СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: Словообразовательный анализ и морфемика: пропедевтика в начальной школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья расскрывает словообразовательный анализ и морфемику как средство развитие реччевых умений.

Статья опубликованна в сборнике, с которым можно ознакомиться по ссылке: сборник

Просмотр содержимого документа
«Статья: Словообразовательный анализ и морфемика: пропедевтика в начальной школе»

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И МОРФЕМИКА: ПРОПЕДЕВТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Попова Еля Ильинична

Студентка 3 курса

Научный руководитель преподаватель русского языка. О. А. Пудова

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»

г. Красноярск, Красноярский край

Общеизвестно, что общение на государственном (и родным в случае отличия) язык предполагает умение устно и письменно выражать и толковать понятия, мысли, чувства, факты и взгляды (через слушание, говорение, чтение, письмо, применения мультимедийных средств), способность реагировать языковыми средствами полный спектр социальных и культурных явлений - в учебе, на работе, дома, в свободное время, а также осознание роли эффективного общения, и представляет собой одну из ключевых компетенций, которым должен приобрести ученик начальной школы [1]. Весомую роль в формировании коммуникативной компетентности играет ознакомление соискателей образования указанного выше возраста с морфемною строением и способами создания слова [2, с. 235].

Необходимость параллельного рассмотрения строения слова и словообразования, раскрытие сущности морфологического способа словообразования в начальном курсе языка неоднократно подчеркивает Богачкина Н.А. С целью взаимосвязанного изучения морфемики и словообразованию она предлагает сочетать морфемный и словообразовательный анализ слов, объяснять младшим школьникам модели словообразования и др. [3].

Не вызывает возражений тот факт, что трансформации знаний учащихся в умения и навыки способствуют упражнения - повторное выполнение действий с целью усвоения знаний и выработки языковых и речевых умений и навыков [4].

Изучение морфемики и словообразования открывает перед учителем большие возможности для организации словарной работы-подбор однокоренных слов, упражнения на сопоставление производных слов и т. п), занятий орфографией и тому подобное. Наличие в языке различных морфем создает благоприятные условия для расширения словарного состава языка, образования новых слов путем использования различных сочетаний существующих в языке морфем.

Реализация идеи изучения языка как целостного явления, как отмечает Гац И.Ю., прежде всего требует комплексного подхода к изучению слова на уроке [5, с. 151]. На каждом уроке русского языка в начальных классах нужно рассматривать слово с разных сторон - фонетической, лексической, морфемной, грамматической, орфографической и тому подобное. Комплексный подход к изучению слова реализуется путем выполнения упражнений разноуровневого языкового характера. Важным является целесообразным сочетание анализа и синтеза, поскольку языковые факты и структуры усваиваются в процессе аналитико-синтетической деятельности учеников.

Описательное словообразование русского языка рассматривает словообразовательные процессы, которые выявляют закономерности ее развития на современном этапе. Системное изучение словообразования предполагает рассмотрение способов создания слов, их строения с учетом принадлежности к части речи, характера образующей основы и тех звуковых изменений, которые присущи современному языку. Чтобы понять характер структуры слова, нужно выяснить не только его морфемный состав, а значение морфем в их связях и отношениях в слове. Последние выявляются при анализе словообразовательной структуры слова с учетом мотивационных отношений в гнезде родственных слов. Понимание словообразовательной структуры слова и основывается на знании морфемной структуры слова.

Идея интегрированного обучения является значительным достижением дидактики, поскольку с ее успешной реализацией методической предусматривается осуществление цели качественного образования [6]. Необходима смена репродуктивно-объяснительного типа обучения, что бытует в образовании, на более эффективные типы, которые стимулируют к обобщению и систематизации знаний, и являются адекватными для новых условий.

В процессе изучения словообразования приходится устанавливать структуру производного слова и способ образования слова. В первом случае проводится морфемный анализ слова, во втором - словообразовательный. Эти виды анализа различаются по своим целям и конечным результатам. При морфемном анализе выделяются все значимые части, имеющиеся в анализируемом слове. Членение слов на морфемы всегда должно быть осознанным. Для этого необходимо сопоставлять однокоренные и одноструктурные слова, выделяя в них аффиксы.

При словообразовательном анализе выясняется способ образования слова и последовательность присоединения морфем в процессе словообразования. При словообразовательном анализе мы обнаруживаем основу и морфему (морфемы), с помощью которых образовано указанное слово. Учебным материалом на последнем этапе занятий всегда является текст, поскольку только в нем функционируют словесные единицы, что является предметом рассмотрения в словообразовании.

Комплексный подход к анализу словообразовательного процесса на занятиях по русскому языку является одной из важнейших предпосылок усвоения учащимися лингвистических знаний как системных.

Словообразование является основным средством пополнения лексического состава языка. Сознательное усвоение учащимися основ словообразования не только способствует обогащению, уточнению и систематизации их словарь, но и создает почву для свободного владения грамматической, орфографической и стилистической нормами русского литературного языка. Именно поэтому на пропедевтическое ознакомление с элементами словообразования предусмотрено уже во время обучения первоклассников грамоте. Анализ материала, помещенного на страницах «Букваря», дает возможность определить содержание и характер подготовительной работы к изучению строения слова.

Список литературы

  1. Абрамова Е. Г. Формирование речевых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности / Е. Г. Абрамова, В. Н. Мезинов // Modern Science. – 2020. – № 4-4. – С. 219-223.

  2. Безрукова, ВС. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2018.381 с.

  3. Богачкина, Н.А. Педагогика и психология: Учебное пособие / Н.А. Богачкина, С.Н. Скворцова, Е.Г. Имашева. - М.: Омега-Л, 2017. - 233 с.

  4. Богусловская Н.Е. Методики развития речи на уроках русского языка. - Москва: Просвещение, 2010. - 240 с.

  5. Гац, И. Ю. Методика преподавания русского языка в задачах и упражнениях / И. Ю. Гац. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018 — 260 с.

  6. Шахмалова И.Ж., Хлобыстина Д.В. Развитие речи младших школьников посредством факультатива «Живое слово» // Современное педагогическое образование. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-mladshih-shkolnikov-posredstvom-fakultativa-zhivoeslovo (дата обращения: 21.10.2022)