Просмотр содержимого документа
«Статья "Ребенок познает мир театра"»
Ребенок познает мир театра Говорят, детство – время интуиции: ребенок интуитивно чувствует, что ему нужно для его развития и стремится к этому всеми силами своей чистой души. Известно, что старший дошкольный возраст часто называют временем игры. Играя, маленький человек познает мир, мир взрослых отношений. Познает себя в этом мире, и не только познает, он примеряет на себя различные роли. Играя в милиционера или бандита, в дочки-матери или черепашек ниндзя, он тренирует себя для поведения в определенных жизненных ситуациях. В ситуациях, которые совсем не связаны с сюжетом детских игр. И еще дошкольный возраст называют возрастом сказки. Ребенок, жадно впитывая сказочные сюжеты, расширяет пространство своего сказочного мира. Родителям известны случаи, когда ребенок как бы застревал на какой-то сказке, желая еще и еще раз слушать давно известные ему историю. Но на самом деле, слушая сказку, решает для себя, какую-то важную проблему – и это решение потом отзовется в его взрослой жизни. Отзовется разводом или умением прощать. Преступлением или подвигом. Таковы законы развития детской души. Но вот взрослые властно вмешиваются в жизнь ребенка. Школа. Время игр и сказок прошло! Пора заниматься делом. И большинство детей уныло соглашаются со взрослыми правилами жизни. А как же игры? Как же сказки? Неужели все роли уже испробованы? Неужели все нравственные задачи уже решены? Да нет же! Наоборот, только сейчас ребенок выходит на просторы жизни и перед ним раскрывается величественная панорама ЗНАНИЙ О ЖИЗНИ. Вот теперь бы и играть, примеривая разные роли на себя! Вот теперь бы и погружаться в мир сказок. Только других сказок. Сказок про взрослую жизнь, и искать в этих сказках нравственные ответы для своей души! Но не тут-то было. Сказки и игры теперь сложнее – они требуют иной связи с культурой. Более глубокой, более продуманной и… профессиональной. Теперь для развивающих игр ребенку нужен взрослый. Взрослый, который будет представителем мира культуры в сознании ребенка, мира культуры – мира нравственности. Мира социальных норм, знаний…. И, в то же время, он будет проводником, другом и помощником в этом мире - мире взрослой игры. Где же найти ребенку такой игровой и сказочный мир? Где найти такого взрослого сказочника? Правильно! Этот мир – театр. Этот взрослый – педагог-режиссер. Причем, цивилизованный мир давно понял эту великую магию театра. Недавно в «Культурной революции» (Канал «Культура») М.Е. Швыдкой озвучил интересные цифры: около тысячи американских университетов имеют у себя факультеты актерского мастерства. Но только 3% выпускников по окончании, занимаются актерской профессией. А остальные? Остальные – менеджеры, консультанты, учителя, психологи, политики, бизнесмены… Им театр нужен для успеха в жизни!
Так вот почему детская душа, не подавленная взрослым авторитаризмом, интуитивно так стремится в театр! Она стремится к успеху в жизни!!! И это стремление, с одной стороны, подкрепляется тем, что попадая в театр, ребенок попадает снова в мир того детства, где игра и сказка были его законным правом и главным делом жизни. Где маленький человек, чувствуя, что он не наигрался, недотренировался, недоразмышлял, недоосознал окружающий его мир – с радостью и азартом включается в эти процессы, но уже на более взрослом уровне. А с другой…. Что бы понять, что влечет ребенка в мир театра, надо немного разобраться в этом мире. А этот мир – интересен и непрост! В нем присутствуют три психологических пространства, каждое из которых столь огромно и включает в себя такое богатое культурное содержание, что, в свою очередь, имеет право называться мирами. Это «Мир Актера», «Мир Драматурга» и «Мир зрителя».