СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов и успешное прохождение ГИА»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описаны ресурсы, необходимые для организации современного урока, приёмы обучения, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов и успешное прохождение ГИА»»

МБОУ «Мало-Шелемишевская СОШ»

Скопинского района Рязанской области.

Турмышова Ольга Анатольевна,

учитель русского языка и литературы.

Статья «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов и успешное прохождение ГИА»

Ресурс – это количественная мера возможности выполнения какой - либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.

Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.

Ресурсы, необходимые для организации современного урока:

- образовательные (учебники, учебные пособия, дидактические материалы, тесты, справочники, словари, наглядные пособия, таблицы, плакаты, приборы, лабораторное оборудование);

- информационные (база контрольно - оценочных средств, электронных учебников и пособий, электронных презентаций, тренажёров);

- учебно - методические (методические разработки уроков, внешкольной самостоятельной работы, методические разработки для преподавателей, учебно- методические комплексы, програмно- методические комплексы).

Главным ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок. Урок – это основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Качество обучения – это, прежде всего, качество урока.

Без хорошо продуманных методов и форм обучения трудно организовывать программное усвоение материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысли и развивают интерес к предмету. Древняя китайская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь».

Методически эффективными являются такие формы урока, как уроки-семинары, конкурсы, путешествия, конференции, диспуты, деловая игра, урок творчества, урок взаимообучения.


Приёмы обучения.

«Пословица-поговорка»: начать урок с пословицы или поговорки, относящейся к теме урока.

«Высказывания великих»: начать урок с высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме урока.

«Эпиграф»: начать урок с эпиграфа к данной теме.

«Нестандартное начало»: универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока, начать урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

«Удивляй!»: приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть мало известные факты из биографии писателей.

«Своя опора»: учащийся составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Как ослабленный вариант приёма можно рекомендовать составление развёрнутого плана ответа (как на экзамене).

«Да-нетка»: учитель загадывает нечто (часть речи, литературного героя и др.), а учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы педагог отвечает только словами: «да», «нет». Это учит связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию, слушать и слышать товарищей.

«Вопросы к тексту»: к изучаемому тексту предлагается за какое-то время составить определенное количество вопросов - суждений:

- Почему?

- Как доказать?

- Чем объяснить?

- Вследствие чего?

- В каком случае?

- Каким образом?

Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговаривается, кто составил 7 вопросов за 7 минут, получает отметку «5»; 6 вопросов – «4». Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.



«Работа с Интернет-ресурсами»

Для учащихся работа с Интернет-ресурсами – это доступ к огромному количеству необходимого иллюстративно-информационного материала, толчок к самообразованию и активизации познавательной деятельность учащихся, а также и выбор, которого ребята не имеют, работая только с учебником.

Сегодня наиболее распространенными из прикладных программных средств являются презентации. Использование презентаций, включающих одновременно графическую, звуковую, фото и видео информацию обладают большим эмоционально-мотивационным зарядом, усиливают обучающий эффект за счет увеличения плотности урока и объёма предъявляемой информации. Мультимедийные технологии открывают новые возможности управления учебным процессом, улучшают эстетику урока, дают возможность тиражирования учебного материала.

Для подготовки к ОГЭ ещё и видео (Фоксворд).

«Работа в парах»: пары получают одно и то же задание. Результат работы может быть или представлен на взаимопроверку или другой паре.

«Тесты»: виды тестов: установочный; обучающий; диагностический; итоговый. А также тест с выбором ответа, тест с развёрнутым ответом.

«Выбери верное утверждение»: учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение:

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….

«Пометки на полях»: обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте: «+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать

«Продолжи фразу»: карточка с заданием «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…

  • Мы сегодня разобрались….

  • Я сегодня понял, что…

  • Мне было трудно…

  • Завтра я хочу на уроке…

Смайлик «Моё состояние»: комфортно, уверен в своих силах, хорошо, плохо, грустно и т.п.

«Вопросы учителя»

  • Что было самым важным на уроке?

  • Чему посвятим следующий урок?

  • Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

  • Что для тебя было легко (трудно)?

  • Доволен ли ты своей работой?

  • За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка – это главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Традиционные методы обучения невозможно отбросить совсем. Современный мир требует быть коммуникативным, деятельностным, интеллектуальным, информационно-осведомлённым. Учитель помогает приобретать такие качества ученику.

Итак, современный урок – это эрудированный преподаватель плюс целый комплекс инновационных форм и методов обучения.