СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Технология критического мышления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о технологии критического мышления на уроке английского языка.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Технология критического мышления"»

Содержание

1.Введение 3

2. Актуальность использования технологии развития критического мышления в современной школе. 4

3. Психолого-педагогические аспекты развития критического мышления. 5

4. Технология развития критического мышления – стадии и методические приёмы. 5

5. Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка. 6

6.Заключение 8

7.Литература 9





































1.ВВЕДЕНИЕ

Происходящая в последнее время переориентация оценки результатов образования с понятий “образованность”, “воспитанность”, “общая культура” на понятия “компетентность” и “компетенция” звучит призывом к организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода. Именно компетентностный подход как одно из оснований обновления образования призван обеспечить “достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования” [3, c. 8].

Учебный предмет «Иностранный язык», в частности «Английский язык» можно считать компетентностным, поскольку основой его содержания является практическая деятельность, где главной целью обучения иностранным языкам выступает овладение иноязычной коммуникативной компетенцией. Коммуникативная компетенция – способность и готовность использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимодействия в ситуациях устного и письменного общения.

Основным средством формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка выступают различные технологии, формы и методы.

На мой взгляд, одной из интереснейших современных образовательных технологий, которая позволяет реализовать компетентностный подход, является технология развития критического мышления.

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Необходимо отметить, что основная идея технологии полностью согласуется с традициями российской методики, где «развитие мышления – неотъемлемая часть процесса овладения языком».[6, с.12] Л.В. Щерба указывал, что «филология должна вскрывать тончайшие связи между мыслями и материей языка».[8, c.9]















2. Актуальность использования технологии развития критического мышления в современной школе.

Наше стремительное время требует от человека умения самостоятельно ориентироваться в потоке информации; умения осуществлять перенос знаний из разных областей человеческой деятельности и науки в конкретную ситуацию; умения работать с различными видами текстов, способности осуществлять сотрудничество в деятельности.

Критическое мышление обеспечивает способность применения полученных знаний в нестандартных ситуациях, оно является обязательным условием исследовательской деятельности. Критическое мышление необходимо каждому человеку для обработки информации, получаемой из СМИ и сети Интернет, осуществления гражданских прав, критического восприятия рекламы, формирования адекватной самооценки.

Обобщая всё вышесказанное, я могу смело утверждать, что формирование критического мышления у школьников является жизненной необходимость в современном мире.

Критическое мышление – педагогическая технология, которая существует с 1997 года при финансовой поддержке института «Открытое общество и координирование» Международной ассоциации чтения.

Существует много различных определений критического мышления. Американская философская ассоциация формулирует его как целеустремлённое, саморегулирующееся суждение, которое завершается интерпретацией, анализом, оценкой и интерактивностью. Американский исследователь Д.Эллис в своей монографии «Активный мыслитель» пишет, что учащиеся, обладающие критическим мышлением, понимают разницу между фактом и мнением, задают вопросы, делают интересные подробные наблюдения.[6, с. 21]

Для формирования способности мыслить критически необходимо создание определённой учебной среды, в частности на уроках иностранного языка, посредством разнообразных педагогических технологий

Эффективность образовательной технологии маловероятна при отсутствии педагогической техники и взаимодействия учителя и ученика, проявляющегося в предъявлении и принятии учебных задач и заданий. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (сокращенно - РКМЧП или КМ) выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Именно поэтому я сделали свой педагогический выбор в пользу стратегии обучения английскому языку с использованием технологии КМ.

3. Психолого-педагогические аспекты развития критического мышления.

Любой ли человек может мыслить критически? Ж. Пиаже писал, что к 14-16 годам у человека наступает этап, когда создаются наилучшие условия для развития критического мышления. Вместе с тем это вовсе не означает, что данные навыки развиты у всех в одинаковой степени.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет [10, c. 56]:

  1. Готовность к планированию.

  2. Гибкость.

  3. Настойчивость.

  4. Готовность исправлять свои ошибки.

  5. Осознание.

  6. Поиск компромиссных решений.

Возраст учащихся 9-11 классов относится к периоду ранней юности. К концу этого периода юноши и девушки обычно достигают физической зрелости. Завершается период бурного роста и развития организма, наступает относительно спокойное время физического развития. Происходит дальнейшее развитие их интеллектуальной сферы. Растет сознательное отношение к учению и труду, познавательные интересы приобретают более устойчивый характер. Мыслительная деятельность, процессы анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования достигают такого уровня развития, который стимулирует самостоятельную творческую деятельность старшеклассников, побуждают их к поиску причинно-следственных связей между явлениями, развивают критическое мышление, умения доказывать, аргументировать. Старшеклассники чаще задаются вопросом «Почему?», их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна [2, c.156].

На основе данной психолого-педагогической характеристики, можно утверждать, что технологию развития критического мышления целесообразно применять на старшей ступени обучения, при этом можно начать с 8 класса.

4. Технология развития критического мышления – стадии и методические приёмы.

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура технологии развития критического мышления через чтение и письмо, разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Меридитом и Ч. Темплом, стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Она является общепедагогической, надпредметной [6, c.28].

В основу технологии положен базовый дидактический цикл. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Итак, технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты сможешь их применить.

Схематично стадии урока и соответствующие им методы и приёмы представлены в таблице. (Приложение 1)

Так как данная технология предусматривает развитие КМ через чтение и письмо, то считаю необходимым привести пример организации урока обучения чтению. В приведенной разработке используется стратегия графической систематизации информационного материала. Выбор заданий и формы его проведения определяются учителем, исходя из задач урока, типа текста и языковых возможностей учащихся. (Приложение 2)

5. Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка.

Авторы современных УМК все больше внимания уделяют развитию КМ, методам работы с информационным и художественным текстом. В качестве удачных примеров можно привести УМК для старшей школы “New Millennium English”, авторов О.Л. Гроза и др. а также учебники для среднего звена “Enjoy English” авторов М.З. Биболетовой и др., которые я использую в своей работе.

Итак, какой же должна быть информация, способствующая развитию критического мышления? Известно, что хорошо усваивается та информация, которая актуальна. Однако, мы, учителя, не всегда имеем представление о том, что думают наши ученики по поводу “актуальности” учебного материала и какие цели они ставят перед собой на уроке. Я думаю, что очень важно сделать акцент именно на начальной стадии урока – стадии вызова (Evocation). Задача учителя, реализующего принципы КМ, стимулировать интерес к новому знанию через “извлечение” уже известного по теме и выяснить появившиеся вопросы. Возникшие вопросы вызывают потребность в новых знаниях. Этап вызова подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут раскрываться на следующих этапах занятия. Эта стадия урока хорошо знакома учителям, которые работают по технологии проблемного обучения. В классической педагогике ее называют созданием мотива к обучению, который способствует появлению или усилению как внешней, так и внутренней мотивации в познании нового материала.

Система приемов организации стадии вызова включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетание с парной и групповой работой. Необходимо заметить, что в выборе приемов для урока должны соблюдаться определенная последовательность и логика. Например, если на этапе вызова применялись “ключевые термины” или “перепутанные логические цепочки”, то на этапе рефлексии целесообразно вернуться к выполненным до чтения текста заданиям и предложить учащимся повторно выстроить предложенные события или понятия в хронологической или причинно-следственной последовательности. На своем опыте я убедились, что, в большинстве своем, данные приемы просты в подготовке и реализации.

Разумеется, не все приемы могут быть использованы в повседневной работе, но, вооружившись даже несколькими из них, учитель может повысить результативность учебного процесса, его эмоционально-мотивационный уровень.

В качестве примера можно привести подборку приемов (УМК М.З. Биболетовой и др. “Enjoy English-5-6” Unit 3 “Learning More About Each Other”). Применяемые стратегии: инвентаризация, графическая систематизация материала (ранжирование), “мозговая атака”, “толстые и тонкие вопросы”. Учебная цель – систематизировать лексические навыки через аудирование, говорение, письмо. Коммуникативная цель – обмен мнениями о том, каким должен быть настоящий друг, какой должна быть идеальная семья, какие качества в людях наиболее ценны и т.д. (Приложение 3)











6.Заключение.

Развитие критического мышления является неотъемлемой частью модернизации современной школы в целом и оптимизации обучения английскому языку в частности. Актуальность данной темы связана не только с особой формой контроля знаний – ЕГЭ, но и обусловлена практической потребностью общества в личности, обладающей определёнными качествами мышления. Эта потребность основана на развитии тенденции продвижения страны к свободному информационному обществу, которому соответствует свободная творческая личность. Свобода мышления подразумевает его критическую направленность. На уроках английского языка формирование критического мышления осуществляется, прежде всего, через такие виды речевой деятельности, как чтение, письмо и устная речь.

Думается, что основное преимущество технологии развития критического мышления заключается в том, что выполнение её основных положений приводит к полному удовлетворению многих требований Закона об образовании РФ:

  • она обеспечивает 100% достижение целей обучения всеми учащимися, хотя бы на обязательном первом уровне усвоения, что соответствует выполнению минимального требования Госстандарта; соблюдаются принципы демократизации и гуманизации образования;

  • создаётся атмосфера для роста самоуважения личности, укрепление её уверенности в себе, удовлетворение основной потребности – потребности в самоуважении.

Конечно, далеко не все, что заложено в технологии КМ, мне удаётся реализовать в своей деятельности, это обусловлено объективными причинами и трудностями. Например, отсутствие сформированности у учащихся ряда качеств, о которых упоминает Д. Халперн, приводит к невозможности осуществления учебного процесса в русле данной методики.

Следует отметить, что такие задания, как: ответы на поставленные вопросы, организация устных и письменных круглых столов, дискуссии, написание творческих работ - которые выступают логическим завершением занятия на стадии рефлексии - иногда оказываются слишком трудными для некоторых учащихся, поскольку требуют определённой языковой и речевой подготовки.

В заключении, мне хочется отметить, что я делаю первые шаги к пониманию и реализации данной технологии, многое предстоит опробовать и исследовать, сделать выводы и принять соответствующее решение.







7.Литература

  1. Власова Е. Б. Развитие критического мышления при обучении английскому языку. // ИЯШ.- 2010.- №10.- С.- 24-25.

  2. Бим И.Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы. Проблемы и перспективы. – М.: Просвещение, 2007. – 297с.

  3. Гроза О.Л., Мичурина М.Л. Программа курса английского языка к УМК Английский язык нового тысячелетия для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2010 – 224с.

  4. Душина И.В. Методика и технология обучения: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 203с.

  5. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб, 2003 – 179с.

  6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004.- 175 с.

  7. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии.- 2004.- №2.- С. 7.

  8. Миролюбов А.А. Специфика обучения грамматике и фонетике иностранного языка. – М.:МИОО, 2005. – 64с.

  9. Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо// Русский язык.: газ. Издат. дома «Первое сентября».- 2005.- №3.- с. 27-29.

  10. Сухова Л. В. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка// ИЯШ.- 2006.- № 1.- С.32.

  11. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.















9