ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ
(Советы психолога для родителей выпускников)
Слово «экзамен» в буквальном переводе с латыни - «испытание». Дети в большинстве своем так и относятся к нему - как к очень серьезному жизненному испытанию: с повышенным чувством ответственности. Но даже если ваш ребенок всегда был самостоятельным в вопросах учебы (а если несамостоятельным - тем более!), контролировать его подготовку к экзаменам все равно придется.
Всегда будьте готовы предложить свою помощь. Посвящайте вашему ребенку как можно больше времени. Даже если вы, например, далеки от проблем химии или физики, все же наберитесь терпения и выслушайте до конца рассказ о кислороде или биноме Ньютона. С одной стороны, это будет своеобразной репетицией перед экзаменом, а с другой, что не менее важно, - ребенок почувствует, что его экзамены так же важны для вас, как и для него.
Вступая в эпоху экзаменов, ребенок должен знать, что родители останутся его друзьями, каков бы ни был результат (на «отлично» он сдаст или провалится). Если же его оценка действительно окажется плохой, не делайте из этого трагедии. Никакой экзамен не может и не должен «дисквалифицировать» ребенка в ваших глазах. В такой момент ему более всего нужны ваши любовь и понимание. Если вы сейчас отшатнетесь от него, можете потерять доверие ребенка бесповоротно.
Не попрекайте ребенка деньгами, заплаченными репетитору. Это может вызвать чувство вины, а значит, и еще один стресс.
Не обещайте за хорошо сданные экзамены золотые горы. Мало того что ребенок будет думать во время подготовки больше о награде, чем об экзамене и его результатах, так еще и на самом экзамене ребенок не сможет сконцентрироваться.
О стрессе в случае неудачи можно и не говорить. Перед экзаменами не мешает заглянуть в поликлинику, тем более если у вашего ребенка есть хроническое заболевание. В стрессовой ситуации оно может обостриться и привести к серьезным последствиям. Учтите советы врача. Может быть, накануне экзаменов потребуется пройти профилактическое лечение. Не отказывайтесь, если врач, учитывая состояние ребенка, посоветует вам освободить его от экзаменов. Кстати, в любой поликлинике и у директора школы есть инструкция со списком заболеваний, при которых врач просто обязан освободить вашего ребенка от экзаменов, тем более что... аттестат ему должны выдать в любом случае, а на медаль он не претендует.
Помните, здоровье вашего ребенка важнее, чем оценка. Наверное, в доме в эту пору должно быть тише и спокойнее, чем обычно. Атмосфера в семье вообще много стоит, а теперь и подавно. Избегайте конфликтов и снимайте напряжение. Научите детей верить, что им обязательно повезет. И не только на экзамене!
Портрет стресса
Ученые многих стран исследовали влияние экзаменов на здоровье школьников и студентов.
Достоверно известно, что накануне и в момент экзамена у учащихся повышается артериальное давление, частота дыхания и потоотделение. Более того, экзаменационный стресс влияет на человека даже на генетическом уровне, изменяя скорость синтеза ДНК. Изменяется газовый состав крови и микрофлора в полости рта. Резко возрастают энергозатраты, особенно у учащихся с высокой мотивацией к успешной сдаче экзаменов.
Экзаменационный стресс является одним из довольно распространенных видов стресса. Его симптомы, так же как и в случае с «обычным» стрессом, могут быть отнесены к одной из следующих четырех групп.
Физиологические симптомы:
кожная сыпь; головные боли;
тошнота;
диарея («медвежья болезнь»);
мышечное напряжение;
углубление и учащение дыхания;
учащенный пульс;
перепады артериального давления.
Эмоциональные симптомы:
Когнитивные (интеллектуальные) симптомы:
чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете;
неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих);
воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене;
кошмарные сновидения;
ухудшение памяти;
снижение способности к концентрации внимания, рассеянность.
Поведенческие симптомы:
стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену;
избегание любых напоминаний об экзаменах;
снижение эффективности учебной деятельности в экзаменационный период;
вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах;
увеличение употребления кофеина и алкоголя;
ухудшение сна;
ухудшение аппетита.
Экзаменационный стресс — это не капризы и не прихоть ребенка, не особенность его характера. Это серьезная психологическая проблема, от которой нельзя отмахиваться.
Рекомендации по преодолению стресса,
или Что нужно сейчас вашему ребенку
Поддержка, знание, что он любим, несмотря ни на какие обстоятельства (несмотря на то, как он написал тренировочный тест, и т. д.).
Похвала, положительная оценка его возможностей. Хвалите ребенка, время от времени напоминайте ему о его хороших качествах и способностях для того, чтобы облегчить стрессовую ситуацию и снять состояние тревоги.
Ощущение надежного тыла (что бы с ним ни произошло, вы его поймете и поддержите). Не создавайте напряжения во взаимоотношениях, не угрожайте ребенку.
Возможность поделиться своими переживаниями и опасениями, связанными с предстоящими испытаниями. Обсудите с ребенком будущий экзамен, побеседуйте об особенностях тестирования — пусть он с вами поделится тем, что его больше всего волнует, что именно для него является проблемой, чего больше всего он боится.
Помогите выпускнику увидеть в экзамене положительные моменты. Например:
— Экзамен дает шанс понять и оценить себя, а это всегда интересно как проверка своих способностей и возможностей
— Воспринимай экзамен как один из важных жизненных рубежей.
— Ты приобретаешь опыт. А любой опыт, отрицательный или положительный, имеет огромное значение для становления личности человека.
— Ты узнал правила прохождения экзамена, познакомился с новыми людьми, новыми впечатлениями.
— В любом случае жизнь на этом не останавливается!
Оговорите «запасные варианты» (учеба на платной основе и т. п.). Помогите ребенку настроиться на победу, успех, чтобы у него появилась абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Для этого можно, например, сказать:
— Ты сможешь справиться с этим заданием.
— Я уверена, ты справишься.
— Нет сомнения, что ты все сделаешь правильно, и у тебя все получится.
— Я в тебя верю!
— Будущее сулит тебе только хорошее!
Режим дня в экзаменационный период
В период подготовки учащихся к экзаменам необходимо усилить внимание к режиму дня. Всякие нарушения его в этот период, когда работоспособность организма после напряженного учебного года уже снижена, приводят к резкому ее падению, что отрицательно сказывается па эффективности занятий. В этот ответственный для школьника период необходимо строго чередовать умственную работу с отдыхом, особенно четко соблюдать правильный режим.
В экзаменационный период особенно строго надо следить за созданием благоприятной внешней обстановки для занятий с соблюдением всех гигиенических требований.
Недопустимо увеличивать часы занятий за счет нарушения других режимных моментов — сокращения сна и прогулок, поспешного приема пищи, так как ото вредит здоровью, ведет к утомлению организма в снижает эффективность подготовки к экзаменам.
Родители должны рассказать детям, как правильно распределить учебный материал по дням подготовки к экзаменам, чтобы выделить достаточное время для отдыха в виде пребывания на воздухе и полноценного сна.
Соблюдение правильного режима труда и отдыха в экзаменационный период является лучшей предпосылкой успехов во время экзаменов.
В выходные дни и каникулы режим дня школьника должен отличаться от обычного тем, что значительно больше времени должно быть предоставлено для пребывания на воздухе, для посещения кино, театров, музеев и т. п.
Одной из полноценных и увлекательных форм отдыха являются экскурсии, туризм.
Правильно организованный режим дня учащихся в каникулы является основой полноценного отдыха и способствует полному восстановлению работоспособности детского организма.
Как организовать питание во время экзаменов?
Каждый согласится, что повседневная учебная деятельность школьника требует изрядной умственной активности. Но есть в школьной жизни особая пора, которая и активности требует особой, повышенной, – это всевозможные экзамены, тесты и контрольные работы. В прежние времена с необходимостью сдачи экзаменов сталкивались лишь выпускники. В наши дня разного рода отчетные процедуры, требующие большой умственной отдачи, практикуются едва ли не с начальных классов. И понятно стремление детей и их родителей подойти к ответственным испытаниям не только с надежным багажом знаний, но и в хорошей форме – как физической, так и психологической.
Подобно атлетам, выходящим на состязание, школьники стремятся продемонстрировать наивысший результат на пределе своих возможностей. Очевидно, что хронически недоедающий или, наоборот, перекормленный спортсмен вряд ли может рассчитывать на успех. Рациональное питание – одно из важных условий победы.
А существуют ли такие продукты, которые позволяют добиться наивысшей активности – не мышечной, а умственной? Среди школьников и студентов очень популярны пересуды об исключительной пользе сахара, шоколада, орехов, кофе, бананов и прочих продуктов, обильное употребление которых накануне экзаменов якобы обостряет умственные способности, усиливает внимание и память и тем самым приближает к заветной пятерке. Попробуем разобраться, насколько достоверны эти житейские гипотезы и действительно ли есть такие продукты, которые помогают голове лучше работать. Ведь если существуют надежные научные данные о влиянии тех или иных веществ на умственную работоспособность, почему бы не сформулировать конкретные практические рекомендации для оптимального рациона в экзаменационную пору.
Влияние питания на психику ученые исследуют давно. Некоторые гипотезы на этот счет навеяны простыми житейскими наблюдениями. Например, если верить норвежскому профессору Олафу Линдстрему, лук-порей способствует логическому мышлению, салат развивает музыкальность, морковь и шпинат внушают меланхолию, картофель действует успокаивающе... Впрочем, достоверность подобных наблюдений еще не нашла научного подтверждения.
Но существуют и вполне рациональные рекомендации, основанные на научных данных. И, следуя им, можно значительно улучшить свое эмоциональное самочувствие и повысить умственную активность.
Зависимость интеллекта от качества питания можно считать доказанной. Широкомасштабные исследования достоверно подтвердили: недоедание матери в период беременности и скудное питание ребенка в младенческом возрасте оказывают практически необратимое негативное влияние на развитие умственных способностей. Совершенно очевидно, что для полноценного функционирования мозга необходимы определенные питательные вещества. Какие?
На самом деле, житейские гипотезы об особой пользе тех или иных продуктов возникли не на пустом месте и находят хотя бы частичное научное подтверждение. Наиболее популярная версия касается сахара и всевозможных сладостей, то есть сахаросодержащих продуктов. Считается полезным накануне ответственного интеллектуального испытания поесть сладкого или просто пососать кусочек сахара (чего, согласитесь, в обыденной обстановке никто делать не стал бы). Действительно, нашему мозгу, чтобы правильно работать, нужно много глюкозы. Обычно мы получаем ее из крахмалистых углеводов, например хлеба, а также из концентрированных углеводов – сахара. Так, завтрак, включающий крахмалистые углеводы – мюсли или хлеб из цельномолотого зерна, надолго обеспечивает мозг необходимой пищей. Чистый же сахар мгновенно устремляется в кровь, и уже через минуту голова становится ясной. Но это лишь кратковременный эффект. Против быстрого повышения уровня сахара в крови организм выбрасывает «пожирателя сахара» – инсулин (гормон поджелудочной железы), и уже через несколько минут уровень сахара падает. В результате возможно заметное снижение умственной работоспособности, необъяснимое, казалось бы, чувство слабости. Поэтому не стоит питать иллюзий насчет сахарного «допинга». Гораздо полезнее оказывается своевременная умеренная трапеза, содержащая хлеб, орехи, рис, мюсли или бобы. В них содержатся комплексные соединения сахара, так называемые полисахариды. Они высвобождаются медленнее, лишь минут через пятнадцать уровень сахара постепенно повышается, и человек чувствует себя бодрым и свежим. И в процессе умственной работы гораздо лучше подкрепиться булочкой или крекером, чем конфетой.
А вот жиры, которые в известном количестве также необходимы организму, при чрезмерном потреблении препятствуют усвоению сахаров. Ко всем недобрым словам, сказанным диетологами о жирной пище, можно добавить и то, что она угнетает умственную работоспособность. Попробуйте представить человека сообразительного, а рядом с ним – тугодума. Скорее всего, воображение в первом случае подскажет образ юркого поджарого астеника, во втором – грузного недалекого толстяка. И это наблюдение недалеко от истины. Опыты канадских ученых показали: животные, выросшие на богатом жирами рационе, оказывались не способны научиться решению задач, с которыми легко справлялись их поджарые ровесники. Эта закономерность справедлива и для человека, причем как в долговременном, так и в кратковременном плане. Взрослые испытуемые после недели питания, перенасыщенного жирами, на целых 30% снижали показатели интеллектуального тестирования. При возвращении к сбалансированному питанию возвращался к норме и интеллектуальный коэффициент.
Впрочем, совсем исключать жиры из рациона было бы неразумно. Сегодня о вреде холестерина наслышаны даже дети. Однако специалистам известно, что холестерин, отлагаясь на стенках сосудов, приводит к их сужению, но он же необходим для синтеза некоторых важных гормонов и для нормальной работы нервной системы.
Для сохранения ясности мышления организму нужен и белок. Он необходим для выработки химических субстанций – таких, как допамин и адреналин, возбуждающих мозг, ускоряющих реакцию и процессы мышления, повышающих умственную энергию. Поэтому еда школьника должна содержать хоть немного белка растительного или животного происхождения. Специалисты советуют к хлебу, макаронам и кашам добавлять порцию мяса, молочных продуктов, гороха, фасоли.
Чтобы ничто не затрудняло происходящие в мозгу процессы, необходимы минералы и витамины. Потребность в них тем выше, чем более тяжелая работа предстоит. Причем в полноценном рационе их содержится достаточно, и нет необходимости восполнять дефицит искусственными препаратами. Что же это за вещества?
Цинк: улучшает память. Способствует концентрации внимания. Легче всего усваивается цинк, содержащийся в морской рыбе, стручковых, хлебе, индюшатине.
Бор: хотя этот микроэлемент присутствует в пище в определенном количестве, но когда его не хватает, снижается активность мозга. Бор есть в яблоках, грушах, винограде, брокколи.
Кальций: необходим для нормального функционирования нервной системы (он играет важную роль в передаче импульсов между нервными клетками, из которых состоит мозг). Кальций содержится в основном в молочных продуктах, а также в апельсинах и кураге.
Магний: как и кальций, он отвечает за передачу нервных импульсов. Содержится в арахисе, бананах, обезжиренном молоке, пророщенной пшенице.
Железо: необходимо для сохранения способности к запоминанию и концентрации внимания. Его источники – ливер, обезжиренное мясо, сухофрукты, фасоль, зеленые овощи.
Витамин В1: принимает участие в высвобождении из нервных клеток химических субстанций, влияющих на память. Больше всего этого витамина в пшеничных отрубях, орехах, кашах, постном мясе.
Витамин В2: установлено, что те, кто ест пищу, богатую этим витамином, а именно: обезжиренное молоко и его производные, изделия из муки полного помола, – имеют лучшие результаты в тестах на проверку памяти.
Витамин В12: увеличение дозы этого витамина противодействует утомляемости и улучшает способность к запоминанию. Содержится, в основном, в мясе.
Одним из важных условий является правильный режим питания. Работа головного мозга поддерживается за счет его кровообращения. Процесс пищеварения также требует кровоснабжения, поэтому активное переваривание большого количества пищи вызывает приток крови к пищеварительной системе и соответственно – отток ее от головы. Последствия этого можно наблюдать в повседневной жизни: после обильной трапезы мыслительная деятельность замедляется, наступает расслабление. От плотно поевшего человека не приходится ожидать творческих решений и оригинальных находок. Поэтому для поддержания умственной активности желательно дозировать нагрузку на пищеварительную систему. Но жизнь многих школьников организована так, что большую часть своей суточной нормы питания они потребляют за один раз. На протяжении дня они испытывают дискомфорт, вызванный простейшей причиной – голодом, а потом враз наверстывают упущенное и оказываются мало способны к продуктивной деятельности. Чтобы этого не происходило, питание должно быть равномерным.
А какие продукты предпочесть? Выбор зависит от времени суток и предстоящих задач.
Начнем с завтрака. Многие предпочитают завтракать плотно, чтобы потом не думать о еде. По уже упоминавшейся причине такое решение нельзя признать верным. Неудачным оказывается и традиционное меню – яйца, масло, колбаса. Эти продукты имеют высокое содержание жира и холестерина, медленно перевариваются, вызывают отток крови от мозга. В результате человек долго ощущает себя не вполне проснувшимся, и для начала активной деятельности требуется немалое время и волевое усилие.
По мнению ученых, хороший завтрак должен состоять из продуктов с низким содержанием жира. Это может быть постная ветчина – ни в коем случае не колбаса или сало; нежирный плавленый сыр или творог вместо масла, свежие фрукты или сок вместо сахаросодержащих продуктов. Чашка-другая чая или кофе стимулирует психическую активность за счет содержания в этих напитках танина и кофеина. Однако эти вещества положительно влияют лишь в умеренных дозах. Выпив три-четыре чашки кофе, рискуешь утратить хорошую реакцию и ясность ума.
Кроме того, известно, что кофеин оказывает заметное мочегонное действие. А даже незначительное (в пределах двух процентов) обезвоживание организма приводит к снижению концентрации внимания и состоянию повышенной раздражительности. Для компенсации этого любителям кофе стоит пить побольше воды. (Кстати, согласно недавно опубликованным данным, особо важное значение для умственной активности имеет не столько еда, сколько питье. По наблюдениям американских специалистов, обеспечение в течение учебного дня свободного доступа к бакам с чистой питьевой водой привело к заметному повышению успеваемости школьников.)
Обед может перечеркнуть все надежды на успех во второй половине дня, если он состоит преимущественно из продуктов, содержащих углеводы. В качестве небольшой порции гарнира картофель и макароны вполне приемлемы, но как основное блюдо способны вызвать сонливость и расслабление, так неуместные в середине дня. Сладкий десерт лишь усугубляет этот эффект. Поэтому ученые рекомендуют на обед продукты, богатые белками. Мясо, птица или рыба способствуют наполнению крови аминокислотами, стимулирующими мозговую активность.
За ужином, наоборот, не нужно есть продукты с высоким содержанием белков, например, бифштекс или рыбу (конечно, если нет необходимости стимулировать энергию для умственной работы в ночное время). Вместо этого хороши углеводы, которые наиболее благоприятно действуют именно незадолго до сна.
Обобщая сказанное, нелишне обратиться к еще одному наблюдению. Даже неспециалистам очевидно: подготовка к любому экзамену требует длительной (на протяжении всего учебного года) планомерной работы – авральное «заглатывание» учебника в ночь перед экзаменом приведет скорее к переутомлению и нервному срыву. То же и с питанием. Ударная доза даже объективно полезных веществ вряд ли может быть полноценно усвоена и не принесет желаемого результата. Для того чтобы голова хорошо работала всегда, в том числе и в экзаменационную пору, необходим полноценный ежедневный рацион. И помнить об этом следует на протяжении всего учебного года.
Советы учащимся по подготовке к экзамену по иностранному языку
Ежедневно уделяй 20 минут чтению текста на иностранном языке и его литературному переводу.
Ставь вопросы к тексту. Это тебе поможет понять вопросы учителя и правильно на них ответить.
Повтори пройденную лексику из учебников 9-11 кл. Это поможет тебе быстро справиться с переводом текста на экзаменах и более подробно отвечать на вопросы.
Повтори грамматику (порядок слов в вопросительном предложении, времена глагола, модальные глаголы, склонение существительных и прилагательных, союзов и порядок слов в сложноподчиненном предложении и т. д.). Знание грамматики поможет тебе правильно выразить свою мысль.
Кроме чтения и перевода тебе нужно уметь вести беседу с членами экзаменационной комиссии по 20 темам. Советуем готовить темы вдвоем, чтобы иметь возможность прослушать ответы друг друга по теме и задать вопросы по ней.
Список полезных выражений
для подготовки устного высказывания по ситуации
If you don’t mind
I think,I’ll start with
Actually
Now I’d like to say a few words about
I suppose
To make the story about …complete I can only add that…
I can’t but (also) mention
I must admit
I must confess
I fully agree with the words of the poem
It’s common knowledge that
Frankly speaking
To tell you the truth
On the one hand
On the other hand
Just on the contrary
In conclusion I’d like to say that
Unfortunately
Luckily
As a matter of fact
In my opinion/to my mind
It goes without saying that
As I have already said
Firstly/secondly
First of all I’d like to mention
As far as …is/are concerned
For example
On the whole
Personally I think
As for me,I..
In addition to all this we can’t but mention(say)
Полезные интернет – ресурсы
Рекомендуемые интернет - источники для общей подготовки к экзамену
http://www.languages-study.com/english-tests.html
http://www.native-english.ru/reading
http://enative.narod.ru/practice/reading/twisters.htm
http://www.englishouse.ru/4.English_reading/readingenglish_eduarticles_1.html
http://www.homeenglish.ru/Tests.htm
Полезные интернет-ресурсы для улучшения навыков восприятия и понимания на английской речи слух:
http://examenglish.com/TOEFL/toefl_listening.htm
http://gistguide.com/guide/listenings/listenings.php
http://qenglish.com/listening.html
http://lengish.com/tests/listening-37.html
http://www.esl-lab.com - аудио-файлы с упражнениями, которые распределены по уровням: легкий, средний и сложный.
http://www.dailyesl.com - повседневные темы для начинающих,
http://www.ezslang.com - разговорный английский в диалогах, с разъяснениями и упражнениями,
http://www.trainyouraccent.com - американское произношение,
http://www.www.elllo.org - интервью людей из разных уголков земли(акценты и диалекты),
http://www.audioenglish.net – аудио-блог со скриптами, материалы распределены по уровням владения английским, а также по курсам Разговорный английский, английский для путешествий, бизнес-английский и др.
http://www.5minuteenglish.com - аудио-файлы со скриптами, объяснение устойчивых словосочетаний, мини-тесты на понимание услышанного.
http://www.history.com - видео и аудио материалы известных речей.
http://www.FocusEnglish.com – аудиокурс английского языка, состоящий из озвученных диалогов на темы Eating, Fashion, Friendship, Housing, Money, Romance, Time, Traffic, Traveling, Shopping, Vacation, Weather, Work и др.
http://www.learnenglishfeelgood.com/eslvideo/ - отрывки из фильмов и мультфильмов для аудирования и просмотра, и мини-тесты на проверку понимания.
http://michel.barbot.pagesperso-orange.fr/hotpot/movies.htm - упражнения на знаменитые фразы из кинофильмов
http://www.thedailyshow.com/ - интересные новости и шоу
Вот ресурсы бесплатных материалов для подготовки к экзаменам по иностранному языку:
http://toefl.ru/lessons/index.shtml — Материалы для самостоятельной подготовки к TOEFL, электронные пособия, темы эссе для тренировки, тесты онлайн
http://rutoefl.ru/?p=22 – Бесплатные материалы и пособия по подготовке к TOEFL и GRE доступны для скачивания через файлообменники
http://englishtips.org – Всё для подготовки к TOEFL. Доступно после регистрации на сайте
http://artefact.lib.ru/languages/eng_textbooks_ielts.shtml — Пособия для подготовки к IELTS
http://www.ielts.com.ua — Бесплатные материалы для подготовки к IELTS
http://www.immigratedirect.com/ielts.html — Бесплатные учебники по подготовке к IELTS, примеры тестовых заданий, тесты онлайн
http://epistema.ucoz.ru/forum/15-116-1 — Форум со ссылками на бесплатные материалы по подготовке к DALF
http://www.examendele.com/ru/examen_dele.html#III – Всё об экзамене DELE, тесты онлайн
http://www.hispanistas.ru/index.php?f=curso&cat=2&ido=43 – Здесь можно скачать бесплатно экзаменационные материалы для подготовки к DELE
http://uz-translations.net/?category=italian-itabooks&altname=materialy_dlya_podgotovki_k_ekzamenam_tipa_CILS_CELI_ELI_PLIDA — Бесплатные книги, учебники для подготовки к CILS и другим экзаменам, а также множество материалов по самым разным языкам.
http://www.latinskykvartal.ru/index/poluintensiv/0-26 — Бесплатные курсы, программы для подготовки к CILS
www.deutsch-lernen.com/virtual/test_kurz_einleitung.htm — Бесплатные учебники, книги для подготовки к экзаменам по немецкому языку, тесты онлайн
http://www.bovali.ucoz.ru/dir/1-1-0-8 — Ресурс в помощь сдающим ЕГЭ, бесплатные материалы, ответы решений, примеры решений, пособия, топики
http://www.ctege.org/razdel.php?s=&razdelid=241 – Бесплатные книги для подготовки к ЕГЭ по иностранным языкам
www.goodlucktoefl.com – Все про TOEFL: советы по всем частям экзамена: Reading, Listening, Writing, Speaking, примеры эссе
www.learn4good.com – База бесплатных материалов для подготовки к TOEFL и онлайн тесты
www.ESLpod.com – Бесплатные подкасты для подготовки к сдаче TOEFL
http://www.goodlucktoefl.com/free-sample-toefl-essays.html — Бесплатные примеры эссе для сдачи TOEFL
http://www.oup.com/elt/global/products/ielts/masterclass/a_practice_test — Новое эффективное пособие издательства Oxford, задания и решения
www.Justvocabulary.com – Подкасты о словах, их значениях, синонимах и антонимах
http://nowostey.net/software/12777-tangram. -kurs-nemeckogo-jazyka. -polnyjj-kurs-cddvd.html — Бесплатный полный курс немецкого языка для подготовки к сдаче экзаменов доступен через файлообменники
http://www.student45.ru/2009/10/30/exam-zd-zertifikat-deutsch/ — Всё об экзамене ZD.
Ресурсы онлайн тестов:
http://www.english.language.ru/toefl/test_home.html – Тесты TOEFL онлайн
http://www.testdaf.de — Пробный тест на странице TestDaF
http://www.goethe.de/i/deitest.htm — Оценочный тест Гёте-Института
http://www.iik-duesseldorf.de/ctest/ctestallg.txt.php3 — Тест на выявление «слабых мест» по лексике и грамматике немецкого языка.
http://ege-english.ru/online_test/index.php — Онлайн тесты ЕГЭ по английскому языку
http://fr.prolingvo.info/french/exam/ege.php — Онлайн тесты ЕГЭ по французскому языку
http://www.egeru.ru/index.php — Тренировочные тесты и демонстрационные материалы ЕГЭ по иностранным языкам
http://www.ucheba.ru/ege-article/8624.html — Онлайн тесты ЕГЭ по немецкому языку
http://lengish.com/tests/category-2.html — пробные тесты ЕГЭ по английскому языку, TOEFL, IELTS.
http://www.edu.ru/moodle/ — Демонстрационные тесты ЕГЭ по английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам, доступны после регистрации.
http://www.learn4good.com/languages/spec_english_toefl.htm — Отличный ресурс со множеством онлайн тестов TOEFL
www.examenglish.com – Пробные тесты TOEFL, IELTS, SOL
www.testmagic.com – Множество тестов TOEFL онлайн
http://uchionline.ru/about_english/probnii_test_ielts/index.html — Пробный тест IELTS онлайн
http://www.canadavisa.com/ielts/free-practice-tests.html – Тренировка всего экзамена, в том числе письма и говорения онлайн на время. Замечательная возможность узнать свой уровень IELTS онлайн
www.itests.com – После регистрации можно пройти пробные тесты IELTS, FCE, CAE, PET, TOEFL® PBT и TOEIC® онлайн
http://education.kulichki.net/lang/ielton.html — Задания для тренировки аудирования и чтения IELTS онлайн
http://www.abroad.ru/reference/exams/dalf.php – Здесь можно бесплатно проверить свои знания английского, французского, немецкого, итальянского языков онлайн
www.ambafrance-ma.org — Примеры тестов DELF/DALF онлайн
http://glavsprav.ru/msk/edu/spravka/gtest/2/ — Общие сведения и структура всех международных экзаменов по иностранным языкам
http://njnj.ru/toefl/toefllist.htm — Тесты TOEFL онлайн
http://www.bkc.ru/try_test — Тест онлайн по английскому языку, а также по другим иностранным языкам
http://www.englishlearner.com/tests/index.shtml —Онлайн тесты по английскому языку на грамматические темы
http://www.study.ru/support/tests/english.html — Онлайн тесты по английскому
языку на разные темы
http://www.4tests.com/exams/examdetail.asp?eid=57 – Тесты TOEFL онлайн
www.exams.ru — Всё, что нужно знать о международных экзаменах по английскому, немецкому, французскому, итальянскому и испанскому языкам. Экзамены по этим языкам. Информация о структуре каждого экзамена, уровне знания языка, необходимом для сдачи экзамена, адреса организаций, принимающих экзамен, советы тех, кто уже сдал тот или иной экзамен.