СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Швецовой О.А. «Влияние организации системы работы с одаренными детьми на общую результативность (из опыта работы МАОУ «Лицей №6» по интеллектуальному и личностному развитию учащихся средствами математики)»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится об организации системы работы с одаренными детьми в  МАОУ «Лицей №6» по  математике.

Просмотр содержимого документа
«Статья Швецовой О.А. «Влияние организации системы работы с одаренными детьми на общую результативность (из опыта работы МАОУ «Лицей №6» по интеллектуальному и личностному развитию учащихся средствами математики)»»

ВЛиЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ системы работы с одаренными детьми НА ОБЩУЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МАОУ «лицей №6» ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ И ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИКИ)


Статья Швецовой Ольги Алексеевны - учителя математики высшей категории МАОУ «Лицей №6», Почетного работника общего образования Российской Федерации, Победителя ПНПО «Образование».


Из истории МАОУ «ЛИЦЕЙ №6»

В нашем учебном заведении в 1969 год были впервые в городе открыты классы с углубленным изучением математики и физики.

В 2011 году лицей отказался от бумажного журнала в пользу электронного (NetSchool). В 2012 году мы полностью отказались от бумажных журналов классного руководителя, дневников в пользу электронных (NetSchool).

В настоящее время лицей:

  • Областная школа – лаборатория инновационного развития на 2019-2021 гг. по теме «Апробация моделей базовых школ РАН» (Приказ управления образования и науки Тамбовской области №3498 от 25.11.2019);

  • Областная школа – лаборатория инновационного развития на 2019-2021 гг. по теме «Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды» (Приказ управления образования и науки Тамбовской области №3498 от 25.11.2019);

  • Региональная школа – лаборатория инновационного опыта по теме "Апробация ФГОС старшей школы: формы, методы, технологии" (Приказ УОиН Тамбовской области от 13.09.2018 №2427);

  • Практическая площадка региональной стажировочной площадки по модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений государственной программы «Развитие образования» Тамбовской области (Приказ УОиН Тамбовской области от 27.02.2019 №514).


Лицей одним из первых учебных учреждений в городе Тамбове с 90-х годов прошлого века осуществляет свою обучающую деятельность по математике в начальной школе по программе развивающего обучения Л.Г. Петерсон. Непрерывное обучение по математике по данной программе сохраняется в 5-6 – х классах лицея.



КОНЦЕПЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с Указом Президента РФ №599 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» разработана и утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года №2506-р «Концепция развития математического образования в Российской Федерации».

В п.III (цели и задачи) данной концепции обозначены задачи развития математического образования в Российской Федерации.

В соответствии с темой можно выделить следующие задачи:

-обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки "нет неспособных к математике детей", обеспечение уверенности в честной и адекватной задачам образования государственной итоговой аттестации, предоставление учителям инструментов диагностики (в том числе автоматизированной) и преодоления индивидуальных трудностей;

-обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей;

-популяризация математических знаний и математического образования.

С целью развития математического образования в МАОУ «Лицей №6» утверждена Концепция математического образования в лицее (приказ № 74-ОД от 30.01.2014 года).

С апреля 2015 года по декабрь 2019 года в лицее была организована инновационная работа в составе Федеральной инновационной площадки НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики» в качестве соисполнителя по теме «Механизмы внедрения системно-деятельностного подхода с позиций непрерывности образования (ДО – НОО – ООО)» (приказ № 195-ОД от 10.04.2015 года).


мотивация к урокам математки и развитие познавательного интереса у остальных детей класса

Актуальная проблема нашего лицея – обучение учащихся с низкой мотивацией к обучению (в том числе и по математике). Для этого каждому учителю приходится ответить на вопросы: «Кого учить?», «Чему учить?», «Как учить»?»

Кого учить?

К особенностям учащихся с низкой мотивацией можно отнести низкий уровень знаний по математике, и как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития, отсутствие познавательного интереса. У многих учащихся не сформированы элементарные организационные навыки, такие учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической точки зрения.

Чему учить?

Необходимо выяснить причину отставания по математике, определить действительный уровень знаний ребенка.

Как учить?

Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.


Для повышения мотивации необходимо:

-обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;

-использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;

-организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;

-самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;

-видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.


В начальной школе учителя используют на своих уроках познавательные пятиминутки, решение нестандартных практических задач, курс «Мир деятельности». Победители проектной деятельности участвуют в лицейской научно-практической конференции, которые в свою очередь участвуют в городских, региональных и всероссийских конкурсах.

Одной из проблем в обучении математики с 5-го класса лицея являются вычислительные навыки. Результаты контрольных, административных работ показывают, что достаточно большой процент учащихся испытывают проблемы в вычислениях (без использования калькулятора). Для решения данной проблемы учителя на каждом уроке математики используют задания с применением устного счета. Три раза в год (1, 2 и 4 триместры) все ученики 5-9 классов лицея пишут письменную работу (срезы) по сохранности вычислительных навыков.


результаты контроля (тестирование, ОГЭ, егэ)

Лицей сотрудничает с Московским институтом открытого обучения (Координатор МИОО СтатГрад Ященко И.В.), в рамках договора с которым регулярно проводится тестирование по математике в форме ЕГЭ и ОГЭ на пробных лицейских экзаменах по текстам тренировочных и диагностических работ. Электронная версия заполнения отчетов по данным работам способствует выставлению объективной и независимой оценки работ учащихся, проведению административного контроля подготовки учащихся к ГИА по предмету.

Главным показателем образовательной деятельности лицея является тот результат, с которым выпускники вступают в самостоятельную жизнь. Это результаты мониторинговых исследований, государственной итоговой аттестации, внешней экспертизы.

Ученики лицея показывают высокие результаты не только на уровне города, но и области.


вОвлечение в олимпиадное движение более широкого круга учащихся


В городе Тамбове уделяется большое внимание математическому образованию, проводятся традиционные городские конкурсы по математике:

  • «Математический квадрат» (для учащихся 5-х классов);

  • «Турнир Смекалистых» (для учащихся 6-х классов, апрель, на базе МАОУ «Лицей №6»);

  • «Математическая регата» (для учащихся 7-х классов);

  • «Математический марафон» (для учащихся 8-х классов)

  • «Математическая карусель» (для учащихся 9-х классов).

Лицеисты регулярно являются победителями и призерами городских конкурсов.


В лицее эффективно действует система работы с одаренными учащимися, работает комплексно-целевая программа «Одарённые дети», которая объединяет блоки основного и дополнительного образования через психолого-педагогическое сопровождение для создания гарантированных возможностей с целью развития способностей одаренных детей.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;

  • групповые занятия по параллелям классов с мотивированными учащимися в рамках Малой академии наук;

  • предметная декада (проведение уроков и внеклассных мероприятий с привлечением лицеистов);

  • занятия исследовательской деятельностью (познавательные проекты);

  • конкурсы (лицейские, городские, региональные, российские, международные);

  • лицейский интеллектуальный марафон;

  • научно-практические конференции («Малые грани», «Грани творчества» и др.);

  • тестирование («Кенгуру-выпускникам» и др.)

  • игра - конкурс («Кенгуру, Кто хочет стать отличником?, КВН и др.)

  • олимпиады (ВсОШ, выездные физико-математические МФТИ, онлай-олимпиада «Фоксфорда» МФТИ, заочная дистанционная олимпиада по математике "Построй свое будущее!" МИФИ, Отраслевая физико-математическая олимпиада школьников "Росатом» МИФИ, "Ломоносов" МГУ, "Покори Воробьевы горы!" МГУ, интернет-олимпиада на базе Санкт-Петербургского государственного университета. межрегиональная многопрофильная олимпиада и др.);

  • летняя предметная школа «Эрудит»;

  • работа по индивидуальным образовательным маршрутам (совместно с классным руководителем и родителями, психологом);


Широкий (100%) охват математическим образованием в лицее осуществляется в рамках учебного плана по ФГОС в проектной деятельности по предмету (5-11 классы). Проекты учащиеся выполняют на уроках, которые введены в расписание учебных занятий, защита проектов также происходит на уроках. Лучшие проекты дети защищают на лицейской конференции «От школьного проекта – к профессиональной карьере» в апреле на весенних каникулах.

В рамках учебного плана в 2021/2022 учебном году в 5-11 классах осуществляется внеурочная деятельность на занятиях кружка математической направленности «Малая Академия наук». Занятия в Малой Академии наук проводятся по наиболее востребованным учениками математическим темам, что позволяет учащимся реализовывать свои индивидуальные образовательные потребности.

Все большее число учащихся вовлечено в олимпиадное движение в форме онлайн-олимпиад.


В лицее эффективно действует лицейское научное общество лицеистов «Мудрая Сова» (5-11 классы) и «Совёнок» (1-4 классы).

В лицее ежегодно в июне работает летняя предметная школа для одарённых детей «Эрудит». Школа организована в целях регулирования деятельности профильного направления в лицее, удовлетворения творческих и образовательных потребностей в каникулярное время, реализации пропедевтической работы по подготовке учеников к конкурсам и олимпиадам, повышения качества знаний учащихся. Одно из направлений летней предметной школы физико-математическое, куратором которого я являюсь. Итогом работы «Школы» является проведение заключительной конференции, на которой учащиеся демонстрируют свои проекты. Лучшие работы учащихся награждаются лицейской грамотой.

Жизнеспособность системы работы с одаренными детьми в лицее подтверждается наличием победителей и призеров различных уровней олимпиад (городских, областных, всероссийских, международных), научно-исследовательских работ учащихся, творческих конкурсов.

личностное становление детей


Через предмет математики мы приучаем детей к трудолюбию, ответственности, обязательности выполнения порученного дела.

Выпускники лицея 100% поступают на бюджетные места ВУЗов по математическому профилю.

Уровень учебных достижений учащихся позволяет выпускникам лицея успешно обучаться в престижных вузах России (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Московский энергетический институт, Московский государственный институт международных отношений, Московский физико-технический институт, Московская финансовая академия при правительстве РФ, Московский авиационный институт имени С. Орджоникидзе, МВТУ имени Н.Э. Баумана, Московский инженерно-физический институт, Высшая школа экономики, Воронежский медицинский институт и многие другие).

Лицеисты регулярно становятся обладателями городской именной стипендии имени П.С. Кудрявцева в области физико-математических наук.

Система поощрений

В лицее развита и эффективно действует система поощрений.

Посредством автоматизированной информационной системы Netschool все сообщество лицея имеет возможность узнать о достижениях лицеистов и педагогов в разделе «Поздравления» на электронной доске объявлений.


Учащиеся, являющиеся победителями и призерами муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников, освобождаются от зимней и летней сессии, если учатся на «5» или «4». Если по итогам семестра у ученика есть отметка «3», то он может быть освобожден на сессии только от одного экзамена по профилю.


С 2009 года на лицейской линейке, посвященной Дню «Последнего звонка», лучшие выпускники 11-х классов лицея награждаются лицейской Почетной грамотой с вручением памятного подарка в виде книг.



заключение

Можно констатировать, что в лицее созданы условия для оптимального развития детей, т.е. условия для развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, для формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

Однако учителям математики приходится регулярно преодолевать препятствия:

- математика – единственный предмет, в котором ЕГЭ разбили на КИМы базовый и профильный уровень,

-уменьшение количества учебных часов по математике (в лицее выход найден за счет платных услуг и дополнительных занятий),

Были проведены исследования, анализ итогов ЕГЭ и было выявлено что, в тех классах, где в учебном плане 4 часа математики, заложено выполнение работы учениками на отметку «2».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!