СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Роль кейс-метода в формировании историко-правовых знаний обучающихся"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Роль кейс-метода в формировании историко-правовых знаний обучающихся"»

Ковалёва Н.Ю., Носорев Д.А.

РОЛЬ КЕЙС - МЕТОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИСТОРИКО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Аннотация. В статье раскрывается понятие «Кейс-метод», необходимость использования их в образовательном процессе, а так же рассматривается возможность использования кейс-метода на занятиях исторического кружка

Ключевые слова: методика, интерактивные методы обучения, кейс-метод, исторический кружок, компетенции, дискуссия.


Очевидно, что инновационные изменения в области образования проявляются в возникновении активных и инновационных методов обучения. Так, существующие правила для подготовки обучающихся подводят образование к состоянию, когда параметры традиционного обучения не способны решить поставленные задачи.

Для реализации образовательных программ в настоящее время выдвигается требование активного использования интерактивных форм обучения, с учетом системности и комплексности учебного процесса. Преподаватели активно работают над использованием в процессе обучения неигровых имитационных технологий, имеющих одновременно личностную и практическую направленность. [1, с.125]

Так, в настоящее время, в процессе образования актуальным становится использование кейс методов или так называемого метода конкретных ситуаций – это метод активного проблемного, эвристического обучения. [2, с.109]

Данный метод позволяет развить у обучающихся такие навыки как: самостоятельность мышления, умение выслушать, а в дальнейшем учесть альтернативную точку зрения и аргументировано озвучить свою.

Именно посредством кейс–методов учащиеся имеют возможность как проявить, так и усовершенствовать свои оценочные, аналитические навыки, а также научиться командной работе и поиску рациональных решений существующих проблем.

Проблема внедрения его в практику образовательного процесса вытекает из развития требований к качествам личности обучающихся, способного ориентироваться в различных ситуациях и в наличии общей направленности в развитии образования, специфической ориентации – формирование мыслительной деятельности, развитие способностей.

В нашей работе рассмотрен один из таких инновационных методов на занятиях исторического кружка с целью формирования у обучающихся историко-правовых знаний.

На наш взгляд, форма работы с кейсами проходит в несколько этапов.

Первый этап состоит в знакомстве с положением, которое описано в кейс - методе.

Данный этап можно рассмотреть как во время учебного занятия, так и оставить его на самостоятельное изучение. Результатом служит работа в аудитории, ведущая роль у преподавателя, он уделяет внимание ключевым вопросам, сопоставляет их с дисциплиной и проверяет интерес обучающихся.

На втором этапе разрабатываются решения  для конкретной ситуации. 

Обучающиеся, которые принимают участие в историческом  кружке, делятся на команды (две команды будет достаточно), и каждая индивидуально определяет свое видение и способы разрешения сложившейся ситуации. А так же второй этап работы возможно разбить на 2 стадии: «мозговой штурм» и выработка мнения всей группы.

Итоговая работа заключается в том, что каждая команда представляет свои решения, отвечают на вопросы, а преподаватель организует общую дискуссию.

И, наконец, завершающий третий этап - это подведение итогов. Преподаватель резюмирует процесс дискуссии и работы всех команд, оглашает истинное развитие событий, подводит итоги.

Следствие работы в кейсах - результаты, связанные с освоением новых знаний и навыков и результаты, сформированными самими участниками, достижение личных целей обучения. [3, с.7]

В результате работы, обучающиеся осваивают методику проведения активных форм обучения и их особенности, а так же развивают уверенность в себе, способность самостоятельно принимать решения в текущих проблемах.

Анализ ситуации довольно сильно воздействует на профессионализацию обучающихся, формирует интерес по отношению к учебе. При этом следует отметить, что кейс-метод способствует формированию компетенций у обучающихся. [4,с.40]

Целесообразным представляется подбор кейсов, ориентированных не только на выработку критического мышления и собственных оценочных суждений, но и имеющих воспитательно-патриотическую направленность. Это обусловлено тем, что на современном этапе перед образовательными организациями ставится не только познавательная задача, но и функция формирования патриотического воспитания. Поэтому подбор кейсов должен соответствовать данным условиям. [5,с.266]

Для примера можно выбрать кейс- задачи, связанные с тематикой Великой Отечественной войны, которые вызывают живой интерес аудитории и формируют широкий круг вопросов для дискуссии.

Растущая популярность интерактивных методов обучения позволяет адаптировать образование к современным условиям и позволит сделать процесс обучения более интересным для обучающихся.


Список источников и литературы:


1. Чулова Ю.С.Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 51. С. 124-128.

2. Китаева И.В., Щербатых С.В. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 107-110.

3. Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: учеб.- метод. пособие.- Ижевск: УдГУ, 2013.-С.7-9.

4. В.В.Юшков. Педагогические технологии в профессиональном образовании Кейс-метод в профессиональном образовании// «Профессиональное образование. Столица».- Академия  профессионального образования :М, 2012.-С.40-41

5. Бикбаева А., Яруллина Л.Р. Активизация учебного процесса с помощью ситуационного анализа//Материалы 65-й Всероссийской научно-практической конференции по архитектуре и строительству.- Казань: КазГАСУ, 2013.– С. 266-267.





Фамилия, Имя, Отчество

Носорев Дмитрий Александрович

Место учебы (с указанием шифра учебной группы для студентов), работы, должность

Магистр 3 курса ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

Тема выступления

Роль кейс - методов в формировании историко-правовых знаний обучающихся


Научный руководитель (для студентов и аспирантов)

-

Контактный телефон

89045202994

E-mail

[email protected]



Фамилия, Имя, Отчество

Ковалёва Наталья Юрьевна

Место учебы (с указанием шифра учебной группы для студентов), работы, должность

Магистр 1 курса ФГБОУ ВО «Юго-западный университет»

Тема выступления

Роль кейс - методов в формировании историко-правовых знаний обучающихся


Научный руководитель (для студентов и аспирантов)

-

Контактный телефон

89045202994

E-mail

[email protected]