Володина Светлана Леонидовна, педагог-психолог МБОУ СОШ №17 «Юнармеец»
г. Мичуринска
Технологии и методы в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога
Традиционно уделяя внимание учебному процессу, педагоги до конца еще не осознают значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь проводя в школе большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки. Ученики страдают и теряют здоровье не от самих занятий, а от способа их организации. У некоторых школьников проявляется негативное отношение к школе и проблемы общения со сверстниками. Иногда эти дети склонны к агрессии, замкнутости, повышенной тревожности, робости. В данном случае, такие реакции являются, своего рода, психологической защитой в новой социальной среде.
Деятельность педагога – психолога связана с преодолением повышенной невротичности, эмоциональной нестабильности, развитием навыков эффективного общения и саморегуляции поведения, формированием подходов к взаимодействию с педагогами и родителями по вопросам охраны психического здоровья детей.
Приёмы здоровьесберегающих технологий в работе педагога–психолога с учащимися
Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения, регулированию мышечного напряжения, развитиюкинестетической и тактильной чувствительности, пространственных восприятий и представлений, используется для коррекции уровня тревожности и агрессивности.
Песочная терапия
Стабилизирует эмоциональное состояние, способствует развитию познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики), совершенствуетпредметно-игровая деятельность, развивает коммуникативные навыки у детей.
Все игры по песочной терапии делятся на три направления:
- обучающие игры – направлены на развитие мелкой моторики. Тем самым ребенок говорит, что он чувствует, тем самым развивает речь.
- познавательные игры – с их помощью мы помогаем познать всю многогранность нашего мира.
- проективные игры – с их помощью мы осуществляем коррекцию в развитии ребенка.
Сказкотерапия – способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышению самооценки, применяется для снятия агрессивных проявлений.
Можно использовать следующие методические приемы:
- рассказывание сказки с позиции сказочного персонажа;
- групповое рассказывание сказки;
- отгадывание сюжета или персонажей;
- превращение в сказку любой жизненной истории;
- сочинение сказки экспромтом;
- постановка (разыгрывание) сказки;
сказочная имидж-терапия;
сказочное рисование;
изготовление кукол;
песочная терапия.
Арт - терапия
Применение ИЗО - терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ позволяет получить положительные результаты:
создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;
обеспечивается эффективное эмоциональное реагирование социально приемлемыми формами — у детей с агрессивными проявлениями ;
оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний;
развитие произвольности и способности к саморегуляции;
уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.
Виды упражнений в арт - терапии
Цель этих занятий, научить ребёнка, освобождаться от негативных мыслей, думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.
Музыкатерапия
Музыка регулирует психоэмоционального состояния детей:
уменьшает чувства тревоги и неуверенности;
уменьшает раздражительность, разочарование;
снимает напряженность в отношениях с другими людьми;
улучшает самочувствие, активность, настроение;
уменьшает злобность, агрессию.
Список использованной литературы
Специальная педагогика. / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2009. – 400 с.
Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 208 с.
3. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка. Москва, 2005.
4. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Практические рекомендации. – Москва, 2006.
5. С. А. Черняева Психотерапевтические сказки и игры. Санкт – Петербург, 2003