балл, получают награду – удостоверение о присвоении звания «Почетный путешественник».
Уроки – путешествия способствуют релаксации, снятию нервной нагрузки за счет смены деятельности, что очень важно для здоровьесбережения. Они развивают общеучебные умения и навыки такие как, анализ, синтез, сравнение, умения выделять главное, делать выводы; развивают и поддерживают устойчивый интерес к изучаемому материалу на протяжении всего учебного занятия; развивают коммуникативные умения и навыки и способствуют установлению эмоциональных контактов между участниками учебного процесса. Кроме того, они обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
На всех этапах работы с учащимися идет целостное проживание художественного произведения.
Учащийся чувствует себя, то в роли композитора, художника, писателя, то исполнителя певца, актера, художника, танцора, то занимает место слушателя, зрителя, читателя.