МБОУ «Мало-Шелемишевская СОШ»
Скопинского района Рязанской области.
Турмышова Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы.
Статья «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов и успешное прохождение ГИА» Ресурс – это количественная мера возможности выполнения какой - либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека. Ресурсы, необходимые для организации современного урока: - образовательные (учебники, учебные пособия, дидактические материалы, тесты, справочники, словари, наглядные пособия, таблицы, плакаты, приборы, лабораторное оборудование); - информационные (база контрольно - оценочных средств, электронных учебников и пособий, электронных презентаций, тренажёров); - учебно - методические (методические разработки уроков, внешкольной самостоятельной работы, методические разработки для преподавателей, учебно- методические комплексы, програмно- методические комплексы). Главным ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок. Урок – это основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Качество обучения – это, прежде всего, качество урока. Без хорошо продуманных методов и форм обучения трудно организовывать программное усвоение материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысли и развивают интерес к предмету. Древняя китайская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Методически эффективными являются такие формы урока, как уроки-семинары, конкурсы, путешествия, конференции, диспуты, деловая игра, урок творчества, урок взаимообучения. |
Приёмы обучения.
«Пословица-поговорка»: начать урок с пословицы или поговорки, относящейся к теме урока.
«Высказывания великих»: начать урок с высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме урока.
«Эпиграф»: начать урок с эпиграфа к данной теме.
«Нестандартное начало»: универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока, начать урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
«Удивляй!»: приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть мало известные факты из биографии писателей.
«Своя опора»: учащийся составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Как ослабленный вариант приёма можно рекомендовать составление развёрнутого плана ответа (как на экзамене).
«Да-нетка»: учитель загадывает нечто (часть речи, литературного героя и др.), а учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы педагог отвечает только словами: «да», «нет». Это учит связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию, слушать и слышать товарищей.
«Вопросы к тексту»: к изучаемому тексту предлагается за какое-то время составить определенное количество вопросов - суждений:
- Почему?
- Как доказать?
- Чем объяснить?
- Вследствие чего?
- В каком случае?
- Каким образом?
Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговаривается, кто составил 7 вопросов за 7 минут, получает отметку «5»; 6 вопросов – «4». Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.
«Работа с Интернет-ресурсами»
Для учащихся работа с Интернет-ресурсами – это доступ к огромному количеству необходимого иллюстративно-информационного материала, толчок к самообразованию и активизации познавательной деятельность учащихся, а также и выбор, которого ребята не имеют, работая только с учебником.
Сегодня наиболее распространенными из прикладных программных средств являются презентации. Использование презентаций, включающих одновременно графическую, звуковую, фото и видео информацию обладают большим эмоционально-мотивационным зарядом, усиливают обучающий эффект за счет увеличения плотности урока и объёма предъявляемой информации. Мультимедийные технологии открывают новые возможности управления учебным процессом, улучшают эстетику урока, дают возможность тиражирования учебного материала.
Для подготовки к ОГЭ ещё и видео (Фоксворд).
«Работа в парах»: пары получают одно и то же задание. Результат работы может быть или представлен на взаимопроверку или другой паре.
«Тесты»: виды тестов: установочный; обучающий; диагностический; итоговый. А также тест с выбором ответа, тест с развёрнутым ответом.
«Выбери верное утверждение»: учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение:
1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи….
«Пометки на полях»: обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте: «+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать
«Продолжи фразу»: карточка с заданием «Продолжить фразу»:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались….
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Завтра я хочу на уроке…
Смайлик «Моё состояние»: комфортно, уверен в своих силах, хорошо, плохо, грустно и т.п.
«Вопросы учителя»
Что было самым важным на уроке?
Чему посвятим следующий урок?
Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
Что для тебя было легко (трудно)?
Доволен ли ты своей работой?
За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка – это главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Традиционные методы обучения невозможно отбросить совсем. Современный мир требует быть коммуникативным, деятельностным, интеллектуальным, информационно-осведомлённым. Учитель помогает приобретать такие качества ученику.
Итак, современный урок – это эрудированный преподаватель плюс целый комплекс инновационных форм и методов обучения.