СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Современный урок с использованием здоровьесберегающих технологий. Профилактика и коррекция нарушений зрения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

К сожалению, в современном мире все больше людей страдают от понижения зрения. Глаза ребенка выполняют большую зрительную работу. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит и утомление органов зрения. Ученые и медики связывают нарушение зрения с физическими и психическими нагрузками, которые должны дозироваться с учетом возраста и подготовленности ребенка. В коррекционной школе на каждом уроке проводятся специальные упражнения для глаз. Помогут зрительно-координаторные тренажеры.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Современный урок с использованием здоровьесберегающих технологий. Профилактика и коррекция нарушений зрения"»

Современный урок с использованием здоровьесберегающих технологий.

Профилактика и коррекция нарушений зрения

К сожалению, в современном мире все больше и больше людей страдает от понижения зрения. Например, в нашей стране половина населения пользуется очками и контактными линзами. Наблюдение в нашей школе в течение ряда лет показывает, что поступает 5% детей с плохим зрением, а заканчивает уже 45%.

Глаза ребенка выполняют большую зрительную работу. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит и утомление ор­ганов зрения, и сохранение их полноценной функции на буду­щее. Ученые и медики связывают нарушение зрения с общим состоянием организма. Разумеется, физи­ческие и психические нагрузки должны дозироваться с учетом возраста и подго­товленности ребенка. Кроме того, рекомендуется включать в заня­тия специ­альные упражнения для глаз.

С целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых помещений и ограниченных пространств я использую зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий.

На занятиях использую офтальмотренаж по методике Базарного В. Ф.







Цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – голубой, крест коричнево-золотистый, восьмерка - зелёным цветом.

Плакат размещается на сте­не напротив лица. Занятие заключается в поочередном обведе­нии указательным пальцем траекторий с одновременным сле­жением за ним органом зрения. А затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения. Плакат можно разместить и на потолке.

Есть несколько режимов выполнения данного тренажа, я предлагаю следующий. Упражнения выполняются стоя, дети встают и наблюдают за движущимися предметами (использую презентацию).

Кратность: примерно по 10-12 движений по каждой траек­тории («горизонтальной», «вертикальной» линиям, «овалам», «восьмерке» и по «кресту»). Частота вы­полнения таких тренажей зависит от продолжительности пре­бывания детей в помещении, а также от характера зрительной работы. Например: в процессе выполнения тонко­ координированных зрительных операций (чтение, рисование, письмо) рекомендуем выполнять упражнения через каждые 15-20 минут.

Систематическое использование в своей практике упражнений по данной схеме в течение ряда лет показало не только улучшение зрения, но и то, что учащиеся стали спокойнее, менее агрессивны, снизилась психическая утомляемость. Такие занятия также способствуют улучшению меж­личностных отношений в коллективе, росту доброжелатель­ности во взаимоотношениях, а также продолжительности и ка­честву сна.

Данный тренаж лучше выполнять после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

В своей работе я использую и другие офтальмо-тренажеры и упражнения. Нравится мне и комплекс № 1 по Базарному В.Ф.(выполняется стоя или сидя).

  1. Сделать глубокий вдох, наклоняясь вперед к крышке парты, выдох;

  2. Крепко зажмурить глаза, потом открыть;

  3. Руки на пояс, поворачивая голову в стороны, смотреть попеременно на правый и левый локоть;

  4. Смотреть на доску 2-3 секунды, затем на кончик пальца перед собой;

  5. Руки вытянуть вперед и, смотря на кончик пальцев, поднимать их и опускать;

  6. Держа указательный палец правой руки перед собой, проводить руки слева направо.

Упражнение «Восьмёрка обеспечивает профилактику нарушений зрения и нервно-психического утомления, повышает стрессоустойчивость и тонус всех систем организма.

Бабочка на конце палочки исполняет роль зрительного тренажера.


Часто провожу упражнения по методике Аветисова Э.С. для увеличения поля зрения, расслабления глазных мышц, расширения и полноты зрения, укрепления глазных мышц.

Комплекс №1.

  1. Сомкнуть веки на 3-5 сек, затем открыть на 3-5 сек;

  2. Быстрое моргание 10-15 сек;

  3. Сомкнуть веки и указательными пальцами массировать круговыми движениями 1 минуту;

  4. Сомкнуть веки и тремя пальцами слегка надавливать на глазные яблоки 1-3 сек.


Комплекс №2.

  1. Медленно переводить взгляд с пола на потолок, не меняя положения головы;

  2. Медленно переводить взгляд вправо-влево и обратно;

  3. Медленно переводить взгляд вправо-вверх, влево-вниз и обратно, потом по другой диагонали;

  4. Делайте круговые движения глазами в одном направлении, затем в другом.

С целью нормализации аккомодационной способности цилиарной мышцы, изменяющей кривизну хрусталика, для индивидуальной работы на уроках или в свободное время рекомендую выполнять упражнения с меткой на стекле (Э. С. Аветисов). На оконном стекле на уровне глаз ребенка прикрепляется круглая метка диаметром 3-5 мм. Ребенок становится у окна на расстоянии 30-35 см от оконного стекла. Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, он намечает какой-либо предмет для фиксации, затем поочередно переводит взгляд то на метку на стекле, то на этот предмет. Упражнение проводится два раза в день в течение 15-20 дней.

Для повышения эффективности учебно-познавательного процесса использую сенсорно-координаторные тренажи, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов. Методика выполняется следующим образом: в четырех верхних углах размещаю образно-сюжетные изображения. Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных, цифры и т.д.. Все вместе картины составляют единый сюжет. Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.

Дети, находясь в свободном стоянии, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты. Дети младшего возраста с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.

Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация. Дети становятся зоркими, внимательными, и про них уже не скажешь, что они не видят дальше своего носа

С этой же целью провожу следующие упражнения: «Что изменилось?», «Что лишнее?» и т.д.

Для тренировки зрительной памяти и воображения использую такой прием: Игра «Пейзаж». Выполняя следующие упражнения можно кое-что узнать о кратковременной зрительной памяти и одновременно развить ее.


Упражнение №1.

  1. Спокойно, вдумчиво смотрите на фотографию.

  2. Закройте глаза и воспроизведите картину внутренним зрением. Призвав на помощь фантазию, раскрасьте картину, как будто перед вами страница из детской книжки-раскраски.

  3. Откройте глаза и еще раз посмотрите на фотографию. Сколько планов и цветов вам удалось запомнить и воспроизвести?

Упражнение №2.

  1. Спокойно и сосредоточено смотрите на фотографию.

  2. Закройте глаза.

  3. Мысленно перенеситесь внутрь картины, станьте частью изображенного пейзажа.

  4. Постарайтесь почувствовать звуки и запахи. Вы находитесь внутри картины, совершая прогулку по изо­браженному на ней уголку природы.

  5. Представьте себе пейзажи, ранее скрытые рамками изображения, выйдите за эти рамки и продолжайте прогулку.

  6. Найдите в этой воображаемой местности особенно приятный вам уголок, задержитесь там и отдохните.

  7. Теперь вернитесь в окружающий вас реальный мир. Откройте глаза и потянитесь, как будто видели сон и только что проснулись. Еще раз посмотрите на фотографию и постарайтесь определить, как именно допол­нила ее ваша фантазия.

Простейший способ отдыха для глаз - закрыть их на более или менее длительный отрезок времени и мысленно представить что-нибудь приятное. Я считаю, что этот метод - средство первой помощи, и к нему надо прибегать в первую очередь.

Отдых еще более эффективен, если закрытые глаза прикрыть ладонями рук, расслабиться – упражнение «Пальминг» по методике У.Г.Бейтса.

Перед выполнением упражнения нужно обязательно разогреть ладони, чтобы усилить приток энергии к ним. Выпрямить пальцы одной руки и положить ладонь на лицо. Положить другую руку на первую так, чтобы мизинец другой руки лежал поперек основания четырех раскрытых пальцев первой руки (руки при этом образуют нечто похожее на перевернутую букву V). Место пересечения оснований мизинцев образует как бы переносицу очков и должно располагаться над орбитами глаз.

Во время пальминга глаза закрыты. Делать упражнение лучше недолго (можно даже в течение 10 сек. или более), но часто.

Моим учащимся очень нравится упражнение «Нитка жемчуга» по системе Цигун. «Нитку жемчуга» можно смастерить самим. На тонкий шнурок длиной около метра на расстоянии 10-15 см следует нанизать разноцветные бусинки. Один конец нужно прикрепить к чему-нибудь на уровне глаз.

Конец шнурка взять точно перед кончиком носа и смотреть на ближайшую бусинку обеими глазами так, что должно по­казаться, что шнурок возле бусинки перекрещивается и раздваивается.

Если это сразу не получается, нужно несколько раз «провести» взгля­дом вперёд-назад по шнурку и снова посмотреть точно на бу­синку, пока шнурок там не скрестится.

Если направить взгляд на самую удалённую бусинку, то шнур и все другие бусинки двоят­ся в глазах.

Современный ученик, который много занимается, подолгу сидит у телевизора и компьютера, обязан думать о своем здоровье и должен знать и уметь выполнять упражнения для снятия зрительной утомляемости. Полезно выполнять следующие упражнения по 3-4 раза каждое:

  1. 30 секунд быстро поморгать, 30 секунд посмотреть прямо перед собой.

  2. Закрыть глаза и повращать глазными яблоками по кругу.

  3. Водить глазами вправо-влево, как маятник.

  4. Сильно зажмурить глаза и резко открыть. Делать примерно 10-15 раз. Пару минут отдохнуть и повторить упражнение еще 2 раза.

  5. Закрыть глаза и кончиками пальцев слегка постукивать по векам, делая круговые движения по часовой стрелке и обратно.


Использование таких упражнений систематически поможет снять утомление с глаз, развивать глазные мышцы и предотвращать близорукость, т.е. сохранит их полноценные функции на буду­щее.

Хочется пожелать тем, кто начнет применять эти технологии:

«Опыт ценнее любых учителей. Не переживайте, если у вас что-то не получится, не опускайте руки, попробуйте еще раз, и вы добьётесь успеха».

Литература:

  1. В.Ф.Базарный «Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде», Сергиев Посад, 1995.

  2. Э.С.Аветисов. "Предупреждение близорукости у детей" М. Медицина, М.1966.

  3. У.Г.Бейтс «Улучшение зрения без очков», М. Медицина, 1990.

Используемые сайты:

http://wikikurgan.orbitel.ru

http://www.zrenimed.com

http://urf.podelise.ru

http://nashi-glaza.ru

http://vdolgoletie.ru

http://www.honki.ru