СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Сказкотерапия как один из приёмов работы с детьми с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье  раскрывается роль приёма работы с детьми с ОВЗ - сказкотерапии, имеющей социально - педагогический эффект.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Сказкотерапия как один из приёмов работы с детьми с ОВЗ"»

Тема: «Сказкотерапия как один из приёмов работы с детьми с ОВЗ»


Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

В современном мире незаслуженно стали забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей.

Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного и этического воспитания, формирующие поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Сказкотерапия: наиболее благоприятная, доступная и интересная технология в работе с детьми; снижает уровень тревожности, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы; создаёт коммуникативную направленность речевых высказываний; способствует развитию речевой активности детей; подходит детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Дети с «ограниченными возможностями здоровья» - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями познавательной деятельности, психического, речевого развития, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.

Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление они могут реагировать по-разному.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети ОВЗ с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят.

Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально – психологической помощи данной категории детей.

Сказкотерапия — это один из самых эффективных приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста, которые испытывают затруднения в физической, поведенческой, интеллектуальной сфере.

Сказкотерапия является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Сказкотерапия – это направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, оно воспитывает, развивает личность и корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования. Сказкотерапия очень популярна на сегодняшний день и активно используется в работе с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в подготовке детей с особыми нуждами к жизни и труду.

    

Сказки помогают ребенку адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, ребенок приобретает веру в себя и чувство защищенности. Через сказку легко объяснить ребенку и первые нравственные понятия – что такое хорошо и что такое плохо.

    

Путешествуя по сказкам, дети пробуждают фантазию и образное мышление, освобождаются от стереотипов и шаблонов. Постоянно используемые этюды на выражение и проявление различных эмоций улучшают и активизируют выразительные средства – пластику, мимику и речь.

    Цель применения технологии сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ - это развитие эмоциональной сферы, формирование положительных эмоций и чувств, проживание различных состояний, которые по каким-либо причинам были не прожиты; формирование ценностных ориентиров и нравственных аспектов психики; воспитание социальных и эстетических установок, чувства коллективизма, развитие мышления, внимания, речи, памяти, мелкой моторики, развитие творческого потенциала и стабилизация эмоционального состояния.

Средствами сказки воспитывают у детей любовь к природе, скромность, доброту, ответственность и еще многие качества, имеющие общечеловеческие ценности.

Наиболее эффективна сказкотерапия в младшем школьном возрасте, именно в это время у ребёнка очень сильно развит механизм идентификации, т.е. эмоционального объединения себя с персонажем. Дети присваивают любимому герою свои нормы, ценности и проблемы. При помощи ненавязчивых сказочных образов ребёнку предлагаются разные выходы из сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.

Ребёнок может фантазировать, мечтать и, «примеряя» на себя сказочные образы рыцаря, жадной старухи у корыта, трусливого зайчишки, учиться проигрывать реальные жизненные ситуации. Но к распределению ролей нужно подходить избирательно. Например, на роль короля, королевы или принцессы нужно выбирать ребёнка с заниженной самооценкой, т.к. дети в ходе игры будут говорить: «Ты самый лучший король!», «Ты самая красивая принцесса!». На роль трусливого зайчишки нужно выбирать робкого мальчика или девочку, т.к. ребёнок через движения и жесты должен будет рассказать о своих страхах, а остальные участники советами и действиями помогают ему справиться с неуверенностью и поверить в свои силы.

Сказкотерапия интересна ещё и тем, что она позволяет полностью погрузиться в сказку, прочувствовать её. Ведь в основном детям сказки подаются достаточно однообразно – чтение или просмотр мультфильмов, а с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Занятия помогают детям увидеть сказку «изнутри», стать участником событий.


В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия по сказкотерапии дают мотивацию к литературному творчеству (через сочинение сказок), тем самым способствуют развитию речи.

Сказкотерапия помогает не только лучше понять ребенка, узнать о его желаниях и мечтах, о скрытых переживаниях, но и служит естественным способом сближения взрослого и малыша. А ведь для установления комфортного психологического климата в классе нет ничего важнее доверительных и близких отношений между учителем и ребенком.


В сказке в символической форме содержится информация о том:

·         как устроен этот мир, кто его создал;

·         что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

·         какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться

·         как приобретать и ценить дружбу и любовь;

·         какими ценностями руководствоваться в жизни;

·         как строить отношения с родителями и детьми;

·         как прощать.


Выделяют  шесть видов сказок :

- художественные,

-народные,

-авторские,

-дидактические,

-психокоррекционные сказки

-психотерапевтические сказки.

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Наиболее древние народные сказки называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.

      Бытовые сказки.

 В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.

Сказки о преобразовании, трансформации.

Примером такой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсана «Гадкий утенок». Работа с этой сказкой подойдет с теми, у которых по определенным причинам низкая самооценка.

Страшные сказки. 

Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.


Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков.  При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.


Волшебные сказки.

Благодаря волшебным сказкам человеку поступает жизненная мудрость и информация о духовном развитии.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СКАЗКИ

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории принято называть сказками, мифами, притчами.

Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце".

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ

Чтобы помочь ребёнку осознать свои внутренние переживания,  желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку.

Так, например, сказка Л.Пантелеева «Две лягушки» применима при работе с целью, когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы. Бороться за свою жизнь, свое здоровье, свои цели надо до последнего, т.к. у каждого из нас всегда есть тот единственный шанс, внутренние ресурсы, которые помогают справиться с любыми трудностями, стоящими на жизненном пути человека.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребёнок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться, поэтому в сказкотерапии можно использовать различные формы работы:

  1. Чтение сказки и её анализ.

  2. Рассказывание сказки:

-рассказывание от 1 и 3 лица,

-рассказывание и придумывание продолжения.

  1. Сочинение сказки.

  2. Драматизация сказки.

  3. Имидж – терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов).

  4. Рисование сказки.

  5. Куклотерапия (пальчиковый театр, куклы-марионетки).

  6. Медитации на сказку (погружение в какой-либо процесс).

Например, самые распространенные сказки:
1) Колобок - ушел из дома один и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения).
2) Волк и семеро козлят – учит, что нельзя открывать дверь чужим (вы можете 10 раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче).
3) Красная Шапочка – учит, что нельзя разговаривать с чужими на улице.
4) Петушок золотой гребешок - учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде.
5) Репка – учит, что всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького.
6) Маша и медведь –учит. Что из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

Помните, что сказка - это всегда понятно, всегда слушается с удовольствием, легко запоминается, воздействует на подсознательном уровне. Лучше 10 раз рассказать сказку, чем 10 раз отчитывать малыша. Пользы от сказки больше, негатива к вам нет. Попробуйте и сами поймете как это здорово.

Работа по сказкотерапии построена с опорой на общие дидактические принципы: систематичности, последовательности, учета возрастных особенностей, учёта индивидуальных особенностей, учёта структуры дефекта, поэтапности в формировании нравственных качеств.

Обучение проходит более легко, интересно, радостно, без принуждения.

Работа проводится в несколько этапов:

1.Чтение сказки учителем; чтение сказки учащимися.

2.Чтение по ролям, работа над интонацией.

3.Разучивание ролей.

4.Репетиции.

5.Выступление.

Структура урока с элементами сказкотерапии

1. Ритуал «Погружения в сказку» (Упражнения «Три дороги», «Добрая фея», аудиозаписи со звуками природы, передача волшебного клубочка по кругу, проход через волшебный обруч, ритуальная присказка «Добрая волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам тихонько приоткрыла»)

2. Основная часть:

ознакомление с художественным произведением (сказкой, рассказом, стихотворением, притчей, басней);

  • обсуждение сказки (оценка положительных и отрицательных качеств персонажей, связь с жизнью, опыт учащихся, использование пиктограм).

  • пересказ;

  • рисование, лепка, аппликация;

  • драматизация и проигрывание сказки (развитие творческого воображения, воспитание чувств).

  1. Резюмирование. Подведение итогов.

  2. Ритуал «Выхода из сказки». («Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились»)

Текст сказки является связующим звеном между упражнениями. Текст можно сокращать, изменять его содержание. Сказки можно повторять через определенные промежутки времени.

Атрибуты сказок, наглядность можно варьировать, упрощать, усложнять.

Во время драматизации необходимо поощрять реплики учащихся, движения, дети должны чувствовать себя свободно, поверить в свои силы.

В конце урока учащихся необходимо «вывести из сказки» с помощью упражнений, например, учащимся предлагается взяться за руки, подумать о чем – то хорошем, закрыть глаза, потом открыть и оказаться в реальном мире.

В уроке с применением элементов сказкотерапии можно включать кинезиологические (двигательные) упражнения («Снеговик», «Ожившая кукла», «Ныряльщик»).

Физкультминутки на таких уроках должны быть сюжетными, связанными с содержанием сказки («Ручеек» - дети превращаются в ручеек и передвигаются по классу, взявшись за руки, преодолевая препятствия).

В конце урока целесообразно провести рефлексию («Что понравилось на уроке?», «Дерево настроения»).

Однако следует придерживаться основного принципа – не спорить, не переубеждать, не давить, насильно не включать ребёнка в сценарий урока.