СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Роль виртуального пространства на уроках гуманитарного цикла".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках гуманитарного цикла.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Роль виртуального пространства на уроках гуманитарного цикла".»

Роль виртуального пространства на уроках гуманитарного цикла

Усова Л.А.

Интернет прочно вошел в жизнь каждого из нас. И в сложившихся условиях перед нами стоит задача – обращать во благо существование в его пространстве. Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы – это необходимость, вызванная временем.

Безусловно, все мы знаем о возможностях Интернета. Это и цифровые электронные ресурсы (словари, справочники, энциклопедии, порталы («Грамота.ру»), сайты с методическими разработками уроков, виртуальные библиотеки, блоги учителей. Использование данных ресурсов позволяет нам сделать уроки яркими, информативными.

Однако хочу поделиться своими наработками.

По последним данным кафедры психологии личности МГУ, количество детей, ежедневно пользующихся Интернетом, выросло до 95%. Цифра впечатляет. Поэтому хочется, чтобы погружение в информационное пространство приносило пользу.

Самая популярная социальная сеть – «В КОНТАКТЕ». Только у ленивого нет своей страницы. Такая страница есть и у меня. Более того, мои ученики создали закрытую группу «Гэшечки». В чате мы не только общаемся, но и обсуждаем произведения современной русской литературы.

В самом начале учебного года объясняю важность нашей дискуссии. Часов отводится мало. Экзамен же предстоит сдавать всем. И предлагаю для обсуждения короткие рассказы современных писателей.. Таким образом активизирую познавательную деятельность, повышаю интерес к современной русской литературе. Кроме того, это позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Предлагаю прочитать и обсудить следующие произведения:

Л. Улицкая «Перловый суп»,

В. Дёгтев «Выбор», «Разумные существа»,

О. Рой «Пёрышко»,

Б. Екимов «Ночь исцеления», «Говори, мама, говори…»,

А. Геласимов «Нежный возраст»,

С. Прокофьева «Я не буду просить прощенья…»

В настоящий момент ученики размышляют над новеллой О. Генри «Последний лист».

Беседы всегда разные, но неизменно каждая из них начинается с вопроса «О чем вас заставил задуматься рассказ?» Потом выходим на проблематику, прописываем аргументы. Так мы создаем свой собственный «Банк аргументов» к экзамену по русскому языку.

После посещения спектаклей мы тоже говорим об увиденном, пополняя копилку знаний.

Начали мы подобную работу в 8 классе, когда создавали заготовки к сочинению-рассуждению. Опыт оказался удачным. Поэтому и в этом году уже другим классам предложила написать вступление к сочинению с использованием именительного темы.

Дружба. Счастье. Интеллигентность. Книги. Так как каждый пишет в беседе, то никто и не думает списывать с готовых источников, потому что работу читают одноклассники. Поэтому стремятся написать что-то оригинальное. Такая практика приучает учеников следить за результатом своей работы, выявлять сильные и слабые стороны деятельности, мотивирует на самоанализ.

Дальше - дело техники. Остается все проверить, отредактировать и распечатать. Так ребята создают заготовки к экзамену по русскому языку.

Кроме того, общение в группе дает возможность получить у учителя консультацию по интересующему вопросу.

Непосредственно на уроках ресурсы интернета можно использовать на каждом этапе. С большим удовольствием на уроках литературы демонстрирую видео с выразительным чтением стихотворений актерами театра и кино, иллюстрированные материалы. При анализе стихотворений не обойтись без интернета, если текст наполнен ссылками, цитатами, так как помогает установить, где, когда что-то было сказано. Когда же ученики находят аллюзии, реминисценции, они получают интеллектуальное удовлетворение. При восприятии литературы через интертекстуальность Интернет необходим, т.к. у наших детей мало читательского опыта.

И наконец, виртуальные экскурсии. Они дают возможность побывать в разных уголках мира на уроках МХК, в местах, связанных с жизнью и творчеством писателей на уроках литературы.

В Интернете много экскурсий, разработанных профессионалами, но можно сделать заочную экскурсию и самостоятельно. Преимущества – отбор нужного материала согласно поставленным целям. Несколько лет назад я сделала экскурсию в дом-музей И.С. Никитина. И перед посещением музея всегда показываю ее ученикам. Цель - заинтересовать учащихся личностью, биографией и творческой лабораторией писателя. После просмотра всегда откликаются на предложение увидеть все своими глазами.

Глобальная сеть предоставляет невероятные до недавнего времени возможности. В учебном и воспитательном процессе способствует развитию интереса к предмету, расширению кругозора, помогает качественно улучшить процесс изучения родного языка, литературы, культуры.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!