СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Современные образовательные технологии

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья Современные образовательные технологии»

Современные образовательные технологии

Статья «Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики»

Цыремпилова Ю.Е.

МАОУ СОШ №1



          Физика – интереснейшая из всех наук о природе, охватывающая все явления, глубоко изучающая все процессы микро- и макромира, живой и неживой природы. Наука которая развивает мышление детей, раскрывает красоту природы, объясняет все процессы происходящие в природе, дает не только знания, но и практические навыки. Казалось бы, эта наука уже по своей сути должна вызывать большой интерес, но часто становится нелюбимым и непонятным предметом. Дети часто сидят на уроках со скучающим видом, зачастую не готовятся к урокам дома.

Низкий уровень внутренней мотивации значительно затрудняет процесс развития и обучения. Процессы предъявления и усвоения учебной информации зависят от многих факторов, одним из которых является учет психофизиологических особенностей учащихся к восприятию, обработке и усвоению учебной информации. При этом в год для учащихся, например, гуманитарного профиля выделяют 35 часов в год, что не позволят в полном объеме реализовать возможности детей. За данное количество часов учителю невозможно выполнить все требования прописанные ФГОС второго поколения, при этом объем стандарта образования остается прежним.

Глубина уровня изучения понятий, явлений, идей должна соответствовать целям и задачам образовательного стандарта для классов различных профилей. Для учащихся гуманитарных классов изучение физических закономерностей должно носить преимущественно качественный характер. По сравнению с классами физико-математического профиля в данном случае учителем в меньшем количестве используется математический аппарат, формулы и расчеты. Вместо этого можно активно применять графики, таблицы, диаграммы, схемы. Учащихся физико-математического профиля следует знакомить со специфическими физическими методами познания (размерностей, симметрии и др.), с применением аппарата высшей математики (дифференциального и интегрального исчисления) к решению физических задач.

Использование современных технологий при изучении физики должно способствовать решению этой проблемы. Введение ФГОС второго поколения предъявляет высокие требования к профессиональному уровню подготовки учителей. Необходимо время для того что бы современный учитель пересмотрел привычное для него отношение к обучению. Основное отличие ФГОС второго поколения это личностный результат учащегося, а не предметный, при этом стандарт образования не изменился. Объем знаний накопленных за время обучения в школе, остается прежним, количество часов минимальное, материально техническая база не обновляется, система оценивания так же остается прежней - пятибалльной.


Проведя анализ своей работы, пришла к выводу о необходимости использования проблемно-исследовательских методов обучения для формирования учебно-исследовательских компетенций учащихся. Считаю, что знание физики должно создаваться на глазах учащегося с их посильным участием. Стараюсь, чтобы ребенок выступал в роли исследователя, «открывающего» основополагающие свойства и отношения, учу его наблюдать и анализировать, побуждаю у него интерес к еще нерешенным задачам.              

На уроках физики учащиеся должны научится ставить цель, составлять план исследований, подбирать необходимые приборы и материалы, собирать необходимые установки, проводить исследования и формулировать выводы.

               

 Исследовательская деятельность учащихся многогранна и организую её на любом этапе обучения физике:

        - При изучении физической теории;

        - При решении задач;

        - При проведении демонстрационного эксперимента;

        - При выполнении лабораторных работ.

         

        Хорошей темой для выдвижения версий является обсуждение с учащимися 7-го класса вопроса о строении вещества. В качестве ключевой проблемы выдвигаю вопрос «Как можно заглянуть внутрь вещества?» Для этого мы с учащимися рассматриваем свойство тел при нагревании - увеличиваться в объеме. «А что же находится внутри тела, и какие невидимые изменения там происходят?» Учащиеся высказывают свои гипотезы, а затем все вместе оцениваем их разумность. Верную гипотезу проверяем экспериментально.

На втором этапе (8-й класс) при обосновании версий ученики в большей степени пользуются научными знаниями, нежели бытовым опытом. У них формируются умения поиска, изучения, обработки информации. На данном этапе исследовательской деятельности ученик углубляет свои знания по предмету, лучше в нем ориентируется. Происходит обучение планированию исследования, для чего также используется совместное обсуждение плана исследования в группе на основе выдвинутой гипотезы. Обучение планированию исследования можно осуществить на ряде тем 8-го класса, например, «Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар». Дополнительные задания о применении явления на практике стимулируют поиск, систематизацию учащимися информации. При обработке результатов исследования также формируются информационные умения.

Формирование умения применить эксперимент для подтверждения гипотезы происходит на третьем этапе. При выполнении эксперимента школьники осваивают такие умения, как наблюдать явление, измерять, проводить эксперимент, описывать эксперимент. Этот вид исследовательской деятельности многие школьники на уроках физики в 9-м классе выполняют самостоятельно, предварительно обсудив выполнение эксперимента в группе. Ученики делают самостоятельно выводы из исследования и предъявляют их для обсуждения. Примером самостоятельного исследования по собственному плану может служить выяснение характера движения тела по наклонной плоскости, введение характеристики такого движения – ускорения.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования. Такая деятельность преследует еще и цели социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности. Поэтому, считаю необходимым перестройку учебного процесса в школе с учетом включения элементов исследовательской деятельности детей, что позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, но и стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!