СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Речь ребёнка расцветает, а компьютер помогает

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Речь ребёнка расцветает, а компьютер помогает»










Консультация

«Речьребёнкарасцветает,акомпьютерпомогает»









Коррекция общего недоразвития речи детей – это комплексная программа, расчитанная на два учебных года, включающая в себя систематические подгрупповые и индивидуальные занятия.. которая требует много сил и временикак у педагога. Так и у детей. Дети с ОНР имеют проблемы в развитии восприятия, внимания. Памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития, пространственных представлений. Особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать занятия, повышение утомляемости. Дляпедагогов не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности( картинками, игрушками, мнемотаблицами, так как с раннего детства он включен в видео среду ИКТ( информационно – компьютерныхтехнологий.

Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современнойкультуры.

Одна из центральных проблем в логопедической работе – это проблема мотивации: как заинтересовать ребенка, привлечь его внимание. Чтобы он с удовольствием ходил на занятия с логопедом. Наблюдая за детьми, поняла, что для них намного интереснее занятия с применением ИКТ, потому что компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам.

Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Информационно – коммуникативные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать логопед. Проблема использования специализированных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к учебной деятельности в настоящее время особо актуальна.

Ряд исследователей (Габдулисламова Л.А., Горвиц Ю.М., Гринявичене Т.Н., Габай Т.Ф., Зворыгина Е.В., Ломов Б.Ф., Ляудис В.Я., Новоселова С.Л., Петку Г.П., Пашилите И.Ю. и др.) в своих работах отмечают, что использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств в современном дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения.

В самом деле, активный в речевом плане ребенок ненадолго замолкает при работе со средствами ИКТ. В течение определенного времени восприятия информации ребенок занимается в основном тем, что молча потребляет информацию. В целом речь - оказывается выключенной. Периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детейволевыхкачеств,приучаетк«полезным»играм.Опаснозацикливание

ребенка на компьютерной игре. Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости.

ПрименениеИКТнаправленонареализациюследующихпринципов:

Принцип активности и сознательности.Главное в деятельности обучающего – вызвать интерес у ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы. Необходимо активизировать познавательные способности, мышление и поведение ребенка. Именно ИКТ активизируют процесс обучения, а также дают возможность привлечь ребенка к исследовательской деятельности.

Принцип открывающейся перспективы.Дети хотят познавать новое, они постепенно осознают свой собственный рост (уровень) среди сверстников. Создавать ситуации успеха, побуждать ребенка к творчеству, повышать мотивацию к деятельности возможно с использованием ИКТ.

Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода.Все дети дошкольного возраста отличаются друг от друга не только с точки зрения физиогномики, поведения, но и в уровне развития высших психических функций: мышления, внимания, речи. Какими бы условиями они не объяснялись, необходим не только учет таких особенностей, но и, опираясь на положительные и сильные качества личности, предупреждать или преодолевать имеющиеся недостатки. Именно с помощью ИКТ возможно создание условий для всестороннего развития каждого ребенка (в том числе и детей с ОВЗ) с учетом их индивидуальныхпотребностей.

В своей работе по коррекции речи дошкольников я использую интерактивные игры «Мерсибо», которые созданы командой педагогов, логопедов, психологов и других специалистов. Это сайт с развивающими играми от 2-х до 10-ти лет, включающий в себя игры по развитию кругозора, памяти, внимания, обучению счету,письмуи чтениюи т.д.,аглавноеи оченьважноедля детей сдефектамиречи

– это развитие фонематического слуха и автоматизации звуков. В играх яркие персонажи и интересные сюжеты, ребенок занимается с удовольствием и воспринимает игру как бонус. Я используюихдля мотивации к обучению. При начале новой темы и закреплении пройденной. Этих красочных и «полезных» игр более 100. Слоган на сайте: «Каждая новая игра прибавляет сообразительности иума».

Игрыиупражненияобъединеныпонаправлениям:


Звуко–буквенныйанализ.

Игры на определение первого и последнего звука в слове, нахождение заданного звука. Ударной гласной. Лишнего слога. Работу со звуковым составом и схемойслова.

Неречевойслух.

Игры из этого блока помогутребенку развить свой слух. Обострят слуховое внимание.Атакжерасширятсловарныйзапас.Главное,нетолькоугадыватьзвуки, но и правильно называть его источник.

Игра«Вгостяхужучков».

Цель:развитиеслуховоговнимания.

Правила:Комната семьи жучков полна разных звуков. Выделяя по очереди все объекты, можно услышать, как они звучат. Затем нужно угадать, какие предметы издают эти звуки, не глядя на картинку.

Рекомендации: Эта веселая игра способствует развитию слухового восприятия у детей, на этапе предшествующему знакомству с буквами и звуками. В рамках развития связной речи нужно попросить ребенка составить предложение про каждого персонажа, а также вспомнить, какие звуки раздаются у него дома поутрам и вечерам.


Связнаяречь.

Для развития связной речи подходят, практически, все игры. Главное – задавать ребенку вопросы, активно беседовать, обсуждая сюжеты. Поощрять за хороший ответ. Компьютерный вариант простого сюжетного рассказа радует ребенкабольше. чем его « бумажный брат».

Игра«Чтосначала»

Цель:Составлениерассказапосериикартинок.

Правила: Надо поставить три картинки в правильной последовательности. Ребенок сам определяет порядок картинок, а потом сам составляет рассказ.

Рекомендации: Эта игра позволит проверить, как ребенок понимает сюжет и устанавливает причинно-следственные связи.


Грамматика.

Употребление в речи предлогов, согласование существительных и прилагательныхс учетом рода и числа, изменение слов в родительном падеже.- эти игры помогают логопеду отрабатывать грамматические навыки с детьми на индивидуальныхзанятиях.

Игра«Ктозакем»

Цель:Закреплениевречипредлогов.

Правила:Герои каждого сюжета стоят в заданном порядке. Каждый следующий персонаж появляется по щелчку мыши. Ребенок должен четко называть кто за кем, от кого, перед кем и т.д.

Рекомендации: В ходе игры можно повторить названия сказок, персонажей, запоминать новые слова. Игра хорошо развивает словарный запас и позволяет закрепить предлоги в речи.

Использование современных компьютерных технологий на занятияхоказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, сопереживания, творческого воображения, словарного запаса. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд. У них возникает желание рассмотреть, действовать, играть. Вернуться к этому занятию вновь. Известно, чтоиспользование в логопедической работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей. Поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы.