Создание условий для успешной работы с одаренными и высокомотивированными детьми в системе дополнительного образования
Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению проблемы создания условий для успешной работы с одаренными и высокомотивированными детьми в системе дополнительного образования. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. Данная проблема имеет многогранный характер.
Ключевые слова: одарённый ребенок, талантливые дети, высокомотивированные дети.
В настоящее время для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
Рассмотрим опыт решения данных задач на примере муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр».
Деятельность МАУ ДО ДЮЦ по данному направлению ведется в соответствии с проектом «Одарённые дети». Работа с одаренными детьми отражена в дополнительных образовательных программах естественнонаучного и художественно-эстетического направления.
Основная цель проекта: создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
1.Обучающиеся занимающиеся в научном обществе «Я исследователь» приняли участие и стали победителями и призёрами в конкурсах:
международный фестиваль детского кино и телевидения г.Франция (гран при);
Инженерно-конструкторская школа «Лифт в будущее» (диплом I степени);
Всероссийский медиафестиваль-тренинг «Детям дали камеру» (диплом I степени);
Выставка НТТМ;
муниципальный и региональный этап всероссийской олимпиады школьников.
2. Создан сборник творческих работ победителей конкурсов (юных исследователей)
3.Разработаны методические рекомендации для обучающихся по выполнению проектных и исследовательских работ;
4.Методические рекомендации педагогам по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
В рамках работы с одаренными детьми реализуются достаточно успешно следующие подпроекты:
«Обеспечение подготовки выпускников школы, владеющих стержневой содержательной линией физического образования – методами научного познания».
Обучающиеся под руководством заслуженного учителя Российской Федерации В.Н. Николаева, стали победителями следующих конкурсов:
всероссийском конкурсе региональных школьных проектов «Система приоритетов»;
российской научно-социальной программе «Шаг в будущее»;
всероссийском фестивале наук «Ученые будущего»;
выставке «НТТМ» - грант в размере 30 000 руб.
конкурсе инновационных проектов «Лучший инновационный проект в сфере энергосбережения, альтернативных источников энергии и жилищно-коммунального комплекса конкурса инновационных проектов Ямало-Ненецкого автономного округа - грант в размере 30 000 руб.
Работа с одаренными детьми ведется по проекту «Школа финансово-правовой и финансово-экономической грамотности».
Данный проект ориентирован на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка.
Обучающиеся под руководством педагога А.В. Масюк являются многократными победителями и призерами муниципального и регионального этапа олимпиады школьников по экономике.
Дважды призерами Всероссийского молодежного экономического чемпионата.
Победителями и призерами окружной научно-исследовательской конференции учащихся и студентов «Ступень в будущее».
Победителями и призерами интенсивной школы финансово-правовой грамотности.
В рамках реализации проекта «УМка» с одаренными детьми дошкольного возраста реализуется еще одна программа «СИРС» (система интенсивного развития способностей).
Данная программа, направлена на развитие памяти, мышления и пространственных представлений, способности к анализу, обобщению, аналогиям, что способствует росту возможностей интеллекта, самореализации, более интенсивному развитию творческих способностей личности.
Творчески талантливые дети принимают участие еще в инновационном проекте «Азбука Арктики» (руководитель проекта «Угинова О.С.).
Проект «Азбука Арктики» принял участие в фестивале проектов и практик этнокультурного образования «ЭтноАрктФест» в рамках Арктического форума. В номинации «Этнокультурный образовательный бренд территории» проект «Азбука Арктики» занял I место.
Детский анимационный сериал «Азбука Арктики», являясь одной из форм проектной деятельности в рамках реализации образовательной программы по мультипликационной педагогике, не только способом получения новых знаний, умений и навыков, связанных с созданием анимационного фильма, но и расширяет горизонты познаний обучающихся о родном крае.
Итогом работы с одаренными обучающимися является положительная динамика участия в конкурсах различных уровней.
Таблица 1.
Результаты участия одарённых детей в конкурсах
Уровень | 2018-2019 уч. год |
участники | призёры, победители |
Международный | 8 | 1 |
Всероссийский | 5 | 4 |
Окружной (Региональный) | 1 | 1 |
Муниципальный | 40 | 39 |
Итого: | 55 | 45 |
Для работы с одаренными обучающимися имеется высокопрофессиональный педагогический коллектив. Закуплено необходимое программное обеспечение (наборы для экспериментирования и научно-исследовательской деятельности по физике, биологии и химии). Созданные условий позволяют не только обучающимся, но и педагогам участвовать в различных профессиональных конкурсах.
Так, конкурс Национальной премии «Элита Российского образования» в номинации «Лучшее программное обеспечение для образовательного процесса» награжден Золотой медалью.
Проект «Одаренные дети» принял участие в Международном конкурсе педагогических проектов «Золотой пеликан» и получил диплом III степени.
В заключение необходимо заметить, что работа с одарёнными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного характера, хороших, постоянно обновляемых знаний, а также тесного сотрудничества с родителями одарённых детей.
Для успешной работы с одаренными и высокомотивированными детьми необходимо:
издание необходимых методических материалов,
доведение информации о новшестве до потенциальных потребителей,
создание учебных программ для подготовки педагогов дополнительного образования,
оказание консультативной помощи образовательным организациям посредством научно-педагогических конференций, педагогических чтений, творческих отчетов отдельных педагогов или методических объединений, проблемных семинаров и практикумов по вопросам технологии работы с одарёнными обучающимися,
привлечение родителей к организации и проведению занятий в рамках внеурочной деятельности на добровольных началах («Умелые ручки», «Юный шахматист» и др.)
Мы считаем, актуализация вышеперечисленных направлений позволит решить задачи развития одарённых детей и реализовать их потенциальные возможности.