СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Способы формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию представлена статья на тему: "Способы формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка". В статье подробно рассматривается приём графические ассоциации.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Способы формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка"»

Шемелькова Ксения Олеговна,

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1

им. М. Горького», студент 3 курса

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Руководитель: преподаватель, Осипова М.С.


СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА



Аннотация: В статье рассмотрены принципы формирования орфографической зоркости у младших школьников. Орфографические проблемы и пути их решения с помощью приёма «Графические ассоциации». Процесс вырабатывания грамотного письма у обучающихся начальной ступени спроецирован на формирование у них орфографической зоркости как ключевого умения. Трактуемая как способность обнаруживать орфограммы, орфографическая зоркость видится первейшим этапом обучения правописанию, а неумение выделять орфограммы при письме – одной из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. В связи с этим вопрос формирования орфографической зоркости не утратил актуальности и современных условиях обучения.

Ключевые слова: орфографическая зоркость, орфограмма, грамотность, прием «Графические ассоциации».


На современном этапе развития образования в Российской Федерации одной из главнейших задач обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической зоркости. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. На это указывают такие официальные документы, как ФГОС НОО, закон «Об образовании в Российской Федерации», примерная основная образовательная программа начального общего образования и др.

Проблема формирования орфографической зоркости учащихся начальных классов приобретает особую актуальность, поскольку обществу необходима функционально грамотная личность, способная адаптироваться к жизненным условиям и требованиям, рационально влияя на неё. От того, насколько успешно будет сформирована орфографическая зоркость второклассника, зависит дальнейшее обучение в школе, его орфографическая и речевая грамотность, способность осваивать язык в письменной форме и его коммуникативная компетентность.

Орфографическая грамотность – составная часть общей языковой культуры человека, по которой обычно сразу определяют уровень его образованности [1, с. 147].

Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописания у младших школьников, рассматриваемый в трудах таких великих педагогов как, К.Д. Ушинского, Н.А. Корфа, Д.И. Тихомирова, В. А. Флерова, а также в исследованиях методистов и психологов М.В. Ушакова, Н.С. Рождественского, Д.Н. Богоявленского, Т.Г. Рамзаевой и др.

В работах психологов, и в исследованиях педагогов доказано, что обучение орфографии напрямую зависит от того, насколько у детей развита способность обнаруживать орфограммы – орфографическая зоркость[4. с. 176].

Анализ учебников по русскому языку авторов – Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина в системе «Перспектива» 2 класса показал, что большая часть упражнений по орфографии обучает младших школьников проверке пропущенных или выделенных орфограмм, тогда как главное умение – обнаружить орфограмму – это путь к формированию орфографической зоркости и грамотности. Умение обнаружить орфограмму основывается на том, что младший школьник должен запомнить опознавательные признаки, которые будут предупреждать о сомнительном написании. По мнению Д.Н. Богоявленского: «…одной из причин низкой орфографической зоркости является несформированная орфографическая память…».[2, с. 308]

Для эффективной деятельности по развитию орфографической зоркости методисты – А. Погодина, В. Агафонов предлагают использовать один из действенных приёмов – графические ассоциации. Данный приём работает на все виды анализаторов обучающегося и помогает лучше усваивать правописание орфограммы.[3, с. 334]

На практике обучения в начальных классах известно, что недостаточно прочно сформированная орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточного высокого уровня, согласно данным, представленным в анализе результатов Всероссийских проверочных работ, проводимых в 4 классах (2022-2023 учебный год): при написании диктанта 28,4% не допустили ни одной грубой орфографической ошибки, 36% допустили одну – две орфографические ошибки, 20 % – три –четыре орфографические ошибки, около 26 % – пять или более орфографических ошибок.[6]

Поскольку результаты итоговых контрольных работ свидетельствуют о недостаточном уровне орфографической грамотности и зоркости, следовательно, существует проблема, суть которой заключается в отборе эффективных приёмов по целенаправленной работе при формировании орфографической зоркости и грамотности. Неэффективное решение этой проблемы объясняется наличием противоречия между необходимостью формирования орфографической зоркости у младших школьников и недостаточностью эффективных приемов и упражнений, направленных на достижение данного результата.

По мере развития сферы образования исследователи обнаружили, что люди лучше усваивают информацию с помощью рисования. Такое обучения оказывает влияние на разные виды мышления, памяти и оказывает положительное влияние на формирование эстетических качеств у обучающихся. «Графические ассоциации» является инновационным способом развития орфографической зоркости. Данный способ нетрадиционного рисования способствует формированию уровня орфографической зоркости. «Графические ассоциации» устанавливают графическую связь между словом и образом. Именно поэтому «Графические ассоциации» является наиболее эффективным способом для формирования орфографической зоркости, так как развивает познавательные процессы: память, мышление [5, с. 218].

Для запоминания «трудных» слов не следует «жалеть» на уроке нескольких минут для того, чтобы обсудить на что похожа данная буква и какие ассоциации вызывает у обучающихся данное слово. Главное не навязывать учащемуся конкретную ассоциацию орфограммы (буквы). Необходимо предоставить свободу выбора обучающемуся как субъекту собственной познавательной деятельности. Например, обучающимся предлагается слово: карандаш. Проанализировав это слово, ребята замечают, что карандаш – словарное слово и пишется с буквой «А» в каждом слоге. Учащиеся ищут ассоциацию букве «А» –это может быть сам карандаш, а именно начало карандаша- графит и часть оправы. Более детально можно рассмотреть на рисунке 1.










Рис.1. «Приём графические ассоциации- карандаш».


Графические ассоциации могут быть очень полезными инструментами для запоминания и организации информации. Данный способ может значительно улучшить у обучающихся способность понимать и запоминать новые данные, а также помочь им лучше структурировать свои мысли.



Библиографический список

1.Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков./М.: Просвещение – 4-е изд.,2016. – 147 с.

2. Богоявленский Д.Н. «Психология усвоения орфографии»./6-е изд., перераб. И доп. // М.: просвещение, 2018. -308 с.

3.Бежанова Н.Л. К вопросу методах работы со словарными словами в современной начальной школе / Н. Л. Бежанова, А. А. Капустина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 334-337. — URL: https://moluch.ru/archive/123/33994/ (дата обращения: 17.11.2023).

4. Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников».Пособие для учителя./2 –е изд., перераб. М.Р. Львов.// М.: Просвещение, 1985.- 176 с.

5. Рождественский Н.С. «Методика грамматики и орфографии в начальных классах». /М.: Владос, 1992. -218 с.

6. Справка по результатам ВПР [Электронный ресурс]//URL:rcoko.sakhalin.gov.ru/(дата обращения: 17.11.2023)






2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!