СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование детско-родительских отношений в последние годы становится все более актуальным. Это связано с изменением социального статуса ребенка в обществе, с повышением требований к родительской ответственности. Семья – это жизненно – необходимая среда для развития и воспитания ребёнка, и, конечно, ведущая роль в семье принадлежит родителям. Здесь уместно вспомнить о таком понятии как родительский авторитет. В статье рассматриваются различные виды родительского авторитета. Раскрываются понятия и сущность. Статья поможет родителям и педагогам разобраться в таком сложном вопросе, как выбор направления семейного воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Статья "РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ"»

Важным условием воспитания является родительский авторитет- влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, воспитывающее уважение к родителям и в конечном счете – к взрослым людям вообще.

Анализируя опыт семейного воспитания, можно сделать вывод: далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей. Существует много ложных оснований авторитета, которые педагог должен знать, чтобы помочь ребенку выйти из трудной ситуации, складывающейся в семье.

Авторитет подавления.

Сегодня им страдают как отцы, так и матери. По каждому поводу родители раздражаются, сердятся, повышают голос, прибегая подчас и к физическим методам воздействия. Таким родителям совершенно неинтересно, какие проблемы испытывает их ребенок, что при этом чувствует. При таком терроре ребенок вырастает безвольным, забитым, запуганным или, наоборот, своенравным, мстящим за подавленное детство. Родители, воспитывающие своего ребенка путем уничтожения его «хочу», разговаривают со своим ребенком тоном, не терпящим возражений, слушают и слышат в разговоре только себя, упиваются страхом и волнением в глазах и поведении своего ребенка. Такие родители – слабые помощники педагога и пользоваться их помощью и поддержкой, выбирать их себе в союзники – значит окончательно разуверить ребенка в том, что добро существует. Сотрудничество педагога с такими родителями должно быть основано на позиции силы справедливости. Только тогда родители будут не столько участвовать в процессе воспитания учащихся, сколько исполнять требования, справедливо предъявляемые педагогом.

Авторитет родительского положения.

Некоторые родители, занимающие высокие посты, демонстрируют свое положение и заслуги на каждом шагу: соседям, знакомым, в школе, где учится их ребенок. Дети очень быстро начинают пользоваться родительскими заслугами, но, не умея критически посмотреть на себя со стороны, становятся хвастливыми и высокомерными. Но, с течением времени, ситуация изменяется. Повзрослев, такие дети часто начинают стыдиться своих родителей. В большинстве своем они стыдятся демонстрирования родителями своего положения, стесняются собственных отцов и матерей, пытаются как можно меньше бывать с родителями вместе, не хотят, чтобы родители участвовали в общеклассных мероприятиях. Примером тому может служить эпизод из фильма «Доживем до понедельника», когда ученица просит прощения за своего отца у классного руководителя.

В общении с такими родителями педагогу рекомендуем быть, с одной стороны, достаточно сильным и волевым, умеющим отстаивать и доказывать свое мнение родителям учащегося, с другой – достаточно компетентным и авторитетным в глазах самого ребенка. Авторитет педагога в глазах ребенка может помочь изменить семейную атмосферу, заставить родителей по-иному взглянуть на взаимоотношения с самим ребенком, его сверстниками, педагогами.

Авторитет педантизма.

Родители, не считаясь с мнением ребенка, отдают приказы и требуют точного и беспрекословного их выполнения. Дети из таких семей либо подчиняются и тогда страдают от отсутствия самостоятельности, либо сопротивляются требованиям взрослых, и тогда возникают конфликтные ситуации, что нередко приводит ребенка в группу риска. Педагогу рекомендуется максимально привлечь родителей к жизни объединения: показывать уклад жизни, демонстрировать положительные обычаи и традиции воспитания детей в других семьях.

Иногда проявление родительского педантизма направлено лишь на то, чтобы продемонстрировать власть над собственным ребенком, доказать ему в очередной раз, что он находится в родительской власти и спорить с этим бесполезно. В таком случае педагог может проводить такие родительские собрания и предлагать для обсуждения такие темы, которые позволят родителям услышать мнение самих учащихся о тех или иных ситуациях, возникающих в семьях.

Авторитет назидания.

В такой семье ребенка мучают бесконечными поучениями и назидательными разговорами. В качестве примера приводится собственный опыт, который не всегда является положительным. Дети озлобляются против нравоучений, привыкают к ним и перестают на них реагировать, отказываются слушать и слышать своих родителей. Зачастую это приводит к открытой конфронтации между детьми и родителями.

Для того чтобы в такой ситуации помочь ребенку, педагогу рекомендуется использовать возможности досуговой деятельности совместно с родителями и учащимися, чтобы семья могла больше общаться с ребенком в неформальной обстановке, и родители могли видеть положительные примеры взаимоотношений людей в других семьях.

Авторитет демонстративной любви.

Это показная демонстрация родительской любви, заласкивание ребенка, выполнение его желаний в ответ на проявление нежности к родителям. В этих семьях чаще всего вырастают циники, расчетливые дельцы, жестокие и агрессивные люди. Ни для кото не секрет, что демонстративная любовь не всегда искренна. Иногда в таких семьях за закрытой дверью происходят страшные вещи, которые вовсе не являются примером родительской любви и ласки.

Педагогу рекомендуется бывать в таких семьях и давать понять родителям, что истинное положение вещей известно учреждению дополнительного образования, и педагогам. Детям в таких семьях необходимо помогать преодолевать вредные привычки, которые могут быть связаны с попустительством родителей.

Авторитет доброты.

Послушание детей приобретается родительской добротой, мягкостью, уступчивостью, порой переходящей в беспринципность. Родители боятся конфликтов и уходят от них, принося себя в жертву. Дети в такой семье капризны, требовательны, командуют родителями.

Педагог может построить свою работу с группой и семьей учащегося таким образом, чтобы дети видели, что означает истинная доброта и мнимая. Педагог предъявляет к таким семьям и учащимся системные требования, которые не должны нарушаться ни в коем случае. Педагог показывает негативные результаты такого авторитета по отношению к ребенку. С такими родителями рекомендуется проводить серьезную и целенаправленную индивидуальную работу.

Авторитет подкупа.

Хорошее поведение ребенка покупается подарками или обещаниями каких-либо благ. Особенно тяжелы последствия такого авторитета в семье, где нет согласия между отцом и матерью, где каждый пытается привлечь ребенка на свою сторону. В таких условиях дети, исходя из личной выгоды, лавируют, приспосабливаются к ситуации.

Каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы ребенок был хорошим, чтобы он вырос счастливым, наделенным всевозможными талантами, душевным и физическим совершенством. На практике, к сожалению, не всегда так получается. Проблема состоит в том, что существует большая разница между тем, что родители хотят от своих детей, и тем, что они реально для этого делают.

Идеальный вариант родительского авторитета определить сложно. В работе с родителями педагогу необходимо помнить, что некоторые отрицательные качества в детском характере могут сформироваться под влиянием родительского авторитета, и учитывать это в организации деятельности с детским коллективом.


  1. Список литературы

  • Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – м. 1998 г.

  • Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 2 изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 110 с.

  • Н. М. Ноговицына. Родительский авторитет в развитии личности подростка. СВФУ им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия, 2004.

  • Гребенникова, Н. В. Психология семьи: учебное пособие / Н. В. Гребенникова, Е. В. Гурова, Е. И. Захарова, Е. Г. Суркова. - М.: Академия, 2014.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!