СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Специфика домашнего обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) дисциплинам научно-естественного цикла"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья будет полезна учителям физики и химии, работающими с детьми с НОДА (вариант 6.2), находящимися на домашнем обучении.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Специфика домашнего обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) дисциплинам научно-естественного цикла"»

Специфика домашнего обучения детей

с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)

дисциплинам научно-естественного цикла


Для эффективного преподавания дисциплин научно-естественного цикла в средних и старших классах учитель должен знать специфические особенности детей с НОДА, учитывать рекомендации педагога-психолога, врачей, родителей. Обучение должно быть максимально индивидуализировано.

Категория детей с НОДА – неоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся с НОДА (по варианту 6.2.) - дети с НОДА различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.

Особые образовательные потребности детей с НОДА задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования.

Потребности, свойственные обучающимся с НОДА:

  • непрерывность коррекционно-развивающего процесса;

  • введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;

  • использование специальных методов, приёмов и средств обучения;

  • индивидуализация обучения;

  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды.

У детей с НОДА отмечается дефицит внимания, быстрая утомляемость. Им требуется дополнительная стимуляция, смена видов деятельности. Внимание избирательное. Дети выделяют второстепенные детали, не замечая главного, например, при работе с текстом затрудняются определить основную мысль. Память от нормальной до ослабленной, преобладает механическая. При утомлении дети перестают запоминать информацию. В целом – малый объем памяти. Мышление от относительно нормативного до нелинейного, хаотичного. Это связано с пространственно-ориентационной патологией, также может быть смешение временных ориентиров. В результате возникают логические нарушения. Ученик не выстраивает стройную логическую нить. Таким образом, требуется развитие наглядно-образного и абстрактно-логического мышления. Восприятие ориентировано на визуальные объекты, может быть избирательным, не охватывающим целого. При работе с таблицами, схемами на начальных этапах требуется направляющая помощь учителя.

У многих детей отмечаются нарушения артикуляционной моторики. Часто отмечаются разнообразные нарушения звукопроизношения. Темп, ритм речи чаще всего замедлен. Монологическая речь требует помощи в продуцировании, предоставления алгоритмов в построении высказывания.

Коммуникативные навыки. Не всегда наличие мотивации способствует вступлению в коммуникацию, это объясняется психологическими особенностями детей с НОДА: инфантилизм, гиперопека со стороны родителей, вступающих в коммуникацию вместо детей. Физические дефекты вызывают комплексы, это мешает контакту. Отмечается несформированность коммуникативных навыков в силу системных речевых нарушений. Образовательные потребности в речевом развитии: проведение артикуляционной гимнастики, особые формы урока, способствующие развитию коммуникативных навыков. Организация публичных выступлений, где дети могут формировать навыки правильной, интонационно выдержанной речи.

Имеющиеся пространственные нарушения сказываются на моторике, которая может характеризоваться тремором, атаксией, дистонией, гиперкинезами.

Эмоционально-волевая сфера имеет характерные нарушения. Не все дети могут настраивать и контролировать себя в учебной деятельности. Эмоции невыровнены. Иногда отсутствует критичность.


Условия образовательного процесса:

  1. Непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы.

  2. Пролонгирование учебных программ.

  3. Использование специальных средств: тетрадей с увеличенной клеткой, утяжеленных ручек, персонального компьютера, накладок на клавиатуру.

  4. Обязательно соблюдение динамических пауз на уроке.

  5. Осуществление индивидуального подхода.

  6. Реализация здоровьесберегающего подхода в обучении: положительный настрой на урок, частая смена деятельности на уроке, использование наглядного материала, игровые методы.

  7. Использование алгоритмов, опорных конспектов.


Большинство детей с НОДА испытывают трудности при письме. Поэтому для рационального использования времени урока при изучении дисциплин естественно-научного цикла рекомендуется сокращать объем письменных работ, переносить выполнение части задания в устную работу. Для объяснения материала можно использовать диалог с обучающимся, эвристическую беседу. Это вовлекает ребенка в учебный процесс, обучает живому общению. Учителю при объяснении материала лучше использовать опорные конспекты, алгоритмы, карты знаний. Ученик записей в тетради почти не делает. Но после урока может сам составить конспект по методической разработке, инструкции учителя.

Устный опрос можно использовать при проверке домашнего задания.

Во-первых, это дает возможность учителю синхронно реагировать на ответы, устранять пробелы в программном материале, осуществлять проработку сложных тем.

Во-вторых, ученик учится отстаивать свою точку зрения, аргументировать свой ответ, развивать речь, память.


У большинства учащихся с НОДА нарушено абстрактно-логическое мышление, а учебный материал естественно-научных дисциплин содержит много абстрактных понятий. Поэтому при изучении данных дисциплин особенно важно использовать наглядность. Большая роль отводится демонстрационному эксперименту, лабораторным и практическим работам. Небольшое оборудование учитель может принести. Как быть, если приборов много, или они объемные, тяжелые? Выручают интернет-ресурсы.

Видеоуроки. Фрагменты можно включать при объяснении материала, при подготовке домашнего задания, для повторения и закрепления учебного материала.

Виртуальные лабораторные работы. Мой опыт показывает, что ребята с удовольствием и интересом их выполняют.

Компьютерные симуляции, компьютерные модели легко вписываются в урок и позволяют лучше усваивать материал.

Программа физики и химии предусматривают обязательное решение задач. Логическая цепь рассуждений сложна для учащихся из-за недостаточной сформированности абстрактно-логического мышления. Необходимо подбирать такие задачи, чтобы их уровень сложности соответствовал возможностям ребенка. В противном случае дети быстро утомляются и теряют интерес. Если ученику сложно записывать решение задачи в тетради, на компьютере, то можно использовать «пазлы» - карточки, на которых написаны физические величины, единицы измерения, числовые значения, математические действия. Ученик выбирает данные этой задачи, собирает формулы, составляет решение.


В связи с высокой степенью истощаемости внимания рекомендуется несколько раз в течение урока менять виды деятельности (чередование устной и письменной работы, опрос, презентации, работы с наглядным материалом, на компьютере и т. д.).

Учитывая нарушение памяти у детей с НОДА, целесообразно применять на различных этапах урока многократное повторение изучаемых понятий.


Из-за медленного усвоения информации при выполнении заданий, связанных с наблюдением, на понимание сущности явления необходимо использовать алгоритмы выполнения заданий, четкие последовательные инструкции.

Для лучшего понимания учебного материала можно использовать метод синектики - метод сравнений и аналогий. Незнакомое превратить в знакомое, и наоборот.

Для поддержания и развития творческого потенциала учащихся в качестве домашнего задания можно предложить составление синквейна. Синквейн — прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Написание синквейна требует умения находить в тексте наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Синквейн – пятистишье.

Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным.

Вторая – описание темы в двух словах, как правило, прилагательными.

Третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

Пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.

Синквейн – резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.


Одна из главных проблем домашнего обучения - нарушение связи с окружающим миром, ограничение мобильности, отсутствие коллектива. Для того чтобы научить ребенка выступать на публике, можно применять следующие способы социализации:

  1. Дистанционное подключение ученика к уроку со своим классом.

  2. Дистанционное подключение ученика во внеурочное время на научно-практические конференции для защиты проекта.

  3. Дистанционное участие ребенка в олимпиадах, конкурсах, викторинах, внеклассных мероприятиях.


Задача учителя - следуя принципам социально-адаптирующей и коррекционно-компенсирующей направленности, создать для ученика комфортные условия домашнего обучения для эффективной реализации учебного процесса.