СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Становление личности педагога"для краевого конкурса "Наставничество - формула успеха"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается суть наставничества и практическая работа молодого педагога по проектированию уроков и влияние культурологического аспекта на развитие устной и письменной речи обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Становление личности педагога"для краевого конкурса "Наставничество - формула успеха"»

Становление личности педагога/ The Development of teacher's identity


Сведения об авторе

Волкова Любовь Дмитриевна/ Volkova Lubov Dmitrievna

Лауреат премии губернатора Алтайского края имени Степана Титова. Ветеран трудаПреподаватель. Филолог./ Laureate of Stepan Titov's Prize for the Governor of Altai Territory. "Veteran of Labor" Teacher. Linguist.

Россия, Алтайский край, 658846 г.Славгород, МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа», ул. Восточная 4/ Russia, Altai Territory, 658846, Slavgorod, "Znamenskaya State school", 4 Vostochnaya street

[email protected]


Становление личности педагога/ The Development of teacher's identity

Аннотация

В данной статье рассматривается суть наставничества и практическая работа молодого педагога по проектированию уроков и влияние культурологического аспекта на развитие устной и письменной речи обучающихся.

Annotation

This artical is about the essence of mentoring and the practical work of a young teacher in designing lessons and the influence of the cultural aspect on the development of oral and written speech of the students.

The Development of teacher's identity.


Ключевые слова

Суть наставничества, молодой педагог, проектирование урока, сложности педагогики, педагогические заповеди, театральное искусство, система ценностей, христианские истины, педагогический дебют.

The key words:

The essence of mentoring, a young teatcer, designing a lesson, the difficulties of pedagogy, the pedagogical commandments, theatrical art, the system of values, Christian truths, the pedagogical debut.


















Если говорить о наставничестве как поддержке молодого специалиста, то нельзя не вспомнить слова А.С. Макаренко о том, что человек, успешно закончивший педагогический вуз и будучи достаточно талантлив, не будет никогда хорошим педагогом, если не будет учиться на опыте старых педагогов. Перед молодым педагогом стоит множество задач, связанных со вступлением в новую должность – учителя. Понятно, что помочь с адаптацией к новым условиям в трудовой деятельности молодого педагога должен помочь коллектив школы. В современном, стремительно меняющемся открытом мире молодой специалист должен в минимально короткие сроки адаптироваться в новых условиях практической деятельности. Когда мне стало известно, что я буду наставником молодого педагога, и хотя в этом уже имела опыт, я обратилась к трудам известных ученых и российских, и зарубежных. По определению современных отечественных исследователей, наставник - это человек, обладающий опытом, готовый делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке взаимного доверия, поднимая дух ученика, делясь с ним своим энтузиазмом, посредством своих действий и своей работы помогая другим людям реализовывать свой потенциал. С.Я. Батышев, выделяя функции наставничества, подчеркивает, что «важной методологической проблемой является определение путей и средств формирования личности учащегося в духе общественных потребностей и идеалов, выявление влияния условий окружающей жизни, выяснение их особого воздействия на личность»

Этот феномен возник в Советском Союзе ещё в 20-х гг. Но, есть указания и на гораздо более древние корни. И это понятно, потому что и в древние времена была передача социального опыта старших поколений младшим. И это тоже было воспитанием. А затем разделение труда и выделение собственно профессиональной подготовки сузило значение наставничества до сферы передачи именно трудового опыта. В книге ведущего английского специалиста по вопросам обучения кадров на производстве Лесли Рая «Развитие навыков эффективного общения» отмечено, что «наставничество является самым важным и успешным методом, способствующим развитию человека. Это планомерная работа по передаче навыков от начального к подчиненному. И ещё один из зарубежных авторов Г.Льюис. Он рассматривает понятие «наставничество» как систему отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому.. Таким образом, наставничество - это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, социально-профессиональных компетенций, подготовки ее к активному участию в трудовой (служебной) деятельности. Вот этот процесс формирования личности мне и предстояло сделать, и для начала нужно определить пути и средства формирования.

Для меня же, как педагога наставника, это и эффективный способ повышения своей квалификации, и выход на инновации, и на более высокий уровень профессиональной компетенции.

В 2014-2015 учебном году к нам, в МБОУ «Знаменская СОШ», пришел молодой специалист, учитель русского языка и литературы Непомнящая Анастасия Юрьевна. Она окончила Славгородский педагогический колледж и поступила в Алтайский государственный университет на филологическое отделение. Был разработан ряд мероприятий для успешной профессиональной адаптации. Когда составляли план работы, я учла, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.

После беседы и анализа анкеты, после посещения уроков выявились проблемы, над которыми и решили поработать в первую очередь. Конечно, у Анастасии Юрьевны вызвало затруднение составление рабочих программ по предметам, которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. В этом случае моя цель, как наставника, проявилась в том, чтобы показать педагогу необходимость тщательного подхода к составлению рабочей программы, потому что это индивидуальный инструмент учителя, определяющий наиболее оптимальные и эффективные для своего класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса, чтобы был результат, соответствующий современным требованиям. С этой целью подробно изучены программы по учебным предметам, УМК, мною были даны рекомендации, также оказана практическая помощь в составлении данного документа. Упор в процессе работы делался:

  • на соблюдение требований к рабочей программе, предъявляемых ФГОС

  • на определение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета;

  • на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Самый трудный порог был пройден.

Ещё педагог затруднялась спроектировать уроки литературы, сделать их интересными, наполненными, соответствующими принципам ФГОС. Молодая энергичная Анастасия Юрьевна была не готова к сложностям педагогики. На практике она столкнулась не только с методикой ведения уроков, но ещё с эмоциональным общением. Уроки проводились однотипно, неэмоционально, результативность была минимальная. В чем был большой плюс у Анастасии Юрьевны – это то, что она была грамотна, пунктуальна, собрана, воспитана, интеллигента и имела желание учиться. При проведении индивидуальной помощи в подготовке урока положительный эффект был достигнут при создании каждого этапа урока, каждого задания, согласования цели и задачи, подбора пособий. Обратила внимание педагога на следующее: на уроке учитель - соавтор образовательного продукта, ученик – активный участник, деятель на уроке. Прорабатывались такие этапы урока:

  • создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками;

  • актуализация учениками своих знаний;

  • поиск решения проблемы учениками;

  • выражение решения;

  • применение знаний учениками;

Кроме того, нами были рассмотрены:

  • современные образовательные технологии, методики и результаты их применения;

  • формы работы с обучающимися на уроке.

С целью решения данной проблемы была проведены консультации, беседы.

Беседуя по урокам, которые проводила Анастасия Юрьевна, объясняла ей, что нужно действовать по формуле: «От удивления, интереса – через незнание к пониманию», а педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность. Приглашала на свои уроки Анастасию Юрьевну, как это получилось на уроке системно-деятельностного подхода при изучении творчества А.Куприна. Мои воспитанники с интересом отнеслись к символике произведения «Гранатовый браслет». Их заинтересовали символические образы, потому что давно вношу в план урока культурологический аспект. Они могут «читать» картины, слушают классическую музыку при написании творческих работ, читают монологи главных героев произведений, они разбираются в символике чисел, цвета, цветов, драгоценностей. Зная моих любознательных учеников, тщательно разрабатывала проект урока «Символический уровень рассказа Куприна «Гранатовый браслет». Показала Анастасии Юрьевне, что разрабатывая урок системно-деятельностного подхода, нужно помнить, что проектирование урока начинается с поиска, определения, конкретизации педагогической цели. Для себя поставила цели:

а) раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа (воспевание любви как высшей ценности мира); роль символического звучания деталей в поэтике рассказа через постижение текста;

б) способствовать воспитанию благородства, духовности.

Конечно же, мои воспитанники азартно принялись за выполнение своей цели, которую они определили в начале урока: выявить природу символов рассказа, чтобы понять идейный смысл произведения. Исследовательская работа проходила в трех группах. Имея опыт работы с символикой, ребята быстро определили значения цветов, чисел, имен. Работали с таблицами, выходили в виртуальную библиотеку. Слушали сонату № 2 Бетховена, смотрели отрывки из фильма «Гранатовый браслет».

Лидеры групп обобщили, сформулировали выводы. Обратила внимание Анастасии Юрьевны, что метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе здесь, на этом уроке проявились в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Познакомила Анастасию Юрьевну с рабочими мастерскими.

В мировой педагогике в последнее время, как в системе передового педагогического образования, так и в сфере повышения квалификации педагогов, а также в рамках различных встреч, конференций, курсов, семинаров, широкое распространение получили «рабочие мастерские» - эффективная форма передачи знаний и умений, обмена новыми методами образования, воспитания и развития детей. Проводила и я урок-мастерскую по Булгакову «Мастер и Маргарита» - « Любовь – это путь к вечности». Технологическую карту урока составляла вместе с Анастасией Юрьевной. Её привлекла эта форма обучения, основанная на практических действиях (исполнении), связанных определенной познавательной и педагогической задачей и предназначенных для самостоятельного творческого выполнения этих действий учащимися. Ассоциации в педагогической мастерской используются для актуализации личного опыта участников, «открывают» в какой-то мере работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской: это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при наличии большого числа участников.

Опора на ассоциативное мышление требует четкости руководства и строгого временного ограничения.

Мастерские по самопознанию, а также отношений и ценностных ориентации имеют, с одной стороны, диагностический характер, а с другой, — помогают учителям и учащимся выстроить систему ценностей на основе соотнесения личного опыта и достижений общечеловеческой культуры. И здесь я посоветовала Анастасии Юрьевне опираться на высказывание Т.К. Селевко о мастерской как образовательной технологии: «Мастерская, как локальная технология, охватывает большую или меньшую часть учебной дисциплины. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны».

В проведении внеклассных уроков литературы, факультативных занятий по МХК и литературе, общешкольных мероприятиях мне помогает театральная студия, которой руковожу уже много лет. По первому образованию, я режиссер театрального коллектива. Считаю, что роль театрального искусства в развитии речевой деятельности детей, как и в воспитании, неоспорима. В чем особая сила искусства? Это творчество, которое изменяет, преображает человека. Игра и искусство неразрывно связаны, поскольку все жанры, которыми владеет театральное искусство: драма, комедия, трагедия – это маленькая модель жизни, но сконструированная, сыгранная. К работе в своей театральной студии я привлекла Анастасию Юрьевну, мотивируя тем, что театральное искусство чрезвычайно приближено к детской жизни, к их общению, ведь в основе любой игры лежит инстинкт подражания (имитационный метод), который дала человеку сама природа. А ребенок и развивается в подражании чему-то или кому-то, воспитывается на заданных образцах. Основная цель, которой я следовала при создании школьного театра – это формирование нравственно-духовных качеств обучающихся посредством театральной деятельности, театрального искусства. На основе игры, общения, познания театрального искусства обеспечить максимальное раскрытие тех творческих возможностей обучающихся, которые характерны для их возраста. В сотворчестве с обучающимися, через осознанное и самостоятельное действие, создать им интерес к предметам гуманитарного цикла, помочь им в постижении окружающего мира, осознании собственного «я». При создании театрального проекта, основная цель для учителя - это научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также предвидеть и решать минипроблемы, формировать умение ориентирования в информационном пространстве, находить источники, из которых можно почерпнуть информацию, сформировать навыки поведения исследований, сформировать навыки работы и делового общения в группах, сформировать навыки передачи и презентации знаний и опыта. Вот что главное я хотела донести молодому педагогу: самостоятельность и решение проблем. Велико разнообразие проектов нашей студии. Этим я и поделилась с Анастасией Юрьевной: общешкольные праздники, уроки внеклассного чтения, уроки-прологи по литературе, где с помощью студийцев создается интрига урока, элемент неожиданности (монолог Катерины, при изучении драмы Островского, знакомство с Хлестаковым, Мастером и Маргаритой и т.д.), воссоздаем живые картины из романа - эпопеи «Война и мир» Толстого, объяснение Онегина и Татьяны. К юбилею нашего писателя-земляка В.М. Шукшина поставлен большой спектакль по рассказам Шукшина «Чудики», здесь активно помогала и Анастасия Юрьевна. В репертуаре уже есть спектакль-сказка» «До третьих петухов». Серьезную работу проводим по проекту студии «Память сердца», посвященному патриотическому воспитанию учеников. Первыми участниками студии поставлен спектакль Б.Васильев. «А зори здесь тихие». В театральной постановке «Мы письма, как летопись боя, как хронику чувств перечтем», по материалам школьного музея, о наших земляках, погибших в годы Великой Отечественной, принимала участие и Анастасия Юрьевна. Здесь же в музее проведен вечер-спектакль «Дети войны», привлекла Анастасию Юрьевну в роли ведущей. Я считала, что процент успеха в работе с молодым педагогом есть, потому что видела, как потихоньку раскрывается педагогическое творчество молодого специалиста. Мой опыт как учителя, раскрывающего застенчивых замкнутых подростков, пригодился в становлении молодого педагога. Она постепенно вошла в коллектив, стала доверять коллегам, раскрепостилась, стала уверенней в своих силах. А через некоторое время, буквально полгода спустя, Анастасия Юрьевна приняла участие в презентации книги нашего земляка, ветерана войны и труда Александра Ляшенко, «На степных просторах» в 2016 году. Её воспитанники стали активней на уроке, появились призеры литературных конкурсов, дети общительные, активные, на них всегда можно опереться в решении любых творческих дел в школе. Анастасия Юрьевна в начале учебного 2015-2016 года уже участвовала в конкурсе «Учитель года» в номинации «Педагогический дебют» и заняла призовое место. Прошло четыре года. Анастасия Юрьевна получила первую квалификационную категорию. Она участник многих Всероссийских конкурсов Конкурс «Проекты и исследования» ( Диплом призёра), I Всероссийский конкурс для детей и молодёжи «Мы можем!» (Диплом, I (первое) место), региональная Туристско-краеведческая акция «Ходили мы походами», посвященная 80-летию Алтайского края (Диплом, II (второе) место), Международный Конкурс проектов «SCHOOLSTARS», посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (Диплом, I (первое) место). Последние два года 100% успеваемость, она ведет 5-9 классы, качество знаний от 66-92 %.

Мотивируя тем, что успешное воспитание детей возможно только на образах самых возвышенных и духовных, посоветовала Анастасии Юрьевне изучить с ребятами житие огнепального Аввакума, житие Сергия Радонежского, жизнь которых была высоким примером нравственного подвига и, конечно, подсказала учителю, что на уроках литературы должна быть постоянная связь с Евангелием, без знания Библии невозможно понять значимость и актуальность заветов Владимира Мономаха, поисков правды в романах Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. При работе с такими текстами молодой специалист, на практике увидела, как православно-христианские истины приобщают детей к исконным святыням, преображают их души и, как говорил Преподобный Серафим Соровский , что страсти и пороки постепенно перерождаются в добродетели: гордость – в смирение, эгоизм – в любовь, самоволие – в послушание. В наше время это актуально.

Думаю, что по принципу партнерства развивалось наше сотрудничество. Обогащались и росли мы обе. Анастасия Юрьевна активно помогала справиться с проблемами в области электронных технологий, коммуникаций.

Если говорить о больших проблемах, которые существуют на данный момент в образовании, то наставничество, хоть и в малой доле, помогает их решить. Сегодня нам нужны современные молодые педагоги, самостоятельно мыслящие, профессионльно-компетентные, включающиеся в инновационные процессы, реализующие нравственные ценности на практике.

Мы помогаем людям, чтобы они, в свою очередь, помогли нам; таким образом, наши услуги сводятся просто к благодеяниям, которые мы загодя оказываем самим себе. (Франсуа де Ларошфуко). Слова французского просветителя в большой степени отражают суть наставничества.













Список литературы

1. Батышев, Александр Сергеевич. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе – М: Высш. шк., 1985. – 272 с.

2. Большая советская энциклопедия. Т. 17 [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1974. – 616 с.

3. Данилова, Л. Н., Теленкова, А.А. Динамика отношения студентов к педагогической профессии – Омск: Изд-во ОГПУ, 2019. – С. 260-264.

4. Чернявская, А. П. Сопровождение адаптации молодых педагогов в школе/: сборник научных трудов Всероссийской сетевой научной конференции (21-29 ноября 2018 г.) / Составитель: А. А. Мамченко. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. – С. 676-685.

5. Волков ,H.П. Д.Г.Льюис. Владикавказ, 1904.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -- М.: Народное образование, 1998. - 256 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!