СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ОКАЗАНИЕ ИМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОМОЩИ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, это означает внешнее, постороннее вмешательство в те или иные психические проявления человека.

Просмотр содержимого документа
«Статья РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ОКАЗАНИЕ ИМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОМОЩИ»

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ОКАЗАНИЕ ИМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОМОЩИ

С учетом психологического развития детей и оказание им коррекционно-развивающей помощи можно выделить несколько этапов.

1 этап (дошкольники) – создание социально-психологических условий развития ребёнка, его позитивной социализации, личностного развития:

Основные виды деятельности: 1) профилактика дезадаптации детей к ДОУ. 2) психологическая подготовка детей к обучению в школе. 3) охрана и укрепление психологического здоровья детей

  • диагностика уровня актуального развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем в формировании познавательной и эмоционально-личностной сфер (с согласия родителей (законных представителей);

Отслеживать динамику развития детей в процессе коррекционно- развивающей работы

  • коррекционно-развивающая работа;

сохранение и укрепление психологического здоровья, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.

Осуществлять индивидуально-ориентированную психолого-медико- педагогическую помощь детям с учетом их психофизиологического развития и индивидуальных особенностей.

2. Определять специфику организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья (в рамках ТПМПК)

консультативная работа по вопросам организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания и развития детей.

2 этап (1 класс) - готовность к обучению в школе:

В рамках данного этапа предполагается:

  • Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение ближайших зон развития ребенка

  • Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики

  • Создание искусственной коррекционно-развивающей среды со специально-организованной деятельностью, соответствующей выявленному уровню развития ребенка, т.е. среда, в которой деятельность ребенка будет успешной.


Адаптация к условиям обучения в школе:

В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

  1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями, направленной на ознакомление с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям.

  2. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в процессе обучения.

3. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Психологом систематически проводится цикл занятий по предупреждению дезадаптации, развитию коммуникативной компетенции учащихся.

Основной формой его проведения являются различные психологические занятия, направленные на сплочение коллектива, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные умения, оказание помощи учащимся в усвоении школьных правил.

3 этап (5 класс) – переход ребенка в среднюю школу:

В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение ближайших зон развития ребенка - уровень психологической сформированности УУД у ребенка и итоговая диагностика в рамках мониторинга.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей - повышение психологической грамотности родителей, рекомендации родителям по организации жизни ребенка и его возрастных особенностях.

3. Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к изучению динамики личностного развития учащихся, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации ФГОС в средней школе.

  • Адаптация детей к средней школе. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Проведение индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом, построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.

4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится психологом, педагогами-предметниками во внеурочное время.

4 этап – психолого-педагогическая работа с учащимися 6, 7 классов

Основное содержание данного этапа:

Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение ближайших зон развития ребенка.

Психологическая диагностика личностных и коммуникативных УУД.

Диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая диагностика, позволяющая судить об уровне психологической сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка. Затем, проводится итоговая психологическая диагностика в рамках мониторинга.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей.

4. Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к изучению динамики личностного развития учащихся, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации ФГОС в средней школе.

5 этап – психолого-педагогическая работа со школьниками 8 – 9 классов, испытывающими трудности в усвоении программного материала

В рамках этого этапа предполагается:

1.Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.

2. Индивидуальное консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

4. Организация групповой коррекционно-развивающей работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей  с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, осуществляется школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом.

5. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности дезадаптации.

7. Сопровождающая работа школьного ПМПК проводится на основании Положения о медико-психолого-педагогического консилиума, карты для учащегося, стоящего на учете КДН, «группе риска».

6 этап - коррекционно-развивающая работа с детьми девиантного поведения

Данный этап предполагает предупреждение или преодоление различных отклонений в поведении ребенка.

Процесс психопрофилактической работы подразделяется на 4 этапа.

Первый этап - изучение ребенка и окружающей его среды.

Второй этап - обеспечение психологической готовности ребенка к профилактике. Он включает беседы с ним, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности.

Третий этап - это процесс накопления нравственно положительных качеств, поступков.

Четвертый этап - самовоспитание, когда ученик должен самостоятельно выйти из кризиса.

На всех перечисленных этапах психолог выступает в роли консультанта.


Разработка коррекционно-развивающих программ

Одно из основных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения – коррекционно-развивающая работа с детьми. Она проводится как в индивидуальной форме, так и в групповой. Существуют следующие типы коррекционных программ:

  • стандартизированные - в них определены основные этапы программы, необходимые материалы, требования к участникам. Перед началом коррекционных мероприятий педагог-психолог проверяет возможности реализации всех этапов программы, наличие нужных материалов, соответствие требований, предъявляемых к участникам, их возможностям;

  • свободные (ориентированные на текущий момент) - в этом случае педагог-психолог самостоятельно формирует программу, ставит цели и задачи ее этапов, продумывает ход встреч, определяет, какими должны быть промежуточные результаты (достижения), позволяющие перейти к следующим этапам психокоррекции.

Основные требования к составлению психокоррекционной программы

При составлении коррекционной программы необходимо соблюдать следующие требования:

  1. Четкое формулирование целей коррекционной работы.

  2. Определение круга задач, конкретизирующих данные цели.

  3. Определение стратегии и тактики работы.

  4. Отбор конкретных методик и техник.

  5. Подготовка необходимых материалов и оборудования.

  6. Выбор формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая, смешанная).

  7. Определение продолжительности проведения коррекционной программы.

  8. Определение частоты встреч (например, ежедневно, один или два раза в неделю, раз в две недели и т. д.).

  9. Определение длительности каждой встречи или коррекционного занятия (от 10-15 минут в начале программы до 1,5-2 часов на заключительном этапе).

  10. Разработка конкретного содержания коррекционной программы в целом и каждого занятия отдельно.

  11. Планирование форм участия других лиц в программе (медиков, педагогов, социальных работников и др.), при работе с семьей - подключение родственников, значимых взрослых и т. д.

  12. Определение формы контроля реализации программы.

  13. Проведение коррекционной программы и внесение дополнений и изменений в нее по ходу работы.

  14. Оценка эффективности реализованной программы.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое (или психолого-педагогическое, медико-психологическое и т. д.) заключение о результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.


Составляющие коррекционно-развивающей программы:

  1. Общая характеристика программы.

  2. Методологические и теоретические основы.

  3. Цели и задачи, ожидаемые результаты.

  4. План и содержание занятий.

  5. Характеристика используемого оборудования.

  6. Организация, формы и методы работы.

  7. Основные этапы работы.

  8. Оценка эффективности программы.

  9. Описание конкретного примера работы с использованием программы.

Общая характеристика программы

Общая характеристика программы включает следующие аспекты:

  • актуальность программы и ее обоснование;

  • описание общего ресурса ОУ в контексте коррекционно-развивающей деятельности;

  • назначение программы;

  • характеристика контингента (для кого предназначена программа);

  • описание используемого оборудования;

  • требования к специалистам, принимающим участие в работе.

В данном разделе, прежде всего, описываются те трудности, с которыми обращаются родители (или законные представители) в соответствующие службы, а также причины, их вызывающие. Актуальность программы может быть подтверждена цифровыми данными, характеризующими деятельность конкретного учреждения, систему районных, городских, областных структур, а также в целом ситуацию в стране и за рубежом.

Проблемы, на которые направлена программа, целесообразно ранжировать: на первое место ставить те из них, которые с большой долей вероятности будут решены при использовании предлагаемой программы, а на последнее - проблемы, при работе с которыми она может оказаться действенной только совместно с другими процедурами и методами.

Важный момент - адресность программы, т. е. указание четких характеристик контингента, для которого она предназначена: возрастные особенности и ограничения; типичные физические, физиологические, психофизиологические, психологические качества; отклонения и дефекты (степень подробности описания выбирается в зависимости от содержания программы).

Указание возрастных особенностей детей, на которых рассчитана программа, поможет лучше сориентироваться в вопросах организации работы, интерпретации результатов, анализа соответствия психического и личностного развития ребенка нормам развития.

В данном разделе описания могут быть отмечены и ограничения по использованию программы в том случае, если ее применение при особых обстоятельствах может вызывать отрицательные последствия.

Методологические и теоретические основы программы

Методологические основы программы позволяют раскрыть сущность понятий, на которых она базируется, принципов, положенных в основу ее разработки и реализации, главных теоретических посылок, позволяющих определять адекватные формы и методы работы, грамотно проводить коррекционно-развивающие мероприятия и интерпретировать полученные результаты.

В качестве методологических основ программы могут выступать общеметодологические принципы - принципы системного подхода, деятельностного подхода, гуманистического подхода и др., а также зарекомендовавшие себя в науке теории личности и деятельности.

При разработке программ необходимо учитывать и некоторые методические принципы. Среди наиболее значимых из них для коррекционно-развивающей деятельности выделяются следующие:

  • активное привлечение к участию в программе ближайшего социального окружения ребенка - родителей, других родственников, педагогов;

  • опора на различные психические процессы - как наиболее развитые на данный момент, так и те, что отстают в развитии;

  • «программированное» обучение, которое предполагает включение в программу операций, выполняемых сначала совместно с психологом, а в дальнейшем, по мере формирования соответствующих умений, ребенком самостоятельно;

  • усложнение заданий, что позволяет поддерживать интерес к работе и дает ребенку возможность испытывать радость от преодоления трудностей;

  • учет объема материала - внесение изменений только после того, как в относительной мере сформировано то или иное умение;

  • учет сложности материала и создание благоприятного эмоционального фона как в процессе работы, так и по ее окончании.

Цели программы, содержание занятий, формы работы

Определение целей и задач программы - один из основных принципиально важных разделов, без которого ее практическое использование затруднено либо вовсе невозможно. Под целью обычно понимается будущий результат, определяющий характер и способы действий человека по его достижению. Поэтому цели программы должны быть предельно конкретно сформулированы, давать четкие представления о том, чего ожидают авторы методики после ее применения, а также об основном способе достижения предполагаемых результатов. Любую поставленную цель следует развернуть в систему частных задач с указанием условий их решения в определенный отрезок времени.

Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

  • коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение проблем развития;

  • профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

  • развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

В целом перечисленное может касаться нормализации условий жизни и развития ребенка, формирования навыков деятельности и поведения, гармонизации сенсорной, моторной, эмоциональной, познавательной сфер личности, повышения социального и личностного статуса ребенка и т. д.

Важная характеристика результата - достижение возрастных норм уровня развития того или иного качества. Однако более значимыми в коррекционно-развивающей работе могут оказаться даже не нормы, а сам факт изменения количественных и качественных показателей свойств личности ребенка. При этом все они должны быть четко зафиксированы.

План занятий может быть представлен в двух вариантах:

  • таблица;

  • последовательное описание процедуры занятий.

Обязательно указывается тема каждого занятия, цель и время, отводимое на его проведение.

Описание содержания занятий предполагает не только подробное изложение упражнений, игр и процедур, но и указание используемого оборудования, четкую формулировку цели каждого занятия, его ожидаемых результатов и методов обратной связи, касающейся эффективности занятия. Если предлагаемые процедуры не являются авторскими, следует сообщить литературный источник, в котором есть их подробное описание и обоснование.

При описании работы необходимо указать форму, в которой она проводится:

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • смешанная.

Полезно сообщить, какая из них дает максимальный эффект и при каких условиях.

Методы, используемые при реализации программы, также включаются в ее описание. Характеризуя классические методы (наблюдение, беседа, опрос), целесообразно перечислить конкретные показатели и вопросы, которые могут использовать специалисты, применяющие программу

Коррекционные занятия наиболее эффективны, если проводятся не реже одного раза в неделю (при продолжительности занятия - от 40 минут до 1-1,5 часа). Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активности самого ребенка, участвующего в занятиях.

Характеристика используемого оборудования

Описание оборудования может включать его технические данные, размеры, комплектность, условия работы с ним, необходимые требования к специалистам и ограничения в применении. Также учитывается его назначение, определяются роль и место процедур с использованием оздоровительно-развивающего и реабилитационного оборудования в контексте возможных методов и приемов работы в конкретной ситуации.

Другое условие успешности коррекционной работы - пролонгирование коррекционного воздействия. Даже после завершения работы по программе желательно контактировать с участниками занятий с целью наблюдения за особенностями поведения, выяснения того, сохранились ли прежние и возникли ли новые проблемы в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять такой контроль хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий.

Эффективность коррекционных программ во многом зависит от времени воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии и начата коррекционная работа, тем больше вероятность успешного преодоления трудностей.

Основные этапы работы по программе

Описание работы включает характеристику ее основных этапов и указание требований к организации каждого из них. К числу основных этапов относятся следующие:

• подготовительный; 
• первичная диагностика; 
• коррекция типового плана и содержания работы; 
• реализация коррекционно-развивающих мероприятий; 
• заключительная диагностика; 
• оформление результатов работы.

Важная составляющая подготовительного этапа - подробное изучение обстоятельств, в которых развивался и находится в настоящее время ребенок (ситуация в семье и ОУ, запрос родителя и жалобы ребенка, условия его развития и обучения, специфика проявления возрастных особенностей, имеющиеся трудности и ограничения и т. д.). Такой анализ исходной ситуации позволяет выявить и предварительно сформулировать реальную проблему ребенка (детей) как гипотезу, с которой предстоит работать. На этом этапе важно не только обозначить проблему как таковую, но и комплексно подойти к определению путей и способов ее решения.

Основное назначение первичной диагностики - получить объективные данные о состоянии тех качеств, свойств и функций, которые подлежат в дальнейшем коррекционно-развивающему воздействию. В программу целесообразно включить полный список методов диагностического съема информации об участниках группы с подробным перечнем используемых методик и процедур, а также описание требований к процедуре проведения диагностического исследования и составлению диагностического заключения.

Третий этап работы - уточнение плана и содержания занятий в соответствии со спецификой запроса, индивидуальными особенностями участников группы, условиями их развития. Коррективы в программу могут быть внесены и на основе текущей обратной связи о ходе работы с группой.

По окончании собственно коррекционно-развивающих мероприятий необходима итоговая (заключительная) диагностика. Ее главная цель - получение информации о результатах проведенной работы, тех изменениях, которые произошли в индивидуально-психологических, физических, поведенческих и других особенностях личности каждого участника группы. Данный этап завершается написанием диагностического заключения об изменениях изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий и прогнозе будущих изменений с рекомендациями возможных форм дальнейшей работы с детьми.

Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий

Эффективность коррекционного воздействия оценивается как с точки зрения постановки целей и задач программы, так и с позиции разрешения реальных трудностей развития. Необходимо помнить, что результат коррекционной работы может проявляться постепенно. Кроме того, программа может быть ориентирована не на полное разрешение проблем развития, а ставить более узкую цель в ограниченном временном интервале.

Оценка эффективности коррекции зависит от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет ее итоговую оценку. Так, для участника группы основным критерием успешности прохождения программы будет ощущение удовлетворения от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний. Для педагога-психолога, ответственного за организацию и проведение коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных целей. А для лиц из окружения участников группы эффективность программы определяется степенью выполнения их запроса, удовлетворения мотивов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также осознанием проблем и непосредственно связанных с ними задач.

Какой бы критерий эффективности ни анализировался, в любом случае речь идет о следующих группах переменных, характеризующих психокоррекционное воздействие:

• субъективно переживаемые участником изменения во внутреннем мире; 
• объективно регистрируемые (экспертом, наблюдателем) параметры, характеризующие изменения в различных модальностях мира человека; 
• устойчивость изменений в последующей (после воздействия) жизни человека.