СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные технологии на уроках чтения в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрен вопрос применения учителем современных образовательных технологий на уроках чтения и речевой практики в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. Приведены практические рекомендации использования в учебном процессе современных образовательных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии на уроках чтения в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения»

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


Баранова Галина Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент,

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула



Лихаева Татьяна Михайловна,

учитель начальных классов

ГОУ ТО «Щекинская школа для обучающихся с ОВЗ», г. Щекино



Аннотация. В статье рассмотрен вопрос применения учителем современных образовательных технологий на уроках чтения и речевой практики в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. Приведены практические рекомендации использования в учебном процессе современных образовательных технологий.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, речевая практика, специальное (коррекционное) образовательное учреждение, коррекционно-педагогические технологии, технология разноуровневого обучения, технология проблемного обучения, метод проектов, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, здоровье-сберегающие технологии.




Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения. В работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании. 

Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках:

- технология разноуровневого обучения,

- технология проблемного обучения,

- метод проектов,

- игровые технологии,

- информационно-коммуникационные технологии,

- здоровьесберегающие технологии

Технология разноуровневого обучения.

Относительно новая технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.

В настоящее время технология разноуровневого обучения является одним из ключевых направлений школы. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития.

Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Анализируя знания учащихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы: Это обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения. Повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.

Технология проблемного обучения

На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.

Игровые технологии

Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.

Дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка.

При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка.

Внедрение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя уроки с использованием данной технологии, пользуются принципом: «Тебе скажут - ты забудешь. Тебе покажут - ты запомнишь. Ты сделаешь - ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.

Информационные технологии на уроках используют в следующих вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации.

Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Создание уроков–презентаций даёт возможность учителю использовать методы активного, деятельностного обучения. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.

Ученики с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя, при этом, центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, мы добиваемся концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала.

Технологии направленные на формирование основ нравственного воспитания. Данные технологии способствуют становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у учащихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На уроках воспитывается правильное отношение учащихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения». На уроках применяют презентации на нравственные темы для иллюстрации своего рассказа, так как они помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение для нравственного развития учащихся.

На своих уроках использую элементы здоровьесберегающих технологий, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока, постоянно происходит смена деятельности учащихся. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки.

Активно внедряю «физкультминутки» в структуру урока. На уроках проводятся различные виды физминуток, стараюсь их разнообразить. Физминутки могут проводиться в различной форме и воздействовать на различные органы. Следить за правильностью осанки учеников. На уроках используют релаксации. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения.

Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

Заметим, что образовательные технологии позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

Решая задачи, связанные с развитием речи детей с ограниченными возможностями, на уроках чтения нужно систематически обращаться к работе с текстом, его комплексному анализу. В работе с текстовыми упражнениями придерживаться следующих условий: текст должен иметь воспитательно-познавательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно-эстетические качества личности ребенка с нарушением интеллекта, совершенствовать его знания о мире и своим содержанием поддерживать интерес к русскому языку.

Комплексный анализ текста способствует систематизации знаний, преемственности в обучении, дает возможность повторить ранее изученный материал. При этом задания не только проверяют теоретическую грамотность учащихся, но и призваны стимулировать мыслительную деятельность, образное мышление. Комплексный анализ текста можно применять как средство речевого развития обучающихся.

Независимо от того, по какой схеме построен урок, к какому типу относится – главное, чтобы эти уроки были уроками – сотрудничества, где все понимают, когда каждый ученик чувствует, что он способен справиться с заданием учителя.

Атмосфера успеха очень важна для любого урока, особенно для уроков, цель которых есть направить детей с ограниченными возможностями здоровья на собственное творчество, на развитие собственной мысли, на формирование общечеловеческих ценностей.

Благодаря образовательным технологиям учащиеся овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве.

Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.


Список источников:

1. Ахутина Т.В., Фотекова Т.А.  Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 157 с.

2.  Беляева О.А., Бобрович Т.А. Образовательные технологии: учебно-методическое пособие. - М.: РИПО, 2020. – 182 с.

3. Крыжановская Л.М. Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ: учеб. пособие.- М. : Владос, 2018. - 375 с.

4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие. - М.: Издательство Юрайт, 2019. -318 с. 

5. Специальная педагогика. В 3 т. Т. 1 / Под ред. Назаровой Н.М.. - М.: Academia, 2017. - 304 c.

6. Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения. Практикум: учеб. пособие. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 141 с. 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!