СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Связь литературы и музыки – путь к высокому искусству."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Вся жизнь мира окружена музыкой. Когда земля при своем создании была уже готова к жизни, жизни все-таки еще не было. Тогда вдруг ветер промчался над полем и над лесом. И в волнах возник плеск, а в лесных вершинах гул. Через это в мире возникла музыка, и мир стал живой». Константин Бальмонт

Взаимосвязь музыки и литературы зачастую неразделима. Без музыки не появились бы такие виды искусства, как: опера, балет, оперетта, мюзикл, романс - в основе которых лежат литературные произведения. (Молитва «Ave Maria» была положена Ф. Шубертом на музыку). Можно привести несколько примеров:  Множество поэтических произведений обрели известность благодаря тому, что их прочли композиторы, однако стержнем родства является интонация.

 Сила воздействия произведений искусства на человека огромна и удивительна. Они заставляют нас волноваться, радоваться, любить и ненавидеть, делают нас благороднее и мудрее. Музыка и литература неотделимы, они не могут существовать друг без друга. Художественный мир, возникающий в нашем сознании благодаря искусству слова, даёт нам возможность смеяться и плакать над судьбами героев вместе со скрипкой Паганини; воспрянуть духом, слушая произведения Гайдна, полюбить вместе с героем, вспоминая «Лунную сонату», плакать над страницами, наслаждаясь «Мелодией слёз». Постижение искусства слова и музыкального искусства – одно из действенных средств для преодоления духовно-нравственного  в нашем современном сложном и неоднозначном мире, мире 21 века. Искусство воздействует на человека с поистине огромной силой.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Статья " Связь литературы и музыки – путь к высокому искусству."»

Связь литературы и музыки – путь к высокому искусству.

«Вся жизнь мира окружена музыкой. Когда земля при своем создании была уже готова к жизни, жизни все-таки еще не было. Тогда вдруг ветер промчался над полем и над лесом. И в волнах возник плеск, а в лесных вершинах гул. Через это в мире возникла музыка, и мир стал живой». Константин Бальмонт

Взаимосвязь музыки и литературы зачастую неразделима. Без музыки не появились бы такие виды искусства, как: опера, балет, оперетта, мюзикл, романс - в основе которых лежат литературные произведения. (Молитва «Ave Maria» была положена Ф. Шубертом на музыку). Можно привести несколько примеров: Множество поэтических произведений обрели известность благодаря тому, что их прочли композиторы, однако стержнем родства является интонация.

 Сила воздействия произведений искусства на человека огромна и удивительна. Они заставляют нас волноваться, радоваться, любить и ненавидеть, делают нас благороднее и мудрее. Музыка и литература неотделимы, они не могут существовать друг без друга. Художественный мир, возникающий в нашем сознании благодаря искусству слова, даёт нам возможность смеяться и плакать над судьбами героев вместе со скрипкой Паганини; воспрянуть духом, слушая произведения Гайдна, полюбить вместе с героем, вспоминая «Лунную сонату», плакать над страницами, наслаждаясь «Мелодией слёз». Постижение искусства слова и музыкального искусства – одно из действенных средств для преодоления духовно-нравственного кр в нашем современном сложном и неоднозначном мире, мире 21 века.Искусство воздействует на человека с поистине огромной силой. Интерес к

исследованию классической литературы на точке соприкосновения с музыкой позволяет более точно понять замысел писателя, раскрыть характер героя и многие другие важные вещи, без которых трудно понять суть произведения











Оглавление

1.Введение…………………………………………………………..2


2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

2.1 Музыка и литература как виды искусств………………………………….3

2.2 Музыка как искусство звуков………………………………………………4

2.3 Литература как источник вдохновения……………………………………..5

3. Портрет композитора в литературе ……………………………………...6

4. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА…………………………7

4.1Значение музыки в литературных произведениях………………………….8

4.2 Опрос среди одноклассников………………………………………………14

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………15

Вывод

6.Список использованных Интернет – ресурсов и литературы…………………………………………………………………….16

6.1 Список музыкальных произведений………………………………………17





















2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

2.1 МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА КАК ВИДЫ ИСКУССТВ

Само слово «музыка» имеет древнегреческое происхождение, буквально оно переводится «искусство муз», средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом устроенные во времени. В основе музыки всегда будет звук. Музыку также называют языком звуков.

Музыка - это неотъемлемая часть человеческой жизни. С музыкой мы встречаемся везде и всюду, хотя часто этого и не замечаем. Мы все любим музыку: одному нравится классика, другой предпочитает современные ритмы. О стилях музыки можно говорить и спорить долго, но у каждого найдется хотя бы одна приятная сердцу и слуху мелодия.




Музыка и литература – что же их объединяет? Сюжеты, образы, темы этих двух видов искусства берут начало из окружающей нас реальной жизни, именно поэтому мы видим столько общего между ними, правда выражается это общее в каждом из этих видов искусств по-своему, своими средствами, и на нас может оказывать разное влияние.

Единым основанием этих искусств служат чувства и эмоции человеческой жизни. Разнообразные чувства – любовь, радость, страх, ненависть – именно они наполняют литературные и музыкальные произведения смыслом и заставляют наши души трепетать от восторга.











2.2Музыка как искусство звуков.

Искусство музыки состоит из звуков, тембра, ритма и мелодии. А звуки распределяются на гармонию и диссонанс. Таким образом, благодаря таланту и технике игры рождается мелодия. Когда именно произошло осмысление людьми музыки, точно неизвестно. Но музыка существовала в их жизни всегда – в пении птиц и других приятных звуках.

Музыка обладает большой магической силой (поэтому не зря в древние времена шаманы вводили племя в экстаз при помощи звуков): дарит успокоение или беспокойство, воодушевление или смятение, радость или грусть. Часто музыканты пользуются магией звуков, чтобы передать слушателям собственные переживания.

Музыка как искусство является неотъемлемой частью любого народа, наравне с литературой пишет историю его культуры.



















2.3 Литература как источник вдохновения.

Слово «литература» произошло от латинского «littera», что переводится как «буква». Именно буква ложится в основу любого литературного произведения. Буква за буквой, запятая за запятой – так и рождаются предложения, главы, романы, опусы и т.д. Литература уникальна тем, что позволяет перенимать опыт других людей, учиться на чужих ошибках, путешествовать, не выходя из дома. Это целый мир, который дарит нам невероятные приключения, позволяет перемещаться во времени, исследовать другие эпохи и народы.

Согласно определению, литература – это записанное произведение, носящее повествовательный, образовательный или другой характер. Как и музыка, литература владеет разнообразием жанров: от записанных легенд и романов до научных статей и некрологов. Литература подразделяется на прозу (малую и большую), поэзию, драматургию. Проза в свою очередь делится на детскую (юношескую), биографическую, научную, художественную и другие.

Первыми литературными произведениями считают иероглифы на стенах пещер. Древнейшими полноценными литературными произведениями стали философские трактаты, а также записи друидов. Это очень ценная в наше время литература, написанная рунным языком, которую почти невозможно расшифровать.Связь музыки и литературы – это, в первую очередь, вокальные произведения. Ведь в их основе лежит и музыка, и литературное произведение. В единстве слов и аккордов рождаются романсы, оперы, оперетты, мюзиклы. Прекрасное сочетание, ведь плюс на плюс никогда не даёт минус!































3. Портрет композитора в литературе Портрет любого деятеля культуры и искусства создают прежде всего его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., — а также его пись­ма, воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи. «Вселенная Моцарта» так называет­ся одна из книг о жизни и творчестве Вольфганга Амадея Моцарта (1756— 1799), австрийского композитора, авто­ра бессмертных музыкальных сочине­ний — Симфонии № 40, «Маленькой ночной серенады», «Рондо в турецком стиле», «Реквиема». Почему музыка Моцарта сравнивается со Вселенной? Видимо, потому, что в ней разнообраз­но и глубоко раскрываются различ­ные явления жизни, ее вечные темы: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, прекрасное и безоб­разное. Контрасты образов, ситуаций составляют главную движущую силу…

…его музыки, которая помогает слуша­телям понять его жизненное кредо: «На любимой земле несравненно пре­красна жизнь!»

Трагическая кончина Моцарта в возрасте 35 лет породила множество предположений о смерти композито­ра, находящегося в расцвете творчес­ких сил. Одно из них — отравление Моцарта его современником, признан­ным в обществе придворным компози­торомАнтонио Сальери (1750 —1825), легло в основу маленькой трагедии А. Пушкина «Моцарт и Сальери», опе­ры Н. Римского-Корсакова, современ­ных кинофильмов и драматических спектаклей.





4. ИССЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

4.1ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Почему многие авторы включают в сюжеты своих произведений музыку? На мой взгляд, каждый художник слова использует этот прием, чтобы подчеркнуть что-то очень важное в героях и их судьбе.

Попробуем доказать это на примерах.

В повести И. С. Тургенева «Ася» звучит лансеровский вальс. Именно эта музыка «потянула» героя произведения отправиться на «встречу с судьбой». Звуки музыки, неясные вначале («скрипка неясно заливалась»), как бы говорят о смутном ожидании героя каких-то изменений в жизни. Он знакомится с Гагиными и проводит с ними вечер.



Господин Н.Н. очарован новыми знакомыми. Он слушает музыку, долетавшую до них, и вдруг осознает, что звуки вальса стали «слаще и нежнее», при этом внимательно наблюдает за Асей.







Когда герой отправляется домой, он слышит, как «словно на прощание примчались звуки старинного лансеровского вальса… я почувствовал, что все струны моего сердца задрожали в ответ на те заискивающие напевы. Я отправился домой через потемневшие поля, медленно вдыхая пахучий воздух, и пришел в свою комнату весь разнеженный сладостным томлением беспредметных и бесконечных ожиданий. Я чувствовал себя счастливым…».

Таким образом, музыка в сюжете повести помогает герою осознать свое душевное состояние.

У Толстого в рассказе «После бала» образ музыки является композиционным лейтмотивом: контрастное изображение двух эпизодов - бала и наказания солдата - представлено двумя музыкальными образами: «Бал был чудесный», кадрили, вальсы, польки, мазурки… Именно звуки мазурки помогают автору передать восторг героя от встречи с Варенькой: «В душе у меня все время пело,…слышался мотив мазурки». А утром ощущение счастья разрушает «другая, жесткая, нехорошая музыка»: «…барабанщик и флейтщик… не переставая повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию», которая сопровождала страшную картину наказания солдата.

На наш взгляд, контрастная музыка передает психологическое состояние героя. Юноша, горячий, впечатлительный, даже восторженный, впервые в жизни столкнувшись с несправедливостью, даже не по отношению к нему, испытывает страшные душевные муки. Чувство восторга сменяется чувством стыда и «физической, доходившей до тошноты тоской». В музыке заложены огромные возможности, чтобы ярко передать это состояние души героя читателю.

Вторая соната Бетховена завершает рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет».





«Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа ее как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет… И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое».

Героиня осознает, что это произведение – символ её самой, воплощенной в музыку, символ его счастья, его жизни, обреченной на неразделенную любовь.

«Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала. И в это время удивительная музыка, будто бы подчиняясь ее горю, продолжала: «Успокойся, я с тобой…»

Так с помощью музыки, включенной в сюжет рассказа, автор сумел передать остроту и пронзительность чувств главных героев.



В «Детстве» А. М. Горького встречается эпизод, где герои соприкасаются с музыкой.





«Дядя Яков… сгибался над гитарой и, тихонько пощипывая струны, играл что-то разымчивое, невольно поднимавшее на ноги.

Его музыка требовала напряженной тишины; торопливым ручьем она бежала откуда-то издали, просачивалась сквозь пол и стены и, волнуя сердце, выманивала непонятное чувство, грустное и беспокойное. Под эту музыку становилось жалко всех и себя самого, большие казались тоже маленькими, и все сидели неподвижно, притаясь в задумчивом молчании».

«И все застывали, очарованные; только самовар тихо поет, не мешая слушать жалобу гитары» Автор передает душевное состояние маленького Алеши, очень тонко воспринимающего музыку, показывает, как преображаются люди под воздействием игры дяди Якова, как обнажаются их чувства.

Затем характер музыки меняется, звучит уже задорный ритм, и Цыганок пускается в пляс: «Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, а среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, и метался золотым стрижом, освещая всё вокруг блеском шёлка, а шёлк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.

Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что, если открыть дверь на волю, он так и пойдет плясом по улице, по городу, неизвестно куда...»

Но вот все стали просить бабушку, чтобы и она сплясала. «И вдруг она молодо встала, оправила юбку, выпрямилась, вскинув тяжелую голову, и пошла по кухне, вскрикивая:

— Ну-ка, Яша, перетряхни музыку-то!

Дядя весь вскинулся, вытянулся, прикрыл глаза и заиграл медленнее; Цыганок на минуту остановился и, подскочив, пошел вприсядку кругом бабушки, а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами. Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, всё ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь всё веселее, — и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее — так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!»

Исполнительское мастерство дяди Якова, пляска бабушки и Цыганка открывают Алеше новые грани в характерах близких людей: музыкальность, красоту и жизненную силу. Так Горький пытается донести до читателя мысль о том, какой талантливостью и одаренностью может обладать русский человек.





























А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Музыка здесь – предмет спора главных героев.



Герои не только разговаривают о музыке, музыка непосредственно входит в словесную ткань произведения.

В первой сцене сначала играет произведение Моцарта слепой скрипач; затем сам Моцарт исполняет на фортепиано свое новое произведение. Во второй сцене Моцарт снова исполняет на фортепиано свой «Реквием».

И каждый раз Сальери отзывается на исполняемую перед ним моцартовскую музыку с еще большей драматической напряженностью и остротой, чем на словесные реплики Моцарта.

Глубоко задумываясь над природой человеческой греховности, в частности над таким чувством, как зависть, Пушкин включает музыку в трагедию в качестве самого драматического действия, в качестве органической его части, чтобы показать как губительно это чувство для души человека. Ведь именно музыка Моцарта является основным источником зависти Сальери. И чем больше он наслаждается, тем мучительнее завидует творцу, замышляя преступление.

А еще автор использует музыку в качестве художественного приема, помогающего ему полнее и ярче воссоздать образ Моцарта.



Пушкин не дает Моцарту ни одного монолога, зато он раскрывает гениального музыканта непосредственно в его великих созданиях. И не случайно Сальери в пьесе не исполняет ни одного музыкального произведения

Представляется интересным не только идейная роль образа музыканта в данном произведении, но и роль образа музыки (реквием). Реквием Моцарта в трагедии является художественным образом, он для автора олицетворяется с черным человеком, который не оставляет композитора ни на минуту. Музыка тревожит, не дает покоя, как бы предсказывая герою смерть.

В «Войне и мире» Л. Н. Толстого музыка, как и в других произведениях, является важным средством характеристики действующих лиц, средством психологического анализа. Любовь к музыке, музыкальная чуткость и одаренность героев для Толстого — средство их положительной оценки. Его герои не только знают классическую музыку, поют, играют на различных музыкальных инструментах, но и чувствуют прелесть народной музыки, народных песен, народных инструментов.

Но наибольшей музыкальной чуткостью отличается Наташа Ростова; эту романтическую, искреннюю, чуткую народную героиню невозможно представить вне мира музыки.

Очаровательно пение Наташи в сцене после проигрыша Николая, где Толстой психологически убедительно раскрывает власть музыки над человеком.











Музыка подчиняет себе слушателей, заставляет их забыть о своих неудачах, пробуждает в их душе то лучшее, на что только они способны. В этой сцене музыка позволяет Толстому воспроизвести смену мыслей и настроений героя.

«Что ж это такое? — подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. — Что с ней сделалось? Как она ноет нынче?» — подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа: Раз, два, три… раз, два… три… Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. — Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба и честь, — все это вздор… а вот оно — настоящее… Ну, Наташа, ну, голубчик! ну, матушка!.. Как она этот si возьмет… Взяла? Слава богу! — И он, сам не замечая того что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. — Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» — подумал он.

О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. Все вздор! Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым…»

Таким образом, мы видим, как велика роль музыки в художественной литературе, как необходима она для полноты восприятии авторского замысла.













4.2 Опрос среди одноклассников

Учащимся 9-го класса был предложен опрос о связи композитора с писателями, поэтами

Вопросы заданные ученикам:

  1. Слушаете ли вы классические произведения?

  2. Какой жанр в музыке вы предпочитаете?

  3. Какие чувства вы испытываете при прослушивании опер?

  4. Любите ли вы романс?

  5. Нравится ли вам такая музыка?

  6. Какова роль музыки в художественной литературе?

Результаты опроса:

Было опрошено 10 человек. Результаты анкетирования показали, что большинство детей не любят оперу 10 человек, не слушают классическую музыку 9 человек, не все читают литературу 8 человек, на вопрос № 3 учащиеся ответили: « мы ничего не поняли….»

Как мы видим, такие жанры, как опера, романс, не очень любимы и читаемы. Почему?

К большому сожалению, как музыкальную, так и литературную классику школьники охарактеризовали словом «тоска», а поп-музыку и приключенческую прозу – словом «жизнерадостность».


































5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение музыки в литературе огромно. Если о ней не говорится напрямую, то она обязательно слышится в произведении косвенно (начиная с ритма произведений, скрытого описания музыки, как духовной составляющей, заканчивая основной сюжетной линией рассказа). Музыка позволяет более полно и выразительно рассмотреть героев и сам смысл произведения, раскрыть основную идею.

Подводя итог, можно сказать о несомненно важном положительном влиянии на художественные произведения. Музыка – непосредственный язык души, однако и её возможности ограничены. С литературой ситуация аналогична. Два искусства дополняют друг друга, как пазл. Музыка и литература потеряли бы невероятно много друг без друга.

Существует множество вариантов связи между музыкой и литературой. Это интонация, звук, эмоциональная окраска и направленность смыслового значения.

Вывод: Обобщая выше сказанное по теме: «Связь композитора и писателя», задавая вопрос «Могут ли музыка и литература жить друг без друга?» , приходим к выводу - музыка без литературы, как и литература без музыки, понесли бы потери, так как эти виды искусства рождены жизнью и своими разными средствами (литература словом, музыка музыкальными звуками и так далее) отражают события в жизни, чувства и переживания людей.

Литература обогащает музыку, дает ей поэтические сюжеты, без литературы, не существуют также жанры как опера, балет, вокальная музыка.    

«Там, где кончается слово, начинается музыка…» Литература и музыка – очень близкие виды искусства. Влияние каждого из них на формирование духовного облика молодого человека огромно. И оно неизмеримо возрастает при их взаимодействии.

В ходе исследования составлена сопоставительная таблица музыкальных произведений, используемых в литературных произведениях, и их влияние на лейтмотив и композицию литературного произведения А также список электронных ссылок на видеоролики музыкальных произведений, используемые в литературных произведениях .





















6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

6.1 СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

1. Алпатова, А. С. История музыки.

2. Архаика в мировой музыкальной культуре : учебник для вузов / А. С. Алпатова ; отв. ред. В. Н. Юнусова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019.Скребков, С. С.

3. Анализ музыкальных произведений : учебник для вузов / С. С. Скребков. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018.

4. https://www.turboreferat.ru/music/muzyka-v-literature/227426-1130655-page1.html



Музыкальное произведение

Литературное произведение

Влияние музыкального образа на лейтмотив и композицию литературного произведения

1

Йозеф Ланнер. Вальс

И.С.Тургенев. «Ася»

Музыка в сюжете повести помогает герою осознать свое душевное состояние.

2

Людвиг ван Бетховен.

«Крейцерова соната»

Л.Н.Толстой.

«После бала»

Контрастная музыка передает психологическое состояние героя.

3

Людвиг ван Бетховен.

«Соната №2»

А.И.Куприн.

«Гранатовый браслет»

С помощью музыки, включенной в сюжет рассказа, автор сумел передать остроту и пронзительность чувств главных героев.

4


А.М.Горький.

«Детство»

Горький пытается донести до читателя мысль о том, какой талантливостью и одаренностью может обладать русский человек.

5

В.А Моцарт.

«Реквием»

А.С.Пушкин.

«Моцарт и Сальери»

Музыка тревожит, не дает покоя, как бы предсказывая герою смерть.

6

«Ах вы, сени, мои сени»

Л.Н.Толстой.

«Война и мир»

Музыка подчиняет себе слушателей, заставляет их забыть о своих неудачах, пробуждает в их душе то лучшее, на что только способны.









Приложение .

Список электронных ссылок на видеоролики музыкальных произведений, используемые в литературных произведениях

Waltz, Josef Lanner, La Boheme String Quartet -https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8556879267463691747&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3Db77cCfxWFvY&text=Waltz%2C%20Josef%20Lanner%2C%20La%20Boheme%20String%20Quartet&path=sharelink

Бетховен. Крейцерова соната. Играютт Альберт Марков и Андрей Мытник (1971) - https://youtu.be/r22oxcwrEAc

Beethoven: Piano sonata No.2 in A Major, Op.2 Stas Zebos -https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9635669310571411960&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DydbBqJud588&text=Beethoven%3A%20Piano%20sonata%20No.2%20in%20A%20Major%2C%20Op.2%20Stas%20Zebos&path=sharelink

Моцарт - Реквием (HD) - https://youtu.be/MhW4H85Tl1c





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя