Ковалёва Н.Ю., Носорев Д.А.
РОЛЬ КЕЙС - МЕТОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИСТОРИКО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В статье раскрывается понятие «Кейс-метод», необходимость использования их в образовательном процессе, а так же рассматривается возможность использования кейс-метода на занятиях исторического кружка
Ключевые слова: методика, интерактивные методы обучения, кейс-метод, исторический кружок, компетенции, дискуссия.
Очевидно, что инновационные изменения в области образования проявляются в возникновении активных и инновационных методов обучения. Так, существующие правила для подготовки обучающихся подводят образование к состоянию, когда параметры традиционного обучения не способны решить поставленные задачи.
Для реализации образовательных программ в настоящее время выдвигается требование активного использования интерактивных форм обучения, с учетом системности и комплексности учебного процесса. Преподаватели активно работают над использованием в процессе обучения неигровых имитационных технологий, имеющих одновременно личностную и практическую направленность. [1, с.125]
Так, в настоящее время, в процессе образования актуальным становится использование кейс методов или так называемого метода конкретных ситуаций – это метод активного проблемного, эвристического обучения. [2, с.109]
Данный метод позволяет развить у обучающихся такие навыки как: самостоятельность мышления, умение выслушать, а в дальнейшем учесть альтернативную точку зрения и аргументировано озвучить свою.
Именно посредством кейс–методов учащиеся имеют возможность как проявить, так и усовершенствовать свои оценочные, аналитические навыки, а также научиться командной работе и поиску рациональных решений существующих проблем.
Проблема внедрения его в практику образовательного процесса вытекает из развития требований к качествам личности обучающихся, способного ориентироваться в различных ситуациях и в наличии общей направленности в развитии образования, специфической ориентации – формирование мыслительной деятельности, развитие способностей.
В нашей работе рассмотрен один из таких инновационных методов на занятиях исторического кружка с целью формирования у обучающихся историко-правовых знаний.
На наш взгляд, форма работы с кейсами проходит в несколько этапов.
Первый этап состоит в знакомстве с положением, которое описано в кейс - методе.
Данный этап можно рассмотреть как во время учебного занятия, так и оставить его на самостоятельное изучение. Результатом служит работа в аудитории, ведущая роль у преподавателя, он уделяет внимание ключевым вопросам, сопоставляет их с дисциплиной и проверяет интерес обучающихся.
На втором этапе разрабатываются решения для конкретной ситуации.
Обучающиеся, которые принимают участие в историческом кружке, делятся на команды (две команды будет достаточно), и каждая индивидуально определяет свое видение и способы разрешения сложившейся ситуации. А так же второй этап работы возможно разбить на 2 стадии: «мозговой штурм» и выработка мнения всей группы.
Итоговая работа заключается в том, что каждая команда представляет свои решения, отвечают на вопросы, а преподаватель организует общую дискуссию.
И, наконец, завершающий третий этап - это подведение итогов. Преподаватель резюмирует процесс дискуссии и работы всех команд, оглашает истинное развитие событий, подводит итоги.
Следствие работы в кейсах - результаты, связанные с освоением новых знаний и навыков и результаты, сформированными самими участниками, достижение личных целей обучения. [3, с.7]
В результате работы, обучающиеся осваивают методику проведения активных форм обучения и их особенности, а так же развивают уверенность в себе, способность самостоятельно принимать решения в текущих проблемах.
Анализ ситуации довольно сильно воздействует на профессионализацию обучающихся, формирует интерес по отношению к учебе. При этом следует отметить, что кейс-метод способствует формированию компетенций у обучающихся. [4,с.40]
Целесообразным представляется подбор кейсов, ориентированных не только на выработку критического мышления и собственных оценочных суждений, но и имеющих воспитательно-патриотическую направленность. Это обусловлено тем, что на современном этапе перед образовательными организациями ставится не только познавательная задача, но и функция формирования патриотического воспитания. Поэтому подбор кейсов должен соответствовать данным условиям. [5,с.266]
Для примера можно выбрать кейс- задачи, связанные с тематикой Великой Отечественной войны, которые вызывают живой интерес аудитории и формируют широкий круг вопросов для дискуссии.
Растущая популярность интерактивных методов обучения позволяет адаптировать образование к современным условиям и позволит сделать процесс обучения более интересным для обучающихся.
Список источников и литературы:
1. Чулова Ю.С.Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 51. С. 124-128.
2. Китаева И.В., Щербатых С.В. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 107-110.
3. Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: учеб.- метод. пособие.- Ижевск: УдГУ, 2013.-С.7-9.
4. В.В.Юшков. Педагогические технологии в профессиональном образовании Кейс-метод в профессиональном образовании// «Профессиональное образование. Столица».- Академия профессионального образования :М, 2012.-С.40-41
5. Бикбаева А., Яруллина Л.Р. Активизация учебного процесса с помощью ситуационного анализа//Материалы 65-й Всероссийской научно-практической конференции по архитектуре и строительству.- Казань: КазГАСУ, 2013.– С. 266-267.
Фамилия, Имя, Отчество | Носорев Дмитрий Александрович |
Место учебы (с указанием шифра учебной группы для студентов), работы, должность | Магистр 3 курса ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» |
Тема выступления | Роль кейс - методов в формировании историко-правовых знаний обучающихся |
Научный руководитель (для студентов и аспирантов) | - |
Контактный телефон | 89045202994 |
E-mail | [email protected] |
Фамилия, Имя, Отчество | Ковалёва Наталья Юрьевна |
Место учебы (с указанием шифра учебной группы для студентов), работы, должность | Магистр 1 курса ФГБОУ ВО «Юго-западный университет» |
Тема выступления | Роль кейс - методов в формировании историко-правовых знаний обучающихся |
Научный руководитель (для студентов и аспирантов) | - |
Контактный телефон | 89045202994 |
E-mail | [email protected] |