СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Современный урок биологии в свете внедрения ФГОС ООО"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья раскрывает формирование личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД на уроках биологии. 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Современный урок биологии в свете внедрения ФГОС ООО"»

Современный урок биологии в свете внедрения ФГОС ООО


Трунова М.В., учитель химии, биологии, географии

средней общеобразовательной школы

при Посольстве России в Гвинее

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя», - говорил Э. Хаббарт

Современное общество предъявляет все новые и новые требования к уровню подготовки школьников. Сегодня вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формируется умение учиться.

Согласно ФГОС ООО у учащихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Учащиеся сами должны стать «архитекторами и строителями» образовательного процесса. По мнению доктора психологических наук Г.А. Цукерман: «...не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска». То есть самое главное для учителя, учитывая возрастные, физиологические и индивидуальные особенности учащихся, отойти от репродуктивного уровня воспроизведения информации, побудить детей к самостоятельному добыванию знаний, сформировать у них необходимые для дальнейшей жизни УУД. В широком смысле слова УУД означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, в узком - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) формируются на каждом этапе урока:

Требования

к уроку

Урок

современного типа

Универсальные

учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования


Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Регулятивные УУД включают самостоятельное формулирование учебной проблемы, определение цели учебной деятельности, выбор темы проекта, составление плана решения проблемы, осознание конечного результата, поиск средств достижения цели. Работая по плану, необходимо сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД включают формулирование собственного высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; самостоятельную организацию учебного взаимодействия в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Познавательные УУД включают умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить рассуждение путем установления причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст). Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде схем, таблиц; использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.

Средством формирования познавательных УУД служат продуктивные задания учебника: осознание роли жизни; рассмотрение биологических процессов в развитии; использование биологических знаний в быту; объяснение мироздания с точки зрения биологии.

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Проявлять познавательный интерес к изучению биологии; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить..

Средством развития личностных результатов служат продуктивные задания учебника, нацеленные на умение оценивать: риск взаимоотношений человека и природы; поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.

Правильная организация урока помогает формировать как предметные, так и метапредметные результаты.

Для овладения УУД используются различные педагогические технологии: проблемного обучения, развития критического мышления через чтение и письмо, игровые, информационно-коммуникационные, развивающего обучения, проектные и исследовательские, дифференцированного обучения, составления алгоритма выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля, конструирования (моделирования), здоровьесберегающие.

В разных звеньях процесса обучения применяются следующие формы организации учебной работы: фронтальные, групповые и индивидуальные.

В блоке познавательных УУД выделяется группа общеучебных универсальных действий, первое из которых - формулирование цели.

Задание:

Мне в детстве говорила мама:

Нельзя пить воду из-под крана,

Согласно множеству поверий,

В ней масса водится бактерий,

Они – тебе это не шутки –

В твоем поселятся желудке

И не заметишь ты ни разу

Их невооруженным глазом.

  • Как вы думаете, кого сегодня на уроке мы будем изучать?

  • Какую цель мы с вами поставим?

  • Какие задачи наметим?

Не менее важным УУД является – обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации - это глобальная сеть Интернет и печатные источники.

Для формирования разных групп УУД используются различные технологии.

Проблемные ситуации. Они могут быть с удивлением и с затруднением. Не случайно Луи де Бройль сказал: «Знания - это дети удивления и любопытства». Проблемную ситуацию можно создать разными приемами.

Прием 1. Учитель может предъявить классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких «существ», которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих «существ» он нашел и в зубном налете.

Что же это за существа?

Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе?

Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.

Прием 2. Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, а не предлагает детям чьи-то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал.

Маша сказала что береза - растение, Миша утверждает, что береза - дерево. Кто из них прав?

Прием 3. Этот прием выполняется в два шага: шаг 1 - учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку»; шаг 2 - предъявляет научный факт сообщением, экспериментом.

При изучении темы «Бактерии» в 5 классе ставится проблема: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения».

(Шаг 1) Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? Ответ учеников – да, так как бактерии встречаются повсюду.

(Шаг 2) Пояснения учителя – в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению». Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.

Прием 4. Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни.

Тема «Строение стебля».

Урок начинается со звучания дудочки (видеофрагмент)

Какое отношение дудочка может иметь к нашему уроку? Выскажите гипотезы.

Как вы думаете, из какой части растения она сделана? (Из стебля).

Какова цель нашего урока? (Изучить строение стебля).

Тема «Строение папоротников».

Легенда о цветке папоротника: это растение  цветет только в ночь на Ивана Купалу (7 июля). Между листьями, похожими на крылья орла, поднимается цветочная почка. В полночь она с треском раскрывается, и появляется огненный цветок, озаряющий все вокруг, при этом раздается гром и сотрясается земля. Согласно легенде, человеку, одолевшему страх перед нечистой силой и овладевшему цветком папоротника, подвластны все тайны и чары. Он приобретет множество полезных свойств: станет понимать язык цветов и птиц, деревьев и зверей, может стать невидимкой, а главное, начнет видеть сквозь землю и, конечно, найдет все клады, спрятанные в земле.

Поверим этой легенде или проверим ее?! Добавлю, что ботаники до сих пор не обнаружили цветок папоротника!

Определим цели урока: Что хотим узнать:

Каковы отличительные признаки папоротников от других групп растений

Есть ли цветы у папоротников? Как они размножается? Где растут? Где их используют?

Проблема должна быть в зоне ближайшего развития учащихся, соответствовать их возможностям. Взрослые растения мха-сфагнума не имеют ризоидов. Каким же образом они удерживаются в вертикальном положении, при помощи чего они всасывают воду?

В трудные военные годы при отсутствии ваты при перевязке ран врачи использовали сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались при этом? Лиственница хвойное или лиственное дерево, аргументируйте свою точку зрения, почему она получила такое название?

Наиболее характерной является проблемная ситуация с одновременным предъявлением двух противоречивых фактов (теорий, мнений), после чего учитель произносит следующие реплики побуждающего диалога: «Что вас удивило? Какое противоречие налицо? Какой возникает вопрос?».

Кроме постановки проблемы, необходим и поиск решения проблемы.

У учащихся есть три пути от проблемной ситуации к учебной проблеме. Если класс сильный, нужен побуждающий от проблемной ситуации диалог, в результате развиваются творческие способности учащихся, и они сами формулируют учебную проблему. Если дети не могут самостоятельно сформулировать проблему, необходим подводящий диалог, то есть учитель задает стимулирующие вопросы, которые помогают выдвигать гипотезы. Порой учителю на первых порах приходится самому создавать проблему, на этом пути творчество детей отсутствует.

Одной из форм организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству, является работа в парах, малых группах.. Используем правила дружной работы: говорите по очереди, не перебивайте друг друга; внимательно слушайте того, кто говорит; если то, что говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.

Данный вид деятельности может организовываться на разных этапах урока и может выступать средством формирования всех видов УУД.

Тема «Строение и роль бактерий», этап - изучение нового материала

Вопрос учителя: «Давайте узнаем, какова роль бактерий в природе и жизни человека?»

Самостоятельная работа в малых группах. Учитель делит учеников на команды. Каждая команда представляет свою группу бактерий (почвенные, бактерии гниения, молочнокислые, болезнетворные). Читая текст, каждая команда должна показать пользу или вред бактерий своей группы.

Работу в группах можно организовать по темам: «Экологические факторы и их влияние на живые организмы»; «Среды обитания организмов»; «Ткани», др..

Предмет биология характеризуется практической направленностью. Программой предусмотрено выполнение лабораторных работ, практических заданий, для выполнения которых, легко можно организовать работу в группах, парах.

Работа в группах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме ролевой игры.

Результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.

Средством активизации познавательной деятельности являются игровые формы обучения (нестандартные уроки, деловые и ролевые игры, познавательные игры, занимательные задания по биологии).

Ролевая игра «Суд над бактериями» (работа в группе)

Каково значение бактерий в природе и для человека?

1 группа – «обвинители» называют отрицательную роль бактерий;

2 группа – «защитники» указывают на положительную роль бактерий;

3 группа – «судьи» выносят решение.

Оцените свою работу, работу соседа по парте. Посоветуйте, если есть необходимость, как улучшить знания вашему товарищу по изученной теме.

В результате использования на уроках элементов технологии продуктивного чтения формируются все виды УУД.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение высказывать своё отношение, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Приём «Составь определение» используется для формирования предметных компетенций. Составьте определение «Вакуоль», используя текст учебника на стр. 30-31.

Приём «Составь предложения»

Изучив текст учебника,  составь предложения, используя следующие конструкции:

……….………., поэтому……………….

……………….., потому что ………….

………………., следовательно, ……….

………………., так как……………….

Приём «Составь план параграфа» используется для выделения главных мыслей в содержании темы.

Памятка

Для того чтобы лучше усвоить материал параграфа, составьте его план, отвечающий требованиям:

1. Пункты плана должны отражать главные мысли.

2. Пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу.

3. Пункты плана формулируются кратко и чётко.

Читая текст, задавайте два вопроса: «О чём здесь говорится?» (поможет вам разбить текст на «смысловые единицы») и «Что об этом говорится?» (поможет выделить самое существенное)

Задание:

Составьте план § 1 (стр. 6-8), в соответствии с памяткой. План должен содержать 3 пункта.

Прием «Синквейн» полезен в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, развивающий умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Структура синквейна:

1 строка – 1 существительное, 

2 строка – 2 прилагательных, 

3 строка – 3 глагола, 

4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме (понятию, объекту)

5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).

Прием «Заполни пропуски в тексте»

1. В клетках бактерий нет оформленного  ______(А), поэтому бактерии относятся к ________(Б).

2. Клетка бактерии снаружи покрыта ________(В), которая выполняет _________(Г) и ___________(Д) функции.

3. Иногда бактерии выделяют ещё один защитный слой снаружи, его называют _____________(Е).

(А - ядра, Б - прокариотам; В - клеточной стенкой, Г - защитные, Д - транспортные, Е- капсулой).

Приём «Чтение между строк» используется для нахождения подтекстовой информации.

Задание:

Прочитайте на стр. 10 первый абзац.

Укажите практические методы (наблюдение и эксперимент).

Назовите теоретические методы.

Приём «Шесть вопросов» используется для всестороннего изучения текста.

Задавать вопросы в указанном порядке:

1

2

3

4

5

6

  1. Кто? Что?

  1. Если я правильно понял, то…

  1. Почему?

  1. Чем отличается?

  1. Как вы думаете…?

  1. Как бы вы поступили, если…?

Задание: Задайте вопросы к тексту на стр. 7.

При изучении биологии большое значение имеет смысловое чтение рисунков, таблиц, схем.

Задание: Задайте вопросы к рисунку на стр. 14, на стр. 26.

Приём «Сравнение» используется для полноценного анализа:

Общее

Различия


Объект 1

Объект 2

Приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал» используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии вызова с последующим возвратом к материалам на стадии рефлексии.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Что я знаю о теме урока?

Ставлю цели

Что я знал, а что узнал?

Прием «Чтение с пометками». В таблицу заносятся краткие сведения из текста, что позволяет провести работу по осмыслению прочитанного и его «сворачиванию» в конспект.

V

Я это знал

+

Новое для меня

Я думал иначе

?

Интересно,

непонятно,

нужно разобраться

Приём «Сводная таблица» помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.

Критерии сравнения

Мхи


Плауны


Хвощи


Папоротники


Голосеменные

Среда обитания






Наличие органов






Наличие тканей






Размножение






Приём «Руководство по улучшению понимания прочитанного» (модель Бенджамена Блума):

Знание

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

Дай определение.

Перечисли основные факты.

Изложи краткое содержание.

Объясни цитату.

Как тема соотносится лично с тобой?

Проиллюстрируй это на бумаге.

Сравни (объекты, процессы).

Составь план.

Оцени степень собственного понимания текста (на все ли вопросы ты нашёл ответы).

На уроках биологии для развития познавательных УУД можно использовать всевозможные биологические задачи:

а) Задачи, способствующие развитию логического мышления.

б) Задачи на распознавание натуральных объектов.

в) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

г) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.

д) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

е) Задачи, связанные с самонаблюдением.

ж) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.

Задача 1. Один юннат рассказал об опыте, который он начал за 2 недели до урока. Он вырастил проросток фасоли и, когда стебель достиг 15 см, срезал его верхушку примерно настолько, насколько прищипывал корешок проростка. Ежедневно наблюдал, что происходит с этим растеньицем. Делал записи в дневнике наблюдений. Предположите, как выглядели результаты опыта.

Задача 2. Желая подготовить семена к посеву, ученик поместил их в две пробирки с водой. В одной пробирке семена проросли, а в другой - нет. Как это можно объяснить?

Задача 3. Дачник-любитель посеял весной семена моркови, но большинство из них не проросли. Как объяснить эту неудачу? Что необходимо было предварительно сделать дачнику? Выскажите всевозможные предположения.

Задача 4. У каких растений – болотных, луговых или пустынных - корневая система должна уходить в землю на большую глубину? Почему вы так считаете?

Задача 5. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?

Примерами заданий для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий являются:

  • «найди отличия»; «на что похоже?»; «поиск лишнего»; «лабиринты»; «логические цепочки»; «хитроумные решения»;

  • составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;

  • работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)

  • составление и распознавание диаграмм;

  • работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).

Работа с таблицами, графиками, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.

Широко используются и такие приемы, как: приём новизны (получение интересных дополнительных сведений по теме урока с помощью энциклопедий, электронных справочников, ресурсов интернета, видеосюжетов, например: исторические факты, информация про ученых и их открытия);

прием динамичности - демонстрация процессов и явлений в динамике. Например: мультимедийные ресурсы, flash- анимации (передвижение органических и неорганических веществ по стеблю, опыление, фотосинтез, распускание цветка, появление из куколки бабочки);

приём моделирования (изготовление моделей гриба из соленого теста, вязаные изделия; модель одноклеточной водоросли хламидомонады из пластилина, модели с использованием ниток, проволоки, аппликации и т.д.);

прием творческих заданий (написание сказок, мини-сочинений, создание рекламы);

Л. Н. Толстого писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Прием проектной и исследовательской деятельности (проведение опытов по выращиванию растений, определения условий, необходимых для прорастания семян, получение семян растений, сбор коллекций и т.п.).

Очень нравятся ребятам такие упражнения, как «Магический квадрат», «Крестики-нолики», «Лестница успеха». При этом также формируются личностные и регулятивные УУД.

Для проверки степени усвоения учебного материала используется само- и взаимопроверка программированных опросов, таблиц, терминологических диктантов. В большей степени эта форма работы на уроке формирует регулятивные УУД.

Уроки биологии не только дают детям определенные знания в этой области, но и формируют ценностные установки по отношению к своему здоровью, другим людям, окружающей среде, т.е. формируют личностные УУД через чтение и обсуждение фрагментов художественных произведений, просмотр видеосюжетов, обсуждение жизненных ситуаций.

Таким образом, развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий.

Обязательным этапом современного урока стала рефлексия. На этапе рефлексии учащиеся оценивают свою работу, комментируют ошибки, ищут их причины, отмечают для себя моменты, на которых возникли затруднения.

Выделяют разные виды рефлексии. Дерево успеха: каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.

Рефлексивный полилог: Сегодня я узнал….; было интересно…; было трудно…; теперь я могу…; я приобрёл…; я научился…; у меня получилось…; я смог…; я попробую…; меня удивило…; урок дал мне для жизни…; мне захотелось…

Анкетирование: 1. На уроке я работал активно/пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен 3.Моё настроение стало лучше/ стало хуже 4. Материал урока мне был понятен/не понятен.

Таким образом, систематическая работа по формированию УУД на уроках биологии не только даёт прочные знания в области изучаемого предмета, но и учит управлять своей деятельностью, планировать и корректировать её, проявлять инициативность и самостоятельность, работать с разными источниками информации, выполнять логические операции, помогает самоопределению, способствует правильной оценке своих поступков, развивает навыки сотрудничества, а, следовательно, готовит школьника к дальнейшей успешной жизни.