СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СПО – ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены вопросы реализации дистанционного обучения в СПО – проблемы и пути их решения. Взаимодействие педагога и студентов. В статье выделены преимущества и недостатки дистанционного обучения в СПО.

Просмотр содержимого документа
«Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СПО – ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ"»

Реализация дистанционного обучения в СПО – проблемы и пути решения


Фунтова В.А., мастер производственного обучения, преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ «Ульяновский профессионально-политехнический колледж».


Аннотация. В статье рассмотрены вопросы реализации дистанционного обучения в СПО – проблемы и пути их решения. Взаимодействие педагога и студентов. В статье выделены преимущества и недостатки дистанционного обучения в СПО.


Ключевые слова. Дистанционное обучение, преимущества и недостатки дистанционного обучения, проблемы и пути решения.


В настоящее время среднее профессиональное образование претерпевает множество изменений. Одним из таких изменений является активное внедрение дистанционного обучения.

Дистанционное обучение – это совокупность технологий, обеспечивающих получение студентом основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения [1, с.42].

Дистанционный формат образования рассматривается как пространство самообразования человека и в корне отличается от традиционной системы обучения. Использование в процессе обучения компьютерных технологий положительно влияет на степень восприятия информации человеком и улучшает его когнитивные функции. Общение с преподавателем в удалённом формате полностью меняет стандартные роли обоих, позиционируя обучающегося как «координатора знаний», тогда как преподаватель выступает в роли «интерпретатора знаний». Из этого вытекает, что дистанционное обучение имеет ряд преимуществ:

- возможность овладения навыками работы за компьютером;

- возможность изучения и выполнения заданий в индивидуальном режиме;

- возможность перехода от вербальных методов обучения к методам частично-поисковой, исследовательской и творческой деятельности обучающихся;

- доступ к различным видам источников получения информации, разнообразным по объему и содержанию;

- возможность передачи информации на любые расстояния любого объема и содержания;

- равные возможности для всех участников условия образовательного процесса;

- обучение по месту жительства при наличии информационных технологий и интернета;

- асинхронность;

- возможность обучения инвалидов и людей с ОВЗ;

- свободный доступ слушателя к комплекту необходимых нормативно-правовых документов, учебно-методических, наглядных материалов и ресурсов в современном электронном виде непосредственно из программ обучающей среды, что нивелирует необходимость работы с бумажными носителями;

- возможность совмещения учебной деятельности с работой.

Профессиональные образовательные организации активно применяют элементы дистанционного образования в обучении, курсах повышения квалификации при концепции непрерывного профессионального образования. Студент СПО при применении дистанционных образовательных технологий приобретает ИКТ компетентность; учится осуществлять поиск, анализ и оценку информации; формирует у них навыки критического мышления и навыки профессионального общения; учит студентов принимать взвешенные и обоснованные решения [2, с. 35].

Но наряду с преимуществами есть ряд недостатков, которые порождают множество проблем:

- отсутствия живого контакта преподавателя и обучающихся;

- высокая трудоемкость на этапе создания курсов для дистанционного обучения;

- необходимость наличия технических возможностей обучения с выходом в Интернет без перебоев;

- невозможность объективного контроля знаний обучающихся;

- отсутствие постоянного контроля над обучающимися, слушатели могут создавать «иллюзию» присутствия на занятии;

- недостаточная компьютерная грамотность;

- недостаточный опыт в дистанционном обучении;

- субъективное ощущение обучающимися перегруженности информации;

- необходима жесткая самодисциплина, так как результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности обучающихся;

- сложность в мотивации обучающихся;

Преимущества перед дистанционным обучением не оспоримы. Однако практика показала, что преподаватели и обучающиеся сталкиваются с трудностями, препятствующие эффективной работе и обучению. Рассмотрим наиболее распространенные проблемы:

- сохранение здоровья;

- негативный психологический фон;

- недостаточная техническая оснащенность, как у преподавателей, так и у обучающихся;

- «цифровая интоксикация»;

- потеря обратной связи между педагогами, администрацией, родителями обучающихся, обучающимися;

- слабая мотивация, самоорганизация, самостоятельность при обучении.

Возможные пути решения проблем, возникающих при дистанционном формате:

- необходимо формировать сознательную потребность в дистанционном обучении еще с начальных классов, дать установку, что этого не избежать;

- создавать благоприятный психологический климат при проведении онлайн-занятий;

- устанавливать контакт между участниками группы;

- формировать малые группы при онлайн-обучении, тем самым формировать принцип сотрудничества;

- заранее подготовить обучающихся к изучению новой темы, предоставить и проработать дополнительные источники информации;

- иметь возможность оценивать собственные познавательные усилия, достигнутые успехи, корректировать свою деятельность;

- для сохранения здоровья – рационально использовать свои силы и возможности при работе за компьютером;

- проведение учебных занятий в онлайн- и оффлайн-режимах.

Дистанционное обучение позволяет организовать совместную образовательную деятельность профессионального образования, находящимся в удалении друг от друга обучающимися с целью освоения необходимых им знаний и реализации индивидуального образовательного маршрута. Основным преимуществом дистанционного образования является то, что оно позволяет создать для каждого студента свою индивидуальную траекторию образования, эффективно освоить ее, обращаясь к созданной информационной среде, удовлетворить свои потребности в образовательных услугах в наиболее удобном и комфортном для студента режиме [6].

Однако в профессиональном образовании дистанционное обучение уступает традиционному варианту обучения. Дистанционное обучение эффективно при получении дополнительного образования или при повышении квалификации, когда есть азы профессии из очной формы обучения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Желудкова Л. И. Дистанционное образование как инновационная форма обучения / Л. И. Желудкова, Т. А. Высочина // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 35-37.

  2. Волов В.Т. Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы / В.Т. Волов, Н.Ю. Волова, Л.Б. Четырова. - Самара: Рос. Академия наук: Самарский научный центр, 2000. – 137 с.

  3. Миронова Ю.Н. Использование современных информационных технологий при преподавании высшей математики // Физико-математическое образование: проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году Н.И. Лобачевского в КФУ, г.

  4. Образовательная платформа «Юрайт» - вебинар «Перешли на дистант: как работать с онлайн-курсами?» дата 29.04.2020 г.

  5. Образовательная платформа «Юрайт» - вебинар «Дистанционное обучение для колледжей» дата 28.04.2020 г.

  6. Покушалова Л. В. Дистанционное обучение – «образование для всех» и «образование через всю жизнь» / Л. В. Покушалова // Молодой ученый. – 2011. – №3. Т.2. – С. 154-156.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей