«Родительский авторитет»
Цель:
- знакомство родителей с методами воспитания детей в семье.
Задачи:
- формировать у родителей значимость данной проблемы в жизни семьи;
- ориентировать родителей на постоянное совершенствование культуры общения в семье.
Оборудование: анкеты, лекция. справочное пособие «Система работы классного руководителя с семьями учащихся»
Ход родительского собрания.
Вступительное слово воспитателя.
Уважаемые родители! Наше родительское собрание мы посвятим родительскому авторитету. На плакате несколько фраз. Выберите ту из них, которой вы чаще всего пользуетесь в воспитании своих детей.
- Можешь делать, что хочешь.
- Делай так, как тебе говорю я, или вообще не делай!
- Я хочу понять, почему ты так делаешь.
- Мне всё равно, что ты делаешь.
Каждая из этих выбранных вами фраз отражает ваше отношение к использованию родительского авторитета. Иоанн С.Эриуген писал, что истинный авторитет есть не что иное, как истина, изысканная силой разума. Родители по степени выражения своего авторитета делятся на несколько групп:
Родители-авторитеты – властная своенравная личность. Примером проявления авторитета такой личности может быть следующая ситуация.
Молодые люди поженились и решили жить самостоятельно. Отец молодой женщины сказал, что жить молодая семья должна только с родителями жены. В противном случае молодые должны забыть родительский дом. Вскоре молодожёны расстались. Авторитет властности сделал своё дело. В такой семье отношения с детьми строятся на тотальном контроле и ограничениях. Дети в таких семьях реагируют на ситуацию двумя способами: борьбой или бегством. Борьба в таких случаях может выражаться по-разному: в одних случаях скрыто, а в других открыто.
Открытая борьба ведётся уже подросшими детьми. В таких случаях гнев выливается наружу, дети пускают в ход шантаж и даже угрозы.
Если дети малы, они ведут скрытую борьбу: уходят в себя, внешне проявляют покладистость, но в душе у них всё кипит, они ищут повод, чтобы включится в борьбу.
Другая крайность – вседозволенность. В таких семьях родители напоминают дорожные знаки: они безучастно смотрят на то, как растут дети, лишь созерцая, что они творят. Такие родители считают, что их ребёнок подрастёт и поумнеет, но чаще всего паспортное взросление в таких семьях радости не приносит, а огорчения родителей становятся всё масштабнее.
Сложилось так, что поколение родителей сегодняшних действует по схеме родителей послевоенных. Родители 50-х годов считали своим долгом дать детям всё то, чего они сами не имели. Благодаря этому целое поколение детей выросло в системе воспитания вседозволенности. Эти дети сами стали родителями. Они порождение лозунга 2Всё лучшее – детям», который в наши дни нередко сводится лишь к понятию изобилия материального. Такой родительский авторитет в этой ситуации может сыграть плохую роль и привести к моральным потерям, которые нельзя восполнить.
Анализ анкет обучающихся.
Авторитет родителей – это баланс между любовью к детям и ограничениями. Если для того, чтобы привлечь к себе внимание родителей, ребёнок должен совершать проступок, что может быть безобразнее и страшнее? Авторитет настоящий – это авторитет, исключающий авторитаризм, всёдозволенность и безразличие родителей к своему ребёнку.
Родители должны помнить одну простую вещь: ребёнок не должен вести себя всегда хорошо, так он никогда не поймёт, что хорошо, а что плохо.
Значение родительского авторитета состоит в том, чтобы ребёнок понял в результате совершённого проступка, как можно поступать и как поступать нельзя. Для этого нужен авторитет контакта и принятия.
Родителям необходимо уйти от установки: «я говорю – ты делаешь». Всеми своими действиями они обязаны научить ребёнка понимать, что он должен выбирать путь, по которому проживёт свою жизнь. Авторитет родителей заключается лишь в том, чтобы разъяснить трудности выбранного пути и его последствия.
Подведение итогов.
Обсуждение с родителями проблемных вопросов по теме собрания.