СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Технологии работы педагога по организации профилактической работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Профилактическая работа в образовательном учреждении

Просмотр содержимого документа
«Статья Технологии работы педагога по организации профилактической работы.»

Технологии работы педагога по организации профилактической работы.

Н.Н. Малеева

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Павловская средняя общеобразовательная школа»

с. Павловка Обоянский район Курская область



Здоровье подростков и молодежи является приоритетным направлением деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья населения, поскольку именно от него зависит общий уровень здоровья страны.

Сегодня школа – это, пожалуй, одно из немногих воспитательных пространств, где сохранилась возможность воздействовать на убеждения и позицию молодежи, где есть возможность общения с ней, где работают люди, сам характер профессиональной деятельности которых диктует необходимость быть «психологом по жизни».

Любая профилактическая работа в школе должна строиться таким образом, чтобы воздействие приходилось на «защитные факторы», усиливая их, и на «факторы риска», уменьшая их. Однако следует отдавать себе отчет в том, что, начиная профилактическую работу в школе, педагог неминуемо столкнется с проблемой наличия в школьной среде различных по степени знакомства с ПАВ групп учащихся. Одни вовсе не будут знакомы с табаком, алкоголем, наркотиками, другим вкус химических веществ будет известен, а кто-то может быть активным их потребителем.

Имеется много педагогических технологий, которые позволяют педагогу включать учеников в интересную, неконфликтную, не соревновательную кооперативную работу на уроке: различные технологии пар сменного состава, работа в малых группах и т.п. Особое внимание необходимо уделить технологиям оценивания. Несправедливое, по мнению учащихся, оценивание бывает причиной употребления ПАВ.   Исследования показывают, что многие технологии оценивания являются неточными и ненадежными.   Требуется большая работа педагога, чтобы у учеников складывалось мнение о справедливости оценки. Это поможет в некоторых случаях не провоцировать детей употреблять ПАВ. На уровне класса можно запустить систему самоуправления, в которой у каждого ученика будет какая-то роль (президент, член правительства, депутат думы, сотрудник сектора ликвидации пробелов, сотрудник сектора по психологическому климату в классе и т.п.). Могут быть введены роли посредников. Правильно организованная система самоуправления позволяет создать атмосферу отторжения вредных для каждого его члена воздействий, в том числе и употребление ПАВ. Система самоуправления может быть запушена и на уровне всей школы. Опыт петербургских школ показывает, что эта система позволяет включить детей в значимую и интересную для них деятельность.

Приоритетной формой формирования жизненных навыков в профилактической работе признан тренинг. Тренинг «Умения говорить «нет»» позволяет подготовить ученика к ситуациям, когда его будут склонять к употреблению ПАВ. Однако необходимо помнить, что умение без соответствующего отрицательного отношения к ПАВ не может быть гарантом успеха. Также известно, что дети в основном сами выбирают себе друзей, и это более значимый фактор, чем умение говорить «нет». Поэтому необходимо в ученике создать потребность не вступать в контакт с теми подростками, которые имеют неоднократный опыт употребления ПАВ. Фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия коллажирование, используемые с учащимися, позволяют педагогу проводить эффективную работу по коррекции эмоциональных состояний школьников различных возрастных групп.

Если детям предоставляется широкая возможность заниматься спортом, наукой, искусством, различными КТД и т. п., то у них не будет ни времени, ни сил, ни желания употреблять ПАВ.

Большое значение в профилактике злоупотребление ПАВ имеет и установление с родителями учеников доверительных отношений. Из доступных нам отечественных программ профилактики, только в работе Т.И.Петраковой [17] указывается, что родителей надо не только вовлекать в активную профилактическую деятельность, но и научить вести диалог со своим детьми о ПАВ. В этой связи упоминается известная обучающая игровая ситуация «упаковка рюкзака на всю жизнь», в которой участвуют все члены семьи. Она может служить хорошим примером совместным проведением времени детей и взрослых, которых обычно трудно мотивировать на подобную деятельность [17 c.27].

Какие бы технологии не использовал педагог в своей деятельности по организации профилактикой работы, если он не будет прислушиваться к тому, что говорят его ученики, что они чувствуют, чем живут, то удачного тандема не будет.



Литература:

1.Николаева, Л.П. . Уроки профилактики наркомании в школе [Текст]: Пособие для учителей /Л.П. Николаева, Д.В. Колесов. – М.: Воронеж: МОДЭК, 2002. - 432с.

2. О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде // Вестник образования. - 2000 г. - № 8. – С. 17 - 25

3. Петракова, Т.И. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков [Текст] / Т.И. Петракова. - М., 2000. – 178 с.

4. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании [Текст] / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.: Институт психотерапии, 2000. – 240 с.