СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Технология проектирования современных практических занятий"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие (лат. prakticos - деятельный) – форма учебного занятия, в ходе которого преподаватель организует рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины, МДК и формирует умения и навыки их практического применения путем индивидуального или группового выполнения студентами сформулированных задач.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Технология проектирования современных практических занятий"»


Технология проектирования современных практических занятий

Беломестная Н.Н. – мастер п/о

ОБПОУ «КГТТС»

Практическое занятие (лат. prakticos - деятельный) – форма учебного занятия, в ходе которого преподаватель организует рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины, МДК и формирует умения и навыки их практического применения путем индивидуального или группового выполнения студентами сформулированных задач.

Цель практических занятий - формирование у студентов профессиональных умений и практических навыков, формирование личности будущих специалистов. Практические занятия являются подготовкой студентов к выполнению лабораторных работ.

Практические занятия способствуют:

  • обобщению, систематизации, углублению, закреплению полученных теоретических знаний по конкретным темам учебных дисциплин и профессиональным модулям;

  • формированию умений применять полученные профессиональные знания в учебных условиях;

  • приобретению студентами умений и навыков использования современных теоретических положений и научно-технических приемов, методов в решении конкретных практических задач;

  • интеграции мыслительной и практической деятельности обучающихся;

  • развитию интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных;

  • выработке при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств как самостоятельность, коммуникативность, мобильность, ответственность, точность, развитие творческого профессионального мышления, профессиональной и познавательной мотивации;

  • организации оперативной обратной связи педагога и студентов.

Для того, чтобы спроектировать практическое занятие, которое даст возможность лучше всего организовать учебно-познавательную, профессионально-эвристическую, исследовательскую и другие виды деятельности студентов, преподаватель должен пройти 9 шагов:

    1. Определить дидактическую цель практического занятия.

    2. Определить вид практического занятия.

    3. Спланировать внутреннее строение (элементы) практического занятия, обеспечивающее целостность занятия и сохранение основных его характеристик при различных вариантах (каждый из видов предусматривает определенное наличие и последовательность структурных элементов).

    4. Разработать структуру практического занятия.

    5. Определить деятельность преподавателя и студента на каждом этапе.

    6. Подобрать каждому этапу практического занятия методы и приемы работы, способы организации деятельности студентов, активизирующие познавательную деятельность.

    7. Продумать форму проведения практического занятия.

    8. Определить способ оценки результатов практического занятия, рефлексию и результат собственной деятельности.

Отталкиваясь от данной типологии, можно выделить следующие виды практического занятия:

Вид занятия

Цель практического занятия

Методическая основа

установочное


практическое занятие на применение знаний и умений

применение теоретических положений в условиях решения учебных задач и выполнения упражнений по образцу

тренировочное


практическое занятие формирования умений и навыков

обобщение и систематизация усвоенного материала и включение его в систему ранее усвоенных умений, навыков и практического опыта

исследовательское


практическое занятие на углубление сформированных компетенций

процесс формирования конструктивных умений студентов, неформального усвоения учебного материала

творческое

интегрированное практическое занятие

самостоятельное творческое

использование сформированных умений и навыков

Во всех практических занятиях выделяются три части: вступительная, основная, заключительная.

Вступительная часть: самоопрделение к деятельности; организация начала практического занятия; определение темы, цели и задач практического занятия; актуализация опорных знаний; инструктаж дальнейших действий студентов по выполнению заданий практического занятия.

Основная часть: решение задач, ситуаций; выполнение упражнений; конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях; самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях.

Заключительная часть: осуществление контроля за процессом выполнения заданий и результатом выполнения; самоконтроль; осуществление коррекции; подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности студентов (рефлексия).

С точки зрения современного учебного занятия, эти этапы можно определить как мотивационно-целевые; операционно-деятельностные, рефлексивно-оценочные. Преподаватель, конструируя практическое занятие, выбирает те или иные структурные элементы. Выбор будет зависеть от вида практического занятия, его дидактической цели, содержания материала, методов и приемов обучения, способов организации учебной деятельности.

В конструировании практического учебного занятия преподаватель определяет деятельность студента на каждом этапе. При проведении современного практического занятия видно принципиальное изменение деятельности преподавателя и студента, что способствует повышению уровня самостоятельности обучающихся: преподаватель выполняет роль консультанта для тех, кому нужна помощь; организовывает работу студентов по постановке учебной задачи, по поиску и обработке информации, по обобщению способов деятельности.

Активизация деятельности студентов определяется через формулировку заданий. Сравним позицию преподавателя. Традиционная деятельность преподавателя – это 93% репродуктивных заданий. Например: назовите, решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните. И лишь 7% заданий – с формулировкой: исследуйте, проанализируйте (чаще только для самых сильных обучающихся). Современная деятельность преподавателя значительно отличается от традиционной, т.к. не менее 70% составляют эвристические и творческие задания. Например: проанализируйте, докажите или объясните, сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите или сделайте вывод, выберете решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте.

С целью деятельностного подхода к организации работы студентов, следующим этапом конструирования практического занятия является подбор эвристических приемов: деловая игра, семинар в разных видах, исследования, конференции, мировоззренческий марафон.

Завершающий этап – определение способа оценки результатов собственной деятельности и рефлексия. На данном этапе преподаватель должен подумать: что контролировать, как контролировать, как использовать результаты контроля. Меняется позиция преподавателя. Традиционная отметка за выполнение репродуктивных заданий – «решил», «не решил», «из пяти заданий выполнил …». Способности к самоконтролю, самооценке и самоанализу – современная оценка преподавателя деятельности студента. Таким образом, конструирование современного практического занятия требует от преподавателя пересмотра своей позиции и позиции студента в учебном процессе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!