Развитие творческого потенциала и художественных способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) важно для их успешной социализации. Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, пробуждает инициативу, способствует самовыражению и уверенности в себе. 23
Некоторые формы работы по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ:
Индивидуальная. Стимулирует формирование навыка творческой деятельности при помощи беседы с педагогом, подготовки творческих проектов, сольных выступлений. 1
Кружковая. Развивает врождённые задатки и способности к творческой деятельности. Важно, чтобы дети осознавали результат своей деятельности. 1
Эстетические кружки (танцевальные, театральные, музыкальные). В таких кружках дети развивают двигательные и речевые навыки, помогают освоить хоровое пение, игру на простейших музыкальных инструментах. 1
Технические кружки. Предполагают интегрированную систему обучения: конструирование моделей, участие в соревнованиях. Результатом становится развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, памяти, активизация воображения. 1
Формы массовой работы. Например, участие детей с ОВЗ в районных концертах и праздниках, смотрах. Допустимо проведение групповых развивающих игр, простейших квестов. 1
Экскурсии. Задачи духовно-нравственного, эстетического воспитания решают экскурсии в музеи, картинные галереи, посещение спектаклей, концертов. 1
Для развития творческих способностей у детей с ОВЗ используют разные виды и формы творческой деятельности, разнообразные техники. Например, традиционные (аппликация, лепка, рукоделие) и нетрадиционные (рисование пластилином, свечой, витраж, коллаж с применением стружки, крупы, семян, пуговиц, яичной скорлупы, декупаж, папье-маше, комбинированной аппликации). 1
Материал для занятий необходимо подбирать с учётом темы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей. 3