СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: «Специфика работы над произведениями крупной формы в классе флейты в учреждениях дополнительного образования детей»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая работа

Просмотр содержимого документа
«Статья: «Специфика работы над произведениями крупной формы в классе флейты в учреждениях дополнительного образования детей»»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Губкинская детская школа искусств им. Г. В. Свиридова»


















Статья: «Специфика работы над произведениями крупной формы в классе флейты в учреждениях дополнительного образования детей»














Выполнила:

преподаватель по классу флейты

Коробка А. В.






Губкинский 2023


«Специфика работы над произведениями крупной формы в классе флейты в учреждениях дополнительного образования детей»


Важнейшим фактором успешного обучения и воспитания устойчивого интереса учащихся к музыке является подбор учебно-педагогического репертуара. Репертуар – это целый комплекс музыкальных произведений, который служит инструментом профессионального развития ученика. Репертуар исполнителя-флейтиста ДМШ и ДШИ можно поделить на 3 разновидности: учебный (связанный непосредственно с учебным процессом и решением учебных задач), концертный (репертуар публичных выступлений) и педагогический. Значение музыкально-педагогического репертуара трудно переоценить. Многие известные педагоги и выдающиеся исполнители обозначают роль репертуара в музыкальной педагогике как определяющую и основополагающую. Музыкально-педагогический репертуар – это наиболее ёмкое, целостное и многогранное понятие. Он способствует, в широком понимании – воспитанию общей музыкальной культуры, художественного вкуса, развитию кругозора; в техническом плане – развитию всего комплекса исполнительских умений и навыков игры на инструменте, овладению его выразительными возможностями, спецификой звукоизвлечения и звукообразования, развитию эмоционально-образной сферы, мышления и воображения, музыкально творческих способностей; формированию мотивационной сферы личности; приобщению к лучшим образцам мирового музыкального искусства.

При выборе репертуара рекомендуется руководствоваться критериями, предложенными Д.Б. Кабалевским. Произведение «…должно быть художественным и увлекательным…, оно должно быть педагогически целесообразным (то есть учить чему-то нужному и полезному) и должно выполнять определённую воспитательную роль» (35, с.16).

Выбор произведений должен основываться как на индивидуальных особенностях учащегося, так и на многообразии музыкальной литературы. По мнению Л.А. Баренбойма, «…в исполнительском искусстве творческую фантазию сможет проявить тот, кто обладает большим музыкальным опытом, больше знает разнохарактерной музыки, разучил большее количество музыкальных произведений» (8, с.150).

Сочинения крупной формы, входящие в учебно-педагогический репертуар, имеют большее, по сравнению с другими произведениями, разнообразие содержания, большие масштабы развития музыкального материала. В связи с этим их исполнение требует от ученика умения мысленно охватывать значительные построения и, при соблюдении единства целого, выявлять характерные особенности отдельных образов и тем. Произведение крупной формы также требует навыков переключения с одной художественной задачи на другую, выдержки, большого объёма памяти и внимания.

Видное место среди произведений крупной формы в педагогическом репертуаре флейтиста в учреждениях дополнительного образования детей занимают сонаты. Соната (итал. sonata, от sonare – звучать) – один из основных жанров сольной и камерно-ансамблевой инструментальной музыки. Классическая соната, как правило, многочастное произведение с быстрыми крайними частями (первая – в сонатной форме) и медленной средней; иногда в цикл включается также менуэт или скерцо. Конечно, не все сонаты, изучаемые в ДМШ, ДШИ соответствуют классической форме сонатного аллегро. Кроме классических сонат, которые сформировались в творчестве Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, в учебно-педагогическом репертуаре встречаются сонаты, написанные в старинной сонатной форме.

Старинная сонатная форма – это форма, основанная на тональном различии главной партии и побочно-заключительной группы в экспозиции и транспозиции побочно-заключительной группы в главную тональность в репризе.

От классической сонатной формы она отличается меньшей интенсивностью развития и структурной невыработанностью партий. Как правило, побочный раздел не имеет своей выраженной темы и противопоставляется главному только тонально. Кроме того, разработка не выделена в самостоятельный раздел и не играет определяющей роли для формы. Нет драматургических контрастов и конфликтного противопоставления образов. Это доказывает, что связь старинной сонатной формы с классической только структурная.

Для учащихся изучение сонаты – это трудно, длинно и часто не понятно. Важным моментом в работе над произведением крупной формы является участие педагога. Это касается не только показа на инструменте. Педагогу необходимо заинтересовать учащегося, рассказать, в какое время было написано произведение, кто писал музыку до этого времени, рассказать о композиторе и его современниках. Большую роль в работе играет тщательный анализ нотного текста, его построение, тональный план, глубокая тематическая проработка. Изучение основной идеи выстраивания сонатной формы: противопоставление контрастности двух тем – главной и побочной, их преобразование и развитие. Работа над единой внутренней пульсацией, умением длинно мыслить, переключаться с одного образа на другой, с одной фактуры на другую. Владение динамикой – яркое «tutti» и «subito piano». Извлечение точной интонации, свободы и певучести качественного звука.

В средних классах в учебно-педагогический репертуар включаются сонаты: Дж. Лойе Соната №3 2 часть, Г. Телемана Соната F-dur 1 часть, А. Вивальди Соната g-moll 1, 2 часть, Й. Кванца Сонара D-dur 1, 2 часть и другие. В старших классах: И.-С. Баха Соната C-dur 1, 2 часть, Я. Ваньхаля Соната №2 1 часть, Л. Винчи Адажио и Аллегро из Сонаты D-dur, И. Кванца Ариозо и Престо из Сонаты D-dur и другие.

С выпускниками при работе с жанром сонаты обязателен разговор о стилистике исполнения классической сонаты, об интерпретации сонат разных авторов.

Приобщение учащихся к исполнению произведений крупной формы неразрывно связано с творчеством одного из ярких немецких музыкантов своего времени – Г.Ф. Телеманом (1681-1767).

Г.Ф. Телеман сумел в своём творчестве переплести черты барокко и так называемого галантного стиля с его ясностью, приятностью, трогательностью. Наиболее популярной областью его творчества является камерно-инструментальная музыка. Им написаны 36 сольных фантазий для флейты, скрипки, виолы да гамба (по 12 фантазий для каждого инструмента), дуэты (в том числе 6 сонат для двух флейт или скрипок, 6 канонических сонат для флейтового или скрипичного дуэта, «Круговой канон» для двух флейт), около 100 сонат для скрипки и для флейты с цифрованным басом, более 50 квартетов и квинтетов, три цикла «Застольной музыки» («Tafelmusik»), свыше 100 трио-сонат. В наше время сочинения композитора постепенно осваиваются флейтистами-учащимися ДМШ, ДШИ и широко используются в исполнительской и педагогической практике.

Одна из сонат учебно-педагогического репертуара, написанных Г.Ф. Телеманом – Соната F-dur TWV 41: F2 для флейты.

Соната состоит из трёх частей: 1 часть – Vivace, 2 часть – Largo, 3 часть – Allegro.  Мелодическая линия сонаты предстаёт перед нами в первозданном виде. Можно предположить, что композитор использовал в основе главных тем подлинные народные темы песенно-танцевального характера (преимущественно немецкие и польские), развивая их в рамках устоявшихся форм. Особенно привлекает в них ритмическое разнообразие и острота: метрические опоры на звуках мелкой длительности, пунктирный ритм, группировки с шестнадцатыми длительностями. Мелодическая линия сонаты имеет симметричность структуры, с делением на отдельные фразы и мотивы.

1 часть – Vivace – написана в старинной сонатной форме гомофонного склада (предклассическая сонатная форма). Здесь чётче выражены функции разделов, тематизм ясно определён, формируется разработочное развитие. При этом форма двухчастна и основана на сопоставлении 2-х сходных тем.

Первый раздел начинается с проведения Главной партии (1-4 такт):

Г. п.

Она написана в основной тональности (F-dur) – оживлённая, танцевальная, что очень характерно для мелодий Г. Телемана. Исполнение темы требует от исполнителя-флейтиста владения виртуозной техникой. Темп надо брать с таким расчётом, чтобы получался чётко и устойчиво, без торопливости, чтобы весь ритмический рисунок был выполнен от первой до последней ноты. Преобладающие в произведении штрихи Legato и Detasche больше приближенному к штриху Staccato (исполняемое двойным языком при игре шестнадцатых длительностей) требует обязательного выполнения дополнительных упражнений, направленных на развитие техники двойного языка у учащегося; на развитие синхронной работы пальцев,с действием языка и дыхания; на развитие техники исполнительской беглости и осуществления правильной координации движений пальцев. Острое стаккато требует от учащегося особого внимания и концентрации, звук должен быть ясным, чётким и внятным, а язык активным и острым. Текст необходимо учить в медленном темпе, озвучивая все регистры, для этого необходимо играть в правильной позиции, на нотах первой октавы не зажимать губы, а струя воздуха должна быть направлена вниз.

Рекомендуется также исполнение гамм в прямом движении; игра арпеджио, этюдов также развивает последовательные и комбинационные движения пальцев. Во время практической работы над мелодией следует включить следующие задачи: ритмичное исполнение, ровное звучание различных регистров, точное интонирование, применение штрихов легато и стаккато, рациональное использование аппликатуры, выразительное исполнение. Причём повторяющиеся штрихи должны быть абсолютно идентичны предыдущим. Одно из упражнений, рекомендуемых для выполнения штриха Detache – «Рисуем волны» (переход от одной ноты к другой в удобном регистре «фа-ми», «соль-фа»-сначала detache, затем legato, сохраняя опорный выдох).

Темы первой части структурно незамкнуты. Главная партия, плавно переходящая в модулирующую из основной в доминантовую тональность Связующую партию (5-7 такты), сопоставляется со слитной побочно-заключительной партией:

Св. п.

Второй образ (8-14 такты) продолжает развивать тематику танцевального характера, но противопоставляется главной теме тонально. Яркий драматургический контраст и конфликтное противопоставление главных образов всё-таки отсутствует. Работа над ритмом, темпом и штрихами продолжается с использованием упражнений, озвученных ранее.

В процессе развития Побочная партия обогащается художественными средствами музыкальной выразительности, одним из которых является, присущее музыки Г. Телемана, секвентное развитие:

П. п.

В конце первого раздела, как и положено для старосонатной формы, чётко выраженная доминантовая зона (C-dur). Особое внимание учащегося следует обратить на исполнение украшений в главной и заключительной партиях (4, 14 такты). Дополнительное исполнение упражнения, способствующего развитию трельной техники, воспитывает навыки исполнения цепи из трелей, построенное на материале восходящей или нисходящей гаммаобразной последовательности, а также по тонам трезвучий.

Второй раздел разработочно-репризный (15 такт), подобный разработке, начинается с интонационного развития главной партии в параллельной тональности (d-moll). Минорный лад придаёт главной теме мягкость, тепло, небольшую долю лиризма. Заканчивается часть проведением побочно-заключительного раздела, как и положено, в основной тональности – тональности F-dur:

Независимо от регистра и диапазона, каждая нота должна звучать одинаково легко, без акцентов, хорошо прослушиваясь. Во время игры более долгих длительностей в нижнем регистре (до-диез второй октавы) положение губ должно быть, как при пении гласной «У», в среднем (ре второй октавы – до третьей) – как при пении «А», а в верхнем (от ре третьей октавы и выше) – как при пении «И».

При игре в нижнем регистре необходимо придать звуку яркость верхнего регистра, при игре в верхнем – мягкость и теплоту нижнего. Думая о

художественной стороне исполняемого произведения, учащийся одновременно должен постоянно заботиться о процессе воссоздания звука, который возникает в его воображении прежде, чем тот начнёт свою игру. Звучание одинаковой повторяющейся фразы подчёркивается контрастным изменением динамики. Все пассажи исполняются энергично. Группировки шестнадцатых нот должны быть слышны и стремительно двигаться к ноте Фа, как апофеозу всего произведения. Заключительный аккорд необходимо исполнить ярко, звонко и на f.

При выборе произведения крупной формы педагог должен учитывать индивидуальные особенности и возможности учащегося. Поэтому целесообразней на первом этапе знакомства с жанром сонаты, то есть произведением крупной формы, начинать работу с сонат или сонатин старосонатной формы. Благодаря их маломасштабности, простоты содержания и упрощённости техники исполнения, несмотря на отсутствие яркой контрастности главных образов (основных тем), сонаты подобного содержания уже знакомят учащихся с особенностями музыкального языка произведений крупных форм, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость исполнения.

Осваивать произведение нужно постепенно, пробуждая на каждом этапе работы мысль, художественную инициативу, фантазию флейтиста. Поставленные задачи должны быть посильными творчески и технически. Умение педагога на каждом этапе находить новые средства для раскрытия художественного замысла произведения поможет учащемуся услышать музыку, сохранить свежесть её восприятия. И только грамотная работа над произведением крупной формы приведёт к освоению музыкального материала, полному пониманию композиторского замысла и воплощению его на сцене.





























Источники

1. Вишнепольский, А.И. Труба- ступени совершенства. Киев, 1982.

-235 с.;

2. Вопросы музыкальной формы, вып. 2, М., 1972, - 98 с.;

3. Гинзбург, Г.Р. Статьи. Воспоминания. Материалы. Издательство: М.: Советский композитор, 1984 г., - 288 с.;

4. Иванов, В.Д. Словарь музыканта-духовика. Москва: Музыка,

2007, - 128 с.;

5. Кюрегян, Т. Форма в музыке XVII—XX веков. М., 1998.- 343с.;

6. Мильштейн, Я.И. Вопросы теории истории исполнительства.

М.: Советский композитор, 1983. – 266 с.;

7. Платонов, Н. Методика обучения игре на флейте / Н. Платонов //

Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1966. - Вып.2.- 11-68 с.;

8. Шарова Е.Ю. Музыкально-педагогический репертуар-основа воспитания юного музыканта [Электронные ресурс] URL:https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-

iskusstvo/library/2019/12/11/muzykalno-pedagogicheskiy-repertuarosnova, (дата обращения: 08.04.2021)