РОЛЬ ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Сады Айжана Саидовна студентка группы, 20-П специальности «Преподавание в начальных классах»
Красноярское бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Красноярский педагогический колледж №1 им. Максима Горького»
Научный руководитель: Голубева Вероника Юрьевна
В данной статье представлены примеры интеллектуальных игр на уроках окружающего мира в начальной школе.
Ключевые слова: игра, дидактическая игра, окружающий мир.
Увеличение умственной нагрузки на уроках окружающего мира заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль учащихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На интеллектуальную игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Всем известно, что игра есть потребность растущего детского организма. Для детей младшего школьного возраста игра имеет особое место: игра для них учеба, и труд, и серьезная форма воспитания. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, одним из важнейших путей включения детей в учебную деятельность.
Игра - это одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Виноградова Н.Ф. утверждает, что «... игра - это структурный элемент (часть) урока по ознакомлению детей с окружающим миром». Исследованию дидактических возможностей игры посвящены работы Ш.А. Амонашвили, А.К. Бондаренко, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Удальцовой, А.И. Сорокиной.
Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. На начальном этапе обучения учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и то содержание, без которого нельзя участвовать в игре. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится совершать те или иные действия, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других людей, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.
Игры могут использоваться как в начале урока, так и на этапе закрепления изученного материала. Вот следующие примеры нескольких игр, которые могут использоваться на уроках окружающего мира в начальной школе:
«Зеленые загадки»
Цель: закрепить знания по темам «Фрукты» и «Овощи».
Игроки делятся на 2-3 группы. Каждая образует круг. В центре круга - мешочек с овощами и фруктами. У всех игроков имеется эмблема с изображением одного овоща или фрукта. Загадывается загадка. Отгадку называет тот ученик, у которого есть эмблема этого овоща или фрукта, после чего находит названный предмет в мешочке. Если участник не допустил ошибки, его группа получает очко. Побеждает группа получившая наибольшее количество очков.
Загадки:
Сидит дед
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
Летом в огороде –
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке –
Крепкие соленые. (Огурцы)
Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе.
К пище приправа,
И на микробы управа. (Чеснок)
Посадили зернышко,
Вырастили солнышко. (Подсолнечник)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые,
Любят меня детки. (Яблоко)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен.
Нужен только красный нос. (Морковь)
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла,
Ты посоли её немножко,
Ведь, правда, вкусная…? (Картошка)
Толста и желтокожа,
Всю жизнь проводит лёжа. (Тыква)
Игру можно использовать в 1 классе после изучения темы «Фрукты и овощи» по учебнику А. А Плешакова.
«Вставь недостающие части растения»
Цель: закрепить знания о растениях.
Ход игры
Вариант 1. На доске вывешивается плакат с изображением растения. Проводится беседа о строении растения, названии и расположении частей растения. Далее педагог обращает внимание школьников на отсутствие некоторых частей. Они выпали и перепутались. Необходимо расположить их по своим местам. Учащиеся по одному выходят к доске, выбирают одну из частей растения, рассказывают о ней и прикрепляют на нужное место.
Вариант 2. Работа в микрогруппах, по парам или индивидуально. Учащимся раздаются карточки с изображением растения с недостающими частями и отдельные части растения. Школьники располагают части на соответствующих им местам, затем рассказывают по одному о какой либо части растения.
Если работа выполнялась индивидуально, можно применить проверку с использованием демонстрационного изображения на доске, или педагог собирает работы, проверяет и выставляет отметки.
Данную игру можно использовать в 1 классе на уроках окружающего мира по теме «Части растений» по учебнику А.А Плешакова.
«Птицы в природе»
Цель: формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей в природе, умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев (экологическая пирамида).
Материал:
Макет дерева с изображением птиц. Кубики с картинками: земля, вода, солнце, воздух, деревьев разных пород, корм для птиц, птицы разных видов. Опорные картинки: будка дерево, кора, пень, клетка, озеро, червяк, лягушка, шишка, мышка, рыбка, земля, вода, солнце, воздух.
Правила игры:
Выберите любую из птиц на картинке или предложите это сделать ребенку. Задайте вопросы: Что это за птица? Где живет?
( Предлагаются соответствующие опорные картинки).
Найдите кубики с изображением деревьев.
• Что нужно дереву, чтобы оно росло? (Земля, вода, солнце).
• Найдите кубики с изображением земли, воды, солнца. Определите их место в экологической пирамиде. (Дети находят соответствующие кубики и ставят их в основании пирамиды под кубиками с изображением деревьев).
• Чем питается птица? (Предлагаются соответствующие опорные картинки)
• Где находит себе корм?
В результате должна получиться пирамида, которая выстраивается в соответствии с этажами природы.
Как вы думаете, что случится с птицей, если исчезнет вода? (земля, солнце, воздух).
Мы увидели, что применение игр на уроках окружающего мира - эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать учебный процесс привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, побуждать активизировать их мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей. Познавательный интерес становится мотивом познавательной деятельности, если учащийся проявляет готовность, стремление совершенствовать своё учение.
Во время проведе игр обучающиеся демонстрируют познавательный интерес. Эти игры развивает у обучающихся гибкость мышления, оперативность памяти, обобщает знания обучающихся, позволяют эффективно повторить пройденный материал, развивает умение слышать другого человека, развивает быстроту реакции.
В процессе подготовки и во время проведения игр у обучающихся развивается познавательный интерес к предмету; в процессе игровой деятельности происходит формирование коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных универсальных действий.
У учеников развиваются умения высказывать своё мнение, определять и формулировать цель деятельности, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
Список литературы
Методическая разработка «Сборник дидактических игр, используемых на уроках окружающего мира (1-4 классы)» Соколова А.А, Грибенщикова Ю.В. Зерноград 2019г;
Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 11 томах. Т. 5. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1948-1952.
Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. М.,2001.