Технологии работы педагога по организации профилактической работы.
Н.Н. Малеева
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Павловская средняя общеобразовательная школа»
с. Павловка Обоянский район Курская область
Здоровье подростков и молодежи является приоритетным направлением деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья населения, поскольку именно от него зависит общий уровень здоровья страны.
Сегодня школа – это, пожалуй, одно из немногих воспитательных пространств, где сохранилась возможность воздействовать на убеждения и позицию молодежи, где есть возможность общения с ней, где работают люди, сам характер профессиональной деятельности которых диктует необходимость быть «психологом по жизни».
Любая профилактическая работа в школе должна строиться таким образом, чтобы воздействие приходилось на «защитные факторы», усиливая их, и на «факторы риска», уменьшая их. Однако следует отдавать себе отчет в том, что, начиная профилактическую работу в школе, педагог неминуемо столкнется с проблемой наличия в школьной среде различных по степени знакомства с ПАВ групп учащихся. Одни вовсе не будут знакомы с табаком, алкоголем, наркотиками, другим вкус химических веществ будет известен, а кто-то может быть активным их потребителем.
Имеется много педагогических технологий, которые позволяют педагогу включать учеников в интересную, неконфликтную, не соревновательную кооперативную работу на уроке: различные технологии пар сменного состава, работа в малых группах и т.п. Особое внимание необходимо уделить технологиям оценивания. Несправедливое, по мнению учащихся, оценивание бывает причиной употребления ПАВ. Исследования показывают, что многие технологии оценивания являются неточными и ненадежными. Требуется большая работа педагога, чтобы у учеников складывалось мнение о справедливости оценки. Это поможет в некоторых случаях не провоцировать детей употреблять ПАВ. На уровне класса можно запустить систему самоуправления, в которой у каждого ученика будет какая-то роль (президент, член правительства, депутат думы, сотрудник сектора ликвидации пробелов, сотрудник сектора по психологическому климату в классе и т.п.). Могут быть введены роли посредников. Правильно организованная система самоуправления позволяет создать атмосферу отторжения вредных для каждого его члена воздействий, в том числе и употребление ПАВ. Система самоуправления может быть запушена и на уровне всей школы. Опыт петербургских школ показывает, что эта система позволяет включить детей в значимую и интересную для них деятельность.
Приоритетной формой формирования жизненных навыков в профилактической работе признан тренинг. Тренинг «Умения говорить «нет»» позволяет подготовить ученика к ситуациям, когда его будут склонять к употреблению ПАВ. Однако необходимо помнить, что умение без соответствующего отрицательного отношения к ПАВ не может быть гарантом успеха. Также известно, что дети в основном сами выбирают себе друзей, и это более значимый фактор, чем умение говорить «нет». Поэтому необходимо в ученике создать потребность не вступать в контакт с теми подростками, которые имеют неоднократный опыт употребления ПАВ. Фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия коллажирование, используемые с учащимися, позволяют педагогу проводить эффективную работу по коррекции эмоциональных состояний школьников различных возрастных групп.
Если детям предоставляется широкая возможность заниматься спортом, наукой, искусством, различными КТД и т. п., то у них не будет ни времени, ни сил, ни желания употреблять ПАВ.
Большое значение в профилактике злоупотребление ПАВ имеет и установление с родителями учеников доверительных отношений. Из доступных нам отечественных программ профилактики, только в работе Т.И.Петраковой [17] указывается, что родителей надо не только вовлекать в активную профилактическую деятельность, но и научить вести диалог со своим детьми о ПАВ. В этой связи упоминается известная обучающая игровая ситуация «упаковка рюкзака на всю жизнь», в которой участвуют все члены семьи. Она может служить хорошим примером совместным проведением времени детей и взрослых, которых обычно трудно мотивировать на подобную деятельность [17 c.27].
Какие бы технологии не использовал педагог в своей деятельности по организации профилактикой работы, если он не будет прислушиваться к тому, что говорят его ученики, что они чувствуют, чем живут, то удачного тандема не будет.
Литература:
1.Николаева, Л.П. . Уроки профилактики наркомании в школе [Текст]: Пособие для учителей /Л.П. Николаева, Д.В. Колесов. – М.: Воронеж: МОДЭК, 2002. - 432с.
2. О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде // Вестник образования. - 2000 г. - № 8. – С. 17 - 25
3. Петракова, Т.И. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков [Текст] / Т.И. Петракова. - М., 2000. – 178 с.
4. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании [Текст] / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.: Институт психотерапии, 2000. – 240 с.