МБОУ Покровская средняя общеобразовательная школа № 1 с УИОП
имени И.М. Яковлева
Семейная олимпиада по математике
Подготовил: учитель математики
Иванова Саргылана Семеновна
Покровск -2020г
Введение
В современном мире большинство молодых родителей не видят необходимости включения в процесс интеллектуального развития ребёнка с ранних этапов его жизни. Ребёнок, как и его родители, оказывается поглощён информационной средой при этом их интересы не совпадают.
Очень часто родители не хотят посещать школу. Многие не хотят ходить из-за страха, боязни и стыда, так как ребёнок плохо учится, может нарушать дисциплину. Другие родители думают, что если ребёнок учится хорошо, и в его адрес нет никаких замечаний, то нет смысла вообще появляться в школе, а некоторые имеют обиды. Многие родители не могут прийти из-за своей работы.
Добиться высоких результатов в обучении и воспитании школьника невозможно без сотрудничества с его родителями, без информации о семье, в которой живет и воспитывается ученик. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья (Закон «Об образовании»).
Во-вторых, на протяжении многих лет доминирующей задачей школьной олимпиады по различным предметам было определение уровня предметных знаний и умений учащихся.
Однако на данном этапе эта задача не отвечает запросам личностно ориентированной концепции в образовании. Поэтому возникла ещё одна проблема поиска новых форм внеурочной деятельности, содержащая идею развития способностей личности каждого школьника (включая и тех детей, которые по результатам предметных олимпиад не занимают призовые места).
Найти новую форму совместной познавательной и экспериментально-поисковой деятельности всех учащихся и их родителей. Мы считаем, что такой формой может стать семейная олимпиада, которая объединит детей, родителей и педагогов в одну команду и создаст стимул для овладения естественнонаучными знаниями, способствуя взаимопониманию людей разных поколений, воспитанию ответственного отношения к учебному труду и может стать альтернативой традиционным школьным предметным олимпиадам.
Цели и задачи
Разработать новую форму организации внеурочной деятельности с целью повышения заинтересованности родителей в развитии своих детей и укрепления связи школы и семьи, способствуя сплочению семьи в процессе решения творческих задач из разных областей знаний и развитию коммуникативных, личностных и мета предметных компетентностей ребёнка (компетентность - способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида).
Задачи:
-изучить теоретические основы организации современной многопредметной олимпиады на школьном уровне;
- разработать творческие задания олимпиады;
- разработать сценарий многопредметной олимпиады естественнонаучной направленности;
-определить функции педагогов (математики) и родителей в ходе мероприятия;
-разработать общее положение семейной олимпиады;
- разработать программу ,рекламы семейной олимпиады среди учащихся 5-6 классов и членов их семей;
- спланировать программу подведения итогов олимпиады и необходимых ресурсов.
Для развития способностей школьника важными являются не столько результаты, показываемые при выполнении заданий, сколько сам процесс организации и проведения олимпиады при активной поддержке взрослого наставника.
В данное время наблюдается тенденция гуманизации как образования в целом, так и самого проведения школьных предметных олимпиад, где ведущую роль педагоги отводят не только выявлению, но и развитию способностей. В педагогической литературе выделяют следующие виды способностей
1) интеллектуальные способности;
2) академические способности;
3) организаторские или лидерские способности.
Все перечисленные виды способностей при правильной организации и проведении школьных олимпиад могут быть не только выявлены, но и развиты, но для этого необходимо решить один из важнейших вопросов: каким образом привлечь школьников к участию в олимпиаде добровольно? Ответ оказывается довольно простым: хорошо продуманная организация и помощь взрослых наставников способствуют появлению у учащихся мотивации к участию в подобного рода соревнованиях.
Мотивы, возникающие у школьников
1) «Мотивация содержанием»
2) «Мотивация процессом»
В ходе проведения олимпиад учащимся необходимо осознавать себя частью
единого сообщества единомышленников.
3) «Широкие социальные мотивы» (чувство гордости за родителей и ответственность за честь семьи)
4) «Мотивация оценкой"
На наш взгляд, новая форма внеурочной деятельности - семейная олимпиада, позволяет мотивировать учеников необычным процессом, содержанием, возможностью работать в команде, тем более, что такая команда, как семья, в полной мере будет способствовать развитию личности ребёнка.
Подобного рода деятельность раскроет творческие и коммуникативные способности каждого участника.
Следует отметить, что семейная олимпиада не может заменить стандартную школьную предметную олимпиаду. Она является альтернативной олимпиадой.
«Математика»
Тур Домашнее задание: Многогранники( Сделай своими руками)
Даже беглый взгляд на галерею многогранников доказывает, что звёздчатые многогранники являются очень красивыми и декоративными. Совсем не сложно своими руками изготовить модель понравившегося многогранника из бумаги или картона. Всё, что требуется для создания бумажной модели - цветной картон, ножницы и клей.
Предлагается самостоятельно найти способ соединения деталей, дающий требуемую раскраску, или подумать над возможными вариантами раскраски.
Команде предлагается самостоятельно сделать модель многогранника.
Модели будут оцениваться по следующим критериям:
1) количество моделей;
2)сложность моделей;
3) качество работы;
4) эстетичность представления;
5) цветовое решение.
Результатом работы будет являться выставка моделей.
2тур
1 этап
Во время проведения мероприятия проводится устная семейная олимпиада
«Занимательные задачи по математике»
У любой игры есть правила, и Устная семейная олимпиада не исключение. Здесь правила таковы:
ведущий читает вопрос, и команда даёт на него ответ не позднее, чем через 5 минут после удара гонга.
Ответы команд поступают в жюри для проверки.
Ведущий (учитель математики) разбирает решение предложенной ранее задачи.
Если ответ правильный, команда получает 5 баллов.
Баллы заносятся жюри в Таблицу. Данные таблицы периодически предъявляются участникам командной олимпиады.
Победителем объявляется команда набравшая наибольшее количество баллов.
2 этап
Задачи (письменно на время)
1. Три математика ехали в разных вагонах одного поезда. Когда поезд подъезжал к станции, математики насчитали на перроне 7, 12 и 15 скамеек. А когда поезд отъезжал, один из них насчитал еще 2 скамейки. Сколько насчитали остальные? (ответ: 5 и 10 скамеек)
2. Если Аня идет в школу пешком, а обратно едет на автобусе, то всего на дорогу она затрачивает полтора часа. Если же она в оба конца едет на автобусе, то весь путь у нее занимает 30 минут. Сколько времени тратит Аня на дорогу, если и в школу, и из школы она идет пешком? (ответ:2,5 часа)
3. Коля и Вася живут в одном доме, на каждой лестничной клетке которого 4 квартиры. Коля живет на пятом этаже, в квартире 83, а Вася - на 3-ем этаже в квартире 169. Сколько этажей в доме? (ответ: 8 этажей)
4. Дед вдвое сильнее Бабки, Бабка втрое сильнее Внучки, Внучка вчетверо сильнее Жучки, Жучка впятеро сильнее Кошки, Кошка вшестеро сильнее Мышки. Без Мышки все остальные не могут вытащить репку, а вместе с Мышкой – могут. Сколько мышек надо собрать вместе, чтобы эти мышки смогли вытащить репку сами? (ответ: 1237 мышек)
5. Коля отправился за грибами между восемью и девятью часами утра в момент, когда часовая и минутная стрелки его часов были совмещены. Домой он вернулся между двумя и тремя часами дня, при этом стрелки его часов были направлены в противоположные стороны. Сколько продолжалась Колина прогулка? (ответ: 6 часов)
6. В квадрате 5 х 5 проведены разрезы по некоторым сторонам квадратиков 1 х 1 . Могло ли получиться так, что квадрат распался на 8 кусков, любые 2 из которых различны? Объясните ответ.
(ответ: да )
7. В справочнике «Магия для чайников» написано: «Замените в слове ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ одинаковые буквы на одинаковые цифры, а разные – на разные. Если полученное число окажется простым, случится настоящее землетрясение». Можно ли таким образом устроить землетрясение? (Натуральное число, большее 1, называется простым, если у него нет других делителей, кроме 1 и самого себя.) (ответ: нет)
8. А это вам видеть пока рано, – сказала Баба-Яга своим 33 ученикам и скомандовала: «Закройте глаза!» Правый глаз закрыли все мальчики и треть девочек. Левый глаз закрыли все девочки и треть мальчиков. Сколько учеников всё-таки увидели то, что видеть пока рано? (ответ: 22 ученика)
Учителя разрабатывают сценарий семейной олимпиады, разъясняют родителям, что есть семейная олимпиада, определяют их функции в данной олимпиаде, консультируют их по выполнению заданий.
Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.
Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.
“Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны” (В.А. Сухомлинский)
Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.
Поэтому родители не просто наблюдают, а активно включаются в совместную работу по выполнению заданий олимпиады. При этом у них есть возможность выбора наиболее интересных и посильных для себя и своего ребёнка заданий.
Важно, что именно в 5-6 классах родители ещё могут помочь ребёнку в его познавательной деятельности.
Общее положение семейной олимпиады
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение определяет статус, цели, задачи, порядок организации и проведения многопредметной семейной олимпиады учащихся 5-7 классов (далее Олимпиада), ее организационно-методическое обеспечение, порядок участия в Олимпиаде, определение победителей.
Олимпиада проводится ежегодно для учащихся 5-6-7х классов в нашей школе.
1.2. Регистрация на участие в Олимпиаде подразумевает согласие со всеми пунктами данного Положения.
1.3. Решения по всем вопросам, не отраженным в настоящем Положении, принимают Организаторы с учетом интересов участников Олимпиады.
2. Руководство и организация Олимпиады
2.1. Общее руководство Олимпиадой осуществляется зав.кафедрой.
2.2. Организация и проведение Олимпиады возлагается на учителей математики
2.3. Для проведения Олимпиады формируется оргкомитет и предметное жюри.
2.4. Оргкомитет Олимпиады:
• определяет форму, порядок и сроки проведения Олимпиады;
• осуществляет общее руководство подготовкой и проведением Олимпиады;
• разрабатывает документацию Олимпиады;
• издает необходимые материалы для проведения Олимпиады, анализирует и обобщает итоги;
• организует работу жюри;
• решает вопросы финансирования и материального обеспечения Олимпиады;
• рассматривает предложения по совершенствованию порядка проведения Олимпиады;
• проводит консультации по вопросам подготовки и проведения Олимпиады;
• готовит предложения по награждению победителей.
2.5. Жюри Олимпиады:
• организует проверку работ участников Олимпиады, оценивает результаты выполненных заданий;
• подводит итоги и определяет победителей Олимпиады.
3. Сроки проведения Олимпиады
3.1. Олимпиада проводится во время проведения недели математиков
4. Участники Олимпиады
4.1. К участию приглашаются обучающиеся 5-6-х классов и их родители.
4.2. Участие в Олимпиаде является добровольным, привлечение обучающихся к участию в Олимпиаде против их желания запрещается.
5. Условия проведения Олимпиады
5.1.Олимпиада проводится один раз в год в соответствии с Календарем проведения Олимпиады.
5.2.Олимпиада проходит в 2 этапа.
5.3. Олимпиада проводится по следующим направлениям
•«Математика»;
6. Проведение олимпиады
Организаторы Олимпиады заранее информируют всех участников Олимпиады о сроках проведения Олимпиады.
Задания в печатном варианте раздаются командам, заявившим об участии, и сейчас можно разместить на Сайте школы.
На выполнение всего конкурсного задания дается три недели. При выполнении заданий разрешается пользоваться учебниками и калькулятором, выполнять задания коллективно и/или с посторонней помощью, пользоваться книгами, конспектами и Интернетом, любыми техническими средствами передачи и приема данных.
«Занимательные задачи по математике» - устная командная олимпиада проводится во время проведения мероприятия.
7. Порядок сдачи выполненных работ
Выполненные работы сдаются за неделю до объявленного мероприятия
8. Проверка работ осуществляется учителями-предметниками в течение недели
Жюри определяет победителя
- в каждом задании («Занимательные задачи», «Многогранники», и т.д.),
- в каждом направлении («Математика»)
-абсолютного Победителя.
9. Награждение участников Олимпиады осуществляется в традиционный день семейной олимпиады.
Участники и Победители награждаются соответствующими Дипломами.
Программа рекламы семейной олимпиады среди учащихся 5-6-7 классов и членов их семей
- Разместить Общее положение Олимпиады и задания Олимпиады на школьном сайте;(сейчас)
-Разъяснить родителям условия проведения Олимпиады на родительских собраниях 5-6 классов;
-Раздать всем заявленным командам печатные варианты заданий Олимпиады;
-Разработать эмблему Олимпиады и заказать значки для всех участников Олимпиады;
-Разработать дизайн Дипломов победителей, призёров и участников Олимпиады;
-Имена победителей и призёров разместить на сайте школы.
11