СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАННЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сюжетно-ролевые игры традиционно своего наиболее высокого развития достигают в старшем дошкольном возрасте. Именно поэтому в данный период времени они могут выступать эффективным средством для  раннего профессионального самоопределения детей.  Ю.Н. Максакова, А.А. Ошкина отмечают, что сюжетно-ролевая игра содействует формированию предпосылок раннего профессионального самоопределения,  то есть, первоначальной ориентации в мире профессий,  осознанию значимости труда,  проявлению интереса к миру труда и готовности осваивать элементарные трудовые действия, выполнять трудовые поручения

Просмотр содержимого документа
«Статья "СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАННЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"»

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАННЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Алтаева Мария Васильевна, воспитатель

Баторова Галина Николаевна, воспитатель

МАДОУ города Иркутска детский сад № 165

[email protected]

Дошкольный возраст традиционно рассматривается как значимый подготовительный этап к формированию профессионального самоопределения, в ходе которого закладываются основы представлений ребенка о мире профессий, интерес к миру профессий, который впоследствии развивается, укрепляется и помогает в осуществлении выбора уже этапе юношеского возраста.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (раздел 4, п. 4.6.) обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, что актуализирует проблему ранней профориентации на уровне дошкольного образования.

Как мы полагаем, большим потенциалом, с точки зрения организации ранней профориентации в дошкольном возрасте, обладает сюжетно-ролевая игра. Игра является важнейшим видом деятельности в дошкольном возрасте, потому что именно через нее ребенок познает окружающий мир и мир социальных взаимоотношений. Проблема игры достаточно сложна, поскольку игра является динамическим образованием, и на фоне меняющихся социокультурных условий игра также трансформируется.

Сюжетно-ролевая игра состоит из следующих компонентов: сюжет, содержание, роль.

Главным компонентом игры является сюжет. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия, такие как крутить руль автомашины, готовить обед является одним из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр делятся на: бытовые, производственные, общественные. Сюжет зависит как от собственного опыта ребенка, так и от внешних факторов: эпохи, культурных, природных условий, важных исторических событий.

В игре детьми происходит воспроизведение в искусственных условиях смоделированных, того опыта, которое они получают, а также происходит воспроизведение взаимоотношений между людьми, трансляция понимания мира взрослых.

Сюжетно-ролевые игры традиционно своего наиболее высокого развития достигают в старшем дошкольном возрасте. Именно поэтому в данный период времени они могут выступать эффективным средством для раннего профессионального самоопределения детей. Ю.Н. Максакова, А.А. Ошкина отмечают, что сюжетно-ролевая игра содействует формированию предпосылок раннего профессионального самоопределения, то есть, первоначальной ориентации в мире профессий, осознанию значимости труда, проявлению интереса к миру труда и готовности осваивать элементарные трудовые действия, выполнять трудовые поручения [4; 5].

Дошкольникам интересно в игровой деятельности применять конкретные предметы труда, то есть атрибуты трудовой деятельности. Именно поэтому для укрепления интереса к содержанию игры, важно создавать условия для этого в развивающей предметно-пространственной среде группы. Кроме того, сюжетно-ролевая игра должна обогащать опыт выполнения ребенком в специально созданных условиях конкретных действий по данной профессии, чтобы ребенок мог осознавать себя как субъект деятельности, отслеживать наличие у себя интереса к данным конкретным действиям, своего эмоционального отношения к ним. Эффективность организации процесса раннего профессионального самоопределения непосредственно связана с системностью и последовательностью организации работы, включением в данную работу семьи воспитанников.

Выстраивая систему работы по данной теме, мы определили основные направления деятельности.

Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра, где происходит воспроизведение детьми взрослого мира, разворачиваются воображаемые события, одни образы перевоплощаются в другие, а ребята, беря на себя роль, выполняют ее в созданной ими игровой обстановке. Дети с удовольствием играют в «Супермаркет», «Служба доставки», «Салон красоты», «Швея», «Детский сад», «Школа», «МЧС», «Турагенство», «Сбербанк», «Телеведущий», В играх дети часто пытаются отобразить профессии своих родителей.

Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях.

Следующее направление – дидактические и настольно-печатные игры. Значение дидактических игр – способствовать усвоению, закреплению у ребенка знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение; развивает связную речь.

Немаловажную роль в ранней профориентации дошкольников играет организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью, чтобы каждый предмет мотивировал к самостоятельному поиску, стимулировал детские открытия, обогащал личный опыт ребенка, опираясь на имеющиеся знания. Для этого нами был сформирован «Центр профессий», где ребята играют в дидактические игры.

Так же были организованы экскурсии-наблюдения, на которых воспитанники узнали об особенностях профессий. Наблюдая за трудом взрослых, дети уточняли свои представления о профессиях. Организовывали экскурсии в медицинский кабинет, в прачечную, на кухню и другие кабинеты детского сада.

Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. На такие встречи мы приглашали родителей воспитанников. Они приносили свою спецодежду, в доступной форме рассказывали о своей профессии; дети получили возможность задать и получить от взрослых ответы на интересующие их вопросы.

В нашей работе используется проектная деятельность, которая позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным. Ее потенциал заключается в том, что она помогает интегрировать содержание разных образовательных областей и культурных практик. Создание продуктов проекта укрепляет у детей интерес к миру профессий, формирует понимание значимости собственного труда, осознание его результативности.

Большую роль в данном направлении работы играет взаимодействие с родителями, потому как именно родительское отношение к своему делу формирует у детей отношение к профессиональному труду в целом, стремление выбора своего профессионального пути.

Традицией нашего детского сада является проведение дня родительского самоуправления, в течение которого родители воспитанников рассказывают о своих профессиях, знакомят ребят с основными атрибутами своего дела, демонстрируют практическую сторону, предлагают детям побывать в роли работника своей профессии.

Знакомство с профессиями в условиях детского сада является первой ступенькой профессиональной ориентации ребёнка и дальнейшей успешной социализации его в обществе. Дошкольное детство – это период игр и развлечений, поэтому знакомство с профессиями должно происходить в игровой форме.

Дети не только узнают новые профессии, их значение и особенности, но и в игре приобретают практический навык действий и поведения, характерных для данной профессии, а также усваивают нормы общения принятые в данной профессии. Всё это ведёт к более глубокому восприятию и осмыслению изучаемых профессий.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры обладают потенциалом для раннего профессионального самоопределения детей старшего дошкольного возраста и содействуют формированию его предпосылок.


Литература:

  1. Антонова М. В., Гришняева И. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоёмкие технологии. 2017. № 2. С. 93-96.

  2. Белова Е. Е., Ханова Т. Г Необходимость ранней профориентации в дошкольном возрасте // Педагогический вестник. 2020. № 16. С. 4-6.

  3. Кот Т.А. Ранняя профориентация воспитанников дошкольных образовательных организаций // Гуманитарные науки. 2019. № 3. С. 34-38.

  4. Максакова Ю. Н. Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников // Интерактивная наука. 2023. №4 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetno-rolevaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-doshkolnikov (дата обращения: 16.03.2025).