Школа-интернат – это хорошо или плохо?
Муниципального общеобразовательного учреждения
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 10 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Учитель начальных классов:
Архипенко Елена Дмитриевна
Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей.
Слово «интернат» произошло от латинского internus (внутренний).
По мере того, как ваш ребенок прогрессирует в возрасте и развитии, вы можете подумать обо всех доступных вариантах обучения. В современном мире мы все ищем всеобъемлющую среду обучения, которая заботится не только об академических успехах, но и о целостном и всеобъемлющем развитии.
Невозможно сделать общий вывод о том, являются ли школы-интернаты хорошими или плохими. Каждый ребенок - это индивидуум с индивидуальными потребностями, и у каждой школы свое видение миссии.
Вот некоторые из этих преимуществ.
Независимость и самостоятельность: почти все дети из интерната считают, что они более независимы и самостоятельны, чем другие их сверстники.
Уверенность: по мере того, как дети начинают делать что-то маленькое и большое, они начинают больше доверять своим собственным способностям. Школы-интернаты подвергают детей многим видам деятельности, таким как социальное обслуживание, искусство, драма и плотницкие работы. По мере того, как они начинают находить то, что им нравится и в чем они хороши, у детей появляется больше уверенности.
Дисциплина: дети интерната живут более упорядоченной жизнью, чем их сверстники. Время приема пищи устанавливается так же, как и время обучения. Если им разрешено смотреть телевизор, это также строго регулируется. Учебная дисциплина важна для детей, так как она поможет им достичь своих целей.
Стандартный уровень жизни: все учащиеся будут проживать в одинаковых комнатах. Это ставит всех их в равное положение и избавляет от ненужных испытаний статуса и собственности.
Социальная уверенность: поскольку ваши дети общаются, учатся и живут с сотнями других детей, они вскоре научатся преодолевать различия. Создание и участие в группе лежит в основе жизни в школе-интернате, и большинство учеников этих школ становятся здоровыми социальными существами.
Превосходство в образовании: школы-интернаты могут помочь организовать внеклассную подготовку для учащихся, которые борются с определенными концепциями. Обучение со сверстниками означает, что ученикам всегда есть, чему поучиться.
Целостное развитие: после уроков учащиеся школ-интернатов подвергаются множеству мероприятий, которые обеспечат им всестороннее образование, включающее в себя искусство. Поскольку это является обязательным требованием школы, не может быть никаких проблем с хобби, мешающим учебе, и дети могут преследовать свою страсть.
Тоска по дому: хотя в школах-интернатах много детей, у которых много общего, нельзя отрицать, что ребенок все еще будет тосковать по дому по своей семье и дому.
Смешивание: школа-интернат полна детей, и нет необходимости, чтобы ваш ребенок «подходил». В то время как некоторые дети сразу находят себе друзей, некоторым детям будет труднее.
Приспосабливание: некоторые дети не берут на себя регламентированную жизнь школы-интерната и предпочитают быть хозяином своего свободного времени. Этим детям также может быть трудно восстановить связь с семьей после того, как они провели так много времени без нее.
Другие риски: некоторые другие риски включают в себя ссоры, драки и издевательства, которые особенно трудно отсеять в школах-интернатах, где дети проводят большую часть времени вместе.
Академическое давление: в обычных школах дети могут покинуть школу и избавиться от давления превосходства в учебе. Однако в интернате давление постоянное.
Только внешкольные мероприятия, предоставляемые школой, имеют какое-либо значение или внимание. Если у вашего ребенка есть какие-то особые таланты, ему не будет уделено внимание, необходимое для его процветания.
Если вы решили отправить своего ребенка в школу-интернат, то вот несколько вещей, о которых вы должны позаботиться, прежде чем отправлять их.
Вы должны уделить время тому, чтобы объяснить своему ребенку, почему вы считаете, что отправка его в школу-интернат ему полезна. Не забудьте заверить его, что вы не оставляете его.
Даже если ваш ребенок будет проводить почти все свое время в школе, вы все равно должны следить за его успеваемостью в классе. Поддерживайте связь со всеми учителями и следите за успехами вашего ребенка.
Доверяй своему ребенку. Если он рассказывает вам тревожные истории о школе и учениках, то отнеситесь к его проблемам серьезно. Если история отрицательная, то школа может попытаться преуменьшить серьезность проблемы.
Не отправляйте ребенка в школу-интернат до 9 лет. Большинство экспертов сходятся во мнении, что это идеальный возраст для школы-интерната.
Следите за любыми признаками несчастья. Ваш ребенок может не знать о том, как он на самом деле чувствует себя в школе, опасаясь разочаровать вас.
Обязательно поговорите с руководством о любых особых потребностях, которые могут понадобиться вашему ребенку.
Есть много плюсов и минусов интерната. Решение отправить вашего ребенка в школу-интернат будет полностью зависеть от характера и потребностей вашего ребенка, а также от конкретной школы-интерната, о которой идет речь. Проанализируйте ситуацию и обратитесь к другим родителям, чьи дети ходят в школу, которую вы исследуете.
Специфика жизни детей в интернатных учреждениях представляет собой чрезвычайно важную проблему в современном обществе.
Чаще всего условия жизни в интернатах сопряжены с множеством лишений, которые дети вынуждены претерпевать в течение многих лет. Отсутствие родительского отношения и возможности уединиться, неспособность выбирать круг друзей, а также множество других факторов – всё это неминуемо оказывает негативное влияние на развитие ребёнка, на его личностные качества, что во взрослой жизни приводит к явным социально-психологическим девиациям. Потому существующая структура учреждений интернатного типа нуждается в определённых модификациях.
На протяжении веков дети считались и считаются главным достоянием любого общества. Их воспитанию уделяется основное внимание как семьи и школы, так и государства. Целью воспитания является полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребёнка, формирование личности свободной от конформизма и эгоцентризма, уважающей нормы человеческого общежития и достоинства другого человека, личности, обладающей внутренней самостоятельностью
и чувством собственного достоинства.
И от того, каким будет это воспитание и какими будут способы достижения его цели, зависит формирование будущего поколения.
Дети, лишенные родительской опеки – это общегосударственная проблема,
одним из аспектов решения которой является специализированная психологическая помощь детям, адаптирующимся в социальной среде. Воспитанники учреждений интернатного типа требуют специального коррекционного воздействия, которое состоит из комплекса психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие потенциальных возможностей социального становления.
Тема интернатов и жизни в них мало освещена в литературных источниках, хотя на сегодняшний день социально-правовые нормы жизни в интернатах нарушаются и данная проблема требует более глубокого изучения. Чтобы понять суть возрождения, необходимо погрузиться в жизнь его «обитателей», «обитателей» потому, что жизнь в интернате – это испытание.
Проблема социализации детей вызывает всё больше интереса среди исследователей за счёт своей важности. На сегодняшний день определены условия формирования социальных представлений, нацеленных на создания позитивных взаимоотношений между сверстниками и, как следствие, успешную социализацию. Данным вопросом занимались такие учёные, как В. Абраменкова, Б. Ананьев, И. Бех, Л. Выготский, И. Зверева, А. Капская, О. Кононко, А. Мудрик, В. Петровский, С. Рубинштейн и др.
В советское время интернаты назывались общежитиями для учащихся детей и подростков, нуждающихся в государственной помощи и поддержке. По определению педагогического словаря, «школа-интернат» – это «школа, в которой дети учатся и живут». Именно в такой коннотации школы-интернаты приступили к созданию общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений нового типа. Для этих целей были выделены лучшие здания существующих средних школ, начато массовое строительство новых школьных помещений по стандартным проектам.
В нашей обыденной жизни мы часто слышим: «Куда катится нынешняя молодёжь?», «Какие озлобленные и жестокие дети!», «Детская преступность всё набирает и набирает обороты» и т. д.
Естественно, виноватыми во всех этих бедах, по мнению общества, являются сами дети. Но лишь немногие из этих людей решатся заглянуть вглубь проблемы, выявить причины такого поведения молодёжи, определить, откуда идут корни озлобленности и жестокости детей.
Психика людей сильно подвержена внешнему влиянию и особенно ярко
это влияние проявляется в детском возрасте, когда сама психика только-только начинает формироваться и подстраиваться в соответствии со сложившейся на данный момент ситуацией. Заметим, что в интернатах у нас воспитываются дети, которым требуется повышенное внимание, и в большей степени от воспитателей, то есть от взрослых зависит, какими эти дети выйдут оттуда и кем они станут.
Базируясь на бесценном педагогическом наследии, оставленном нам педагогом Янушем Корчаком, следует обозначить несколько наставлений в помощь будущим воспитателям и тем, кто уже занят в этой сфере деятельности:
1. Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчёт в том, на что ты способен сам.
2. Обеспечь детям свободу гармонического развития всех духовных сил, помоги им высвободить всю полноту скрытых возможностей, воспитай в них уважение к добру, к красоте, к свободе. Ребёнок имеет право желать, домогаться, требовать, имеет право расти и созревать, а, достигнув зрелости, приносить плоды. А цель воспитания: не шуметь, не рвать башмаки, слушаться и выполнять приказания, не критиковать, а верить, что все они ему во благо. Ты полагаешь, ребёнок – это пустяки, сирота-птенец, выпавший из гнезда, умри он и никто не заметит, порастает могилка травой? Попробуй, испытай, и ты убедишься, что это не так, и заплачешь. Заповедь «люби ближнего своего» – это гармония, простор, свобода.
3. Каковы твои обязанности? – Быть бдительным. Если хочешь быть надзирателем, можешь ничего не делать. Но если ты воспитатель, у тебя шестнадцатичасовой рабочий день без перерывов и без праздников, день, состоящий из работы, которую нельзя ни точно определить, ни заметить, ни проконтролировать.
Внешний порядок, кажущаяся воспитанность, дрессировка напоказ требуют только твёрдой руки и многочисленных запретов. И дети всегда мученики страха за их мнимое благополучие; страх этот – источник тягчайших несправедливостей.
Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своём покое и удобствах, тем больше он издаёт приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей. Воспитатель, который не хочет неприятных сюрпризов и не желает нести ответственность за то, что может случиться – тиран.
4. Хороший воспитатель от плохого отличается количеством сделанных ошибок и причиненного детям вреда. Есть ошибки, которые хороший воспитатель делает лишь раз и, критически оценив, больше не повторяет, долго помня свою ошибку. Если хороший воспитатель от усталости поступит бестактно или несправедливо, он приложит все усилия, чтобы как-то механизировать мелкие надоедливые обязанности, ведь он знает, что всё неладное от нехватки у него времени. Плохой воспитатель свои ошибки сваливает на детей. Хороший воспитатель знает, что стоит подумать и над незначительным эпизодом, за ним может стоять целая проблема. Хороший воспитатель знает, что он делает по требованию торжествующих властей, господствующей церкви, в силу укоренившейся традиции, приятного обычая, под железным диктатом существующих условий. И он знает, что диктат этот имеет в виду добро детей лишь постольку, поскольку учит гнуть спины, подчиняться, рассчитывать, приучает к будущим компромиссам. Плохой воспитатель полагает, что дети должны не шуметь и не пачкать платье, а добросовестно зубрить грамматические правила. Умный воспитатель не куксится, когда не понимает детей, а размышляет, ищет, спрашивает их самих.
5. Воспитатель, который приходит со сладкой иллюзией, что он вступает в маленький мир чистых, нежных, открытых сердец, чьи симпатии и доверие легко снискать, вскоре разочаровывается. И вместо того, чтобы винить тех, кто ввёл его в заблуждение и самого себя, что поверил, он будет дуться на детей, подорвавших его веру в них. А разве они виноваты, что тебе показали заманчивые стороны работы и скрыли шипы? Среди детей столько же плохих людей, сколько и среди взрослых; только у детей нет нужды или возможности себя проявить. Всё, что происходит в мире взрослых, есть и в мире детей. Здесь имеются представители всех типов людей и образы всех их недостойных поступков. Дети подражают жизни, речам и стремлениям воспитавшей их среды, ибо имеют в зародыше все страсти взрослых. Среди них есть ласковые, пассивные, добродушные, доверчивые – вплоть до самых злостных, явно враждебных и полных двуличной инициативы или притворно уступчивых, конспиративно злостных малолетних преступников и интриганов.
Для нормальной социализации и общего развития ребёнка необходимы соответствующие условия. В первую очередь, нужно добиться того, чтобы окружение начало способствовать созданию данной среды. Здесь важно учитывать сферу быта, физическое здоровье, специфику отношения к окружающим, обращать внимание ребёнка на его личные успехи.
Современные исследователи, считают, что в условиях интерната особенно важным является формирование социальной компетентности, а также формирование адекватной самооценки, оценки других людей в обществе. Необходимо прививать такие качества личности, которые обеспечивают успешность в современной жизни:
- осознание и принятие элементарной человеческой морали, кодекса чести, понимание порядочности;
- уважение к труду, осознание ценности труда, необходимого для достижения целей;
- умение работать в группе, коллективе;
- формирование коммуникативной культуры, умения следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации;
- умение делать осознанный и ответственный выбор;
- формирование универсальных навыков различных видов деятельности,
- умение оценить свои способности, объективную трудность задачи, умение ставить адекватные своим возможностям цели, объективно оценить причину своих неудач и др. Для реального достижения поставленных целей необходима совместная работа воспитателей, социальных педагогов, психологов. «Интернатный» ребёнок в общении нервозен, старается добиться внимания и в то же время он отторгает, впадает в агрессивность или отчуждается, не умеет быть внимательным, любить. Всё это приводит к тому, что он относится к окружающим недружелюбно, преимущественно отрицательно.
В условиях интерната у ребят возникают своеобразные отношения друг с другом. В семье существует чувство фамильного «мы». Это нравственная сила создает у ребёнка состояние защищенности. Без достойного родительского покровительства и внимания у ребят стихийно складывается интернатское «мы и чужие», «мы и они». От «чужих» все обособляются, но и в своей группе такой ребенок обособлен. Из-за отсутствия любви и заботы, отсутствия родительского попечительства и тепла ребята могут жестоко обращаться со своими сверстниками, обижать младших. Отчуждение от людей они считают нормой, отсюда их «право» на нарушение общественных устоев. В школе они негативно относятся к одноклассникам, живущим в семьях.
Ребёнок в интернате должен адаптироваться к большому числу сверстников. Постоянное пребывание в их среде создает напряженность, тревожность, агрессию. Все это результат нервных расстройств недостающей любви, отсутствие положительных эмоций.
В интернатах нет помещения, где бы ребёнок мог побыть один, отдохнуть от
постоянной толпы, проанализировать свои поступки.
Без внутреннего самососредоточения формируется определенный стандартный социальный тип личности. У детей, живущих на государственном обеспечении, формируются иждивенческие черты («нам должны», «дайте»), сведены к нулю ответственность и бережливость.
Используемая литература:
1. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России: Исторический очерк. Москва, 1993.
2. Антонян Ю.М., Самичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. Москва, 1993.
3. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. Киев, 1986.
4. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. Москва, 1998.
5. Актуальные проблемы современного детства. Москва, 1993.
6. Старостина Е.Н. Проблемы социализации детей-сирот. Available at: http://открытыйурок.рф/статьи/662877
7. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях. Осадчая и др.; Под ред. академика РАН
В.И. Жукова. Москва: Издательство РГСУ, 2009.
8. Козлова Е.А. Каким образом социально-экономические характеристики семьи связаны с благополучием ребёнка? Мир науки, культуры, образования. 2018; 4 (71):
331 – 333.
9. Швалюк Я.А. Поощрение и наказание в системе методов педагогической коррекции. Мир науки, культуры, образования. 2018; 4 (71): 108 – 109.
References
1. Belyakov V.V. Sirotskie detskie uchrezhdeniya Rossii: Istoricheskij ocherk. Moskva, 1993.
2. Antonyan Yu.M., Samichev E.G. Neblagopriyatnye usloviya formirovaniya lichnosti v detstve i voprosy preduprezhdeniya prestupnosti. Moskva, 1993.
3. Bazhenov V.G. Vospitanie pedagogicheski zapuschennyh podrostkov. Kiev, 1986.
4. Buyanov M.I. Rebenok iz neblagopoluchnoj sem’i: Zapiski detskogo psihiatra. Moskva, 1998.
5. Aktual’nye problemy sovremennogo detstva. Moskva, 1993.
6. Starostina E.N. Problemy socializacii detej-sirot. Available at: http://otkrytyjurok.rf/stat’i/662877
7. Opyt i problemy zhizneustrojstva detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popechitel’stva, v sovremennyh usloviyah. Osadchaya i dr.; Pod red. akademika RAN V.I. Zhukova. Moskva:
Izdatel’stvo RGSU, 2009.
8. Kozlova E.A. Kakim obrazom social’no-`ekonomicheskie harakteristiki sem’i svyazany s blagopoluchiem rebenka? Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. 2018; 4 (71): 331 – 333.
9. Shvalyuk Ya.A. Pooschrenie i nakazanie v sisteme metodov pedagogicheskoj korrekcii. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. 2018; 4 (71): 108 – 109.
Статья поступила в редакцию 03.03.19