СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Роль родительских установок...."

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья, позволяющая взрослым взглянуть на воспитательно-развивающий момент как на вектор движения для гармонично развивающейся личности ребёнка. Принять и применять данные рекомендации к своей личности как родителя или учителя.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Роль родительских установок...."»

Роль родительских установок

на успешное развитие личности ребёнка


Багоутдинова Н.В., педагог-психолог

МБОУ «Гимназия №6» имени С.Ф. Вензелева

г. Междуреченск, Кемеровская область-Кузбасс


«Ребенок – это творение родителей.

Важно, чтобы родители осознавали это и

воспринимали воспитание как творческий процесс»

Мелкумова Каринэ Юрьевна


Успех! для каждого он означает что-то своё. Человек может быть успешен в учёбе, работе, общении, духовном развитии, семейной жизни, в личном деле, а кто-то во всех сферах сразу, сегодня или всегда. Успешный человек превращает свою мечту в цель и достигает её. Успех – это результат правильных действий и приложенных усилий.

Недостаточно иметь способности для успешности. Невозможно успешность получить в наследство или по продвижению влиятельных лиц.

Очень часто взрослые говорят про успехи своих детей, гордятся ими как своими заслугами. Но так ли это, на самом ли деле? Влияют ли родители на успешность своих детей. Неужели установки в детстве от родителей делают успешным ребенка?

С момента зачатия все мысли, эмоции и чувства матери оседают глубоко в бессознательное ребенка. С рождения для ребенка важными людьми становятся именно родители. Первые слова, которые слышит ребенок, произнесены родителями. Они их движущая сила, поддержка и маяк. Сила слова, сказанного родителями, оказывает огромное воздействие именно на развитие и формирование личности ребенка! Детский мозг запрограммирован на то, чтобы ловить каждое сказанное родителем слово и воспринимать его как руководство к действию. Даже если ребёнок не фиксирует это сознанием, сказанные фразы уходят в сферу бессознательного, формируя личность и определяя жизненный сценарий. Родительские слова, чёткие установки, несомненно оставляют тот или иной след в жизни детей, порой играя определяющую роль в развитии судьбы ребенка.

Ребенок начинает ощущать мир вокруг в зависимости от значимых событий, которые происходили с ним в раннем детстве при непосредственном участии родителей. Дети считывают и запоминают эту информацию!

Родители оказывают сильнейшее воздействие на формирование личности ребенка, поэтому и роль родительских установок его жизни сложно переоценить. Это вектор движения во взрослую жизнь.

Установки возникают повседневно. Одни случайны и слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Именно установки (слова) отцов и матерей приходят нам на ум в трудные минуты, определяют наше поведение в стрессовых ситуациях. Пример из моей практики: девочка (17 лет) обратилась с запросом «нет друзей», рассказав о том, что мама всегда ей повторяет, что дочь никчемная, слова не может сформулировать правильно, что на девочку смотреть то страшно, а не то чтобы дружить. С психологической токи зрения мы наблюдаем чёткое формирование неуспешности личности не только в детстве, но и во взрослой жизни. Стоит запрет на свободное высказывание своих мыслей, следовательно, неуверенность в себе, недовольство своей жизнью. Нет опоры, поддержки, устойчивости. Нет опоры + нет веры в себя = нет успеха!

Другая история: взрослая женщина, успешна в бизнесе, легка в общении, установлении контактов, ладит с детьми и окружающими. НО! Отсутствует семейная жизнь. Проработав, выясняем, чёткая мамина установка: «Мужчинам верить никогда нельзя, они обманывают все!»

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире.

Бывают обратные ситуации. «Нередко заботливые родственники приносят человеку больше вреда, чем откровенные враги. Они блокируют его развитие, делая за него то, что он должен делать сам», - М. Литвак.

И от того, какие запреты и ограничения родители накладывают на своих детей, в чем и как позволяют почувствовать свободу, во многом определяется их будущее. К слову, любовь или нелюбовь к себе, самовосприятие, самоуважение, которое без труда распознается окружающими, — тоже. Что в свою очередь влияет на успешность в развитии личности ребенка.

Успешный ребенок счастливый ребенок = счастливый взрослый.

Счастье – это умение любить, выстраивать свою жизнь и отношения, умение быть в ладу с собой и в гармонии с миром.

Поэтому для развития именно успешной личности ребенка в любой сфере его жизни, родительские установки должны быть под чётким контролем. Необходимо следить за тоном голоса в общении и обращении к ребенку, анализируя свои эмоции и чувства. И только тогда будут выстраиваться доверительные отношения между родителями и ребенком с самого детства.

Э.Эриксон считает «наличие в младенчестве тесного и эмоционально насыщенного ДОБРОГО контакта с матерью основой развития у ребенка самостоятельности, уверенности в себе, независимости и в тоже время теплого, доверительного отношения к другим людям. В этот период ребенок должен приобрести чувство доверия к окружающему миру, что становится основой формирования позитивного самоощущения. В дальнейшем недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере взаимоотношений с другими людьми, что приводит к страху перед общением», и неуспешности во всех сферах жизни.

Обратимся ко всем известному произведению «Маленький принц», ситуация, где ребенок рисует удава, съевшего слона. Показав взрослым свой рисунок, ребенок сталкивается несколько раз с чёткой установкой на неумение фантазировать, воображать, видеть мир не так как другие и не верить в себя. В 6 лет ребенок запретил себе быть в будущем успешным в карьере блестящим художником.

Родители часто не задумываются, что говорят и тем самым не понимают, как своими словесными установками делают ребенка неуспешным, неуверенным, удобным для других, забывая, а часто не обращая внимания, на его интересы.

Ни один ребенок не получил родительских даров и всего, что хотел на все 100 процентов!

Такие фразы родителей как, например, горе ты моё; не твоего ума дела; нытик; да кому ты такой нужен; ничего не умеешь делать; что бы ты не сделал, всë рушится; грязнуля; в кого ты у нас такой; а вот пойду и найду нового себе ребенка, а тебя сдам, потому что... ; вырастешь, узнаешь; уйди с глаз долой. Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом родители (взрослые) удивляются и им не нравится, что ребенок отдалился от них, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

Этим взращивается чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями (взрослыми).

Исправить негативные установки можно только контрустановками, причем постоянно подкрепляемыми положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты все можешь!» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребенок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (учение, рисование, лепка, пение и т. д.).
     "Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить..." – неловко брошенная фраза поставила установку на замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению. Меняем на контрустановку: "Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!", "Счастье мое, радость моя!", "Попробуй еще, у тебя обязательно получится!" и так далее.

Необходимо быть примером своему ребенку, показывая каждый день ему как идти к своей цели. Ребенок будет этому учиться, опираясь на опыт родителей, на их положительные установки и поддержку. Родителям нужно показывать, как делать выбор в обширных перспективах самому по своим интересам. Ребенок, пользуясь своими сильными качествами и опытом других, учится понимать общество и находить в нём место.

Теперь уже выросшему человеку, воспитанному «ВЗРОСЛЫМИ» родителями, помогают быть успешным его личные качества и навыки, умение работать над собой, смелость и видение нового, умение ставить цели, планировать деятельность, анализировать успехи и неудачи и, конечно же, рисковать и идти до конца.

Родители – творцы для своих детей в раннем детстве. Они вносят неоценимый вклад в формирование внутренней вселенной своего ребенка и закладывают основу психологического здоровья для последующих поколений.


«Легче растить сильных детей, чем потом

ремонтировать сломанных взрослых», - Ф. Дугласс