СТУДЕНТЫ СОЛИКАМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА: ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
Рожкова Екатерина Сергеевна,
ГБПОУ «Соликамский политехнический техникум»
Каждое поколение вносит что-то новое в развитие общества. Однако, при этом все новое базируется на старых основах. Молодежь – это отражение направления развития общества. Глядя на молодых людей, можно понять, куда и с какой целью движется общество.
Иногда пожилые люди ругают молодежь, считая, что они ведут себя не так, как следовало бы. Однако, при этом не стоит забывать, что именно эти пожилые люди и воспитали новое поколение. Конечно, ценности современной молодежи отличаются от ценностей прошлых поколений. Но это вполне нормальное явление, которое показывает, что общество не стоит на месте. Единственная проблема в этом вопросе, которая может вызывать тревогу - смена ориентира ценностей молодежи в современном мире.
Жизненные ориентации современной молодежи изменили свой вектор, уйдя от социальной (коллективистской) направленности к индивидуальной. Главным стремлением каждого человека стало личное материальное благосостояние.
Так же одной из доминантной жизненных ценностей студентов Соликамского политехнического техникума остается материальное благополучие. Студенты СПТ отдают свои предпочтения не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Полезность труда измеряется достижениями собственного экономического достатка, причем ставится цель заработать любым путем, и чем больше, тем лучше. И поэтому жизненный успех связан с деньгами, а не со знаниями и трудолюбием.
С целью выявления ценностных приоритетов современной молодежи был проведен опрос среди студентов Соликамского политехнического техникума, в котором приняло участие 60 респондентов, из них 25 — лица мужского пола. Возраст опрашиваемых составляет 17 — 20 лет. Хочется отметить, что в опросе были заняты студенты 3 групп разных специальностей, в одной из которых обучаются одни только девушки.
Результаты получились следующими.
В основном, ценятся в людях такие качества: доброта, отзывчивость, целеустремленность, независимость в суждениях, справедливость, благоразумность, толерантность, жизнерадостность, умение выслушать, честность, общительность, внимательность, понимание, чувство юмора, ответственность, искренность, душевность, преданность.
В единичных случаях указаны: человечность, наличие логики, скромность, аккуратность, вежливость, естественность, патриотизм.
Напротив, неприязнь вызывают: лживость, лицемерие, высокомерие, самолюбие, раздражительность, надменность, эгоизм, мстительность, льстивость, циничность, бездушие, навязчивость, грубость, легкомысленность, расточительность, агрессивность, наивность, алчность, недоверие, ворчливость, легкомысленность.
Что касается внешности собеседника, для 59 % человек она имеет важное значение. Они считают, что именно внешность создает первое впечатление о человеке.
Для 7 % человек желательно, чтобы собеседник был опрятен и хорошо выглядел, но это не так важно и вовсе необязательно.
Для 34 % студентов внешность не имеет абсолютно никакого значения.
Вопрос следующий — нуждаются ли современные студенты в обратной отдаче?
«Да» — сказали 34 % человек.
Для 14 % человек она необязательна. Оставшиеся 52 % человек в обратной отдаче не нуждаются. Для них вполне достаточно простого «спасибо» и положительного результата.
Противопоставление горькой правды и сладкой лжи показало, что 79 % человека стоят только за правду, какой бы она не была. 18 % человек считают, что нельзя сказать однозначно, все зависит от ситуации. И лишь 3 % сказали, что сладкая ложь лучше.
В большинстве своем все хотят добиться успеха в карьере, иметь благополучную счастливую семью. Кто-то просто хочет стать хорошим человеком, квалифицированным работником. Можно заметить: молодые люди упоминают о семье лишь вскользь, их основная цель — получить хорошую работу. Еще одна особенность — девушки, обучающиеся в чисто женском коллективе, мечтают, в основном, об успешной карьере и достижении независимости. А студентки из группы, где есть мужчины, хотят видеть себя в роли любящей жены и хорошей матери.
Идеал семьи, в принципе, однотипен — заботливый(ая) супруг(а) и послушные дети, стабильный доход, равномерные обязанности. Причем девушки говорят о том, что в семье должны царить доверие, взаимопонимание, уважение. Молодые люди же указывают на конкретный состав семьи (например, жена и ребенок — мальчик и др.).
Многих не устраивает собственная ленивость, вспыльчивость, чрезмерная доброта и доверчивость, грубость, ревнивость, наглость, несдержанность, неуверенность в собственных силах. Но есть также люди, которых в себе все устраивает — 7 %.
48 % человек считают, что человек должен быть всепрощающим. Также 48 % считают, что, напротив, прощать все нельзя. Не прощают такие вещи, как предательство, измена, ложь, лицемерие, неуважение. 4%человек воздержались от ответа.
И, наконец, последний вопрос: чтобы Вы хотели изменить в своей жизни и в жизни общества?
45 % человек ответили, что в своей жизни их все устраивает и ничего менять они не хотят. Также есть следующие варианты ответа:
·поступила бы в другое учебное заведение – 4%
·иметь полноценную семью, найти любовь – 35%
·быть менее серьезной, проще относиться к жизни -27%
·исключить из своей жизни людей, которые неприятны – 34%
Отметим, что очень различаются ответы девушек в зависимости от того, в какой группе они учатся: ответы девушек, которые учатся с молодыми людьми, более развернуты, насыщенны, в них больше рассуждений; девушки, являющиеся частью чисто женского коллектива, напротив, на все вопросы отвечают сжато. При всем при этом первые гораздо чаще упоминают о семье, а вторые – о карьере.
Следовательно, нужно строить занятия в техникуме таким образом, чтобы «однополые» группы занимались совместной деятельностью также с лицами противоположного пола, то есть проводить лекции «потоком», например, или устраивать совместные мероприятия.
Ценностные ориентации влияют на определение места личности в группе, а также на выбор его своей референтной группы. Этот факт следует учитывать при комплектовании студенческих групп: объединение в одну академическую группу студентов из групп с противоположной системой ценностных ориентаций усложнит процесс формирования студенческого коллектива как одного устойчивого организма, а, следовательно, и общий процесс социализации.
Мало различаются суждения девушек и молодых людей. Единственное – молодые люди более детальны и конкретны. Также различаются их представления об идеальной семье. Уже обращалось на это внимание: молодые люди указывают конкретный состав, а девушки говорят об атмосфере в семье.
Говоря об изменениях в обществе, студенты мечтают о чем-то глобальном, желая изменить то, что уже устоялось веками. При этом никто и не задумывается, что общество – это мы сами.
Список использованной литературы
Бабосов Е.М. Прикладная социлогия. – Мн.: ТетраСистемс. – 2015. – 496 с.
Беляева Е.В. Мораль современной молодежи: от традиционализма к постмодерну // Социология. – 2017. - № 4. – С. 70-76.
Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2017. - № 4. – С. 53-57.
Данилова Е.А. Социодинамика ценностей молодежи Республики Беларусь // Социология. – 2014. - № 4. – С. 99-107.
Дивисенко К.С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) // Социологические исследования. – 2016. - № 8. – С. 118-122.
Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // Пазашкольнаевыхаванне. – 2017. - № 9. – С. 23-27.
Жиров Ю.С. Семья в системе ценностей учащейся молодежи // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2014. - № 6. – С. 3-12.
Зауторова Э.В. Искусство и формирование нравственно-ценностных ориентаций личности // Искусство и образование. – 2015. - № 2. – С. 68-73.
Иоффе Э.Г. Политическая социализация молодежи Беларуси // Народная асвета. – 2015. - № 5. – С. 3-6.
Карпухин О.И. Национальная культура – основа национальной идентичности в глобаилизирующем мире // Социо-гуманитарные знания. – 2016. - № 2. – С. 31-56.
Козыренко Н.П. Специфика политической социализации студенческой молодежи Республики Беларусь // Проблемы управления. – 2014. - № 1. – С. 202-206.
Корявая С.М. Ценностные предпочтения молодежи // Адукацыя і выхаванне. – 2016. - № 10. – С. 49-54.
Низовских Н.А. Психосемантическое исследование ценностно-мотивационных ориентаций личности // Психологический журнал. – 2015. - № 3. – С. 25-37.
Пантин В. Семья и семейный ценности в сознании россиян (по данным социалогических опросов) // Воспитание школьников. – 2014. - № 10. – С. 9-14.
Семёнов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. – 2017.- № 4. – С. 37-43.
Сизанов А.Н. Взаимосвязь ценностных ориентаций и состояния здоровья студентов педагогических специальностей // Псіхалогія. – 2015. - № 3. – С. 36-40.
Сологуб И.Ф. Ценностные ориентации учащихся гимназий // Адукацыя і выхаванне. – 2014. - № 6. – С. 55-58.