Технология проектирования современных практических занятий
Беломестная Н.Н. – мастер п/о
ОБПОУ «КГТТС»
Практическое занятие (лат. prakticos - деятельный) – форма учебного занятия, в ходе которого преподаватель организует рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины, МДК и формирует умения и навыки их практического применения путем индивидуального или группового выполнения студентами сформулированных задач.
Цель практических занятий - формирование у студентов профессиональных умений и практических навыков, формирование личности будущих специалистов. Практические занятия являются подготовкой студентов к выполнению лабораторных работ.
Практические занятия способствуют:
обобщению, систематизации, углублению, закреплению полученных теоретических знаний по конкретным темам учебных дисциплин и профессиональным модулям;
формированию умений применять полученные профессиональные знания в учебных условиях;
приобретению студентами умений и навыков использования современных теоретических положений и научно-технических приемов, методов в решении конкретных практических задач;
интеграции мыслительной и практической деятельности обучающихся;
развитию интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных;
выработке при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств как самостоятельность, коммуникативность, мобильность, ответственность, точность, развитие творческого профессионального мышления, профессиональной и познавательной мотивации;
организации оперативной обратной связи педагога и студентов.
Для того, чтобы спроектировать практическое занятие, которое даст возможность лучше всего организовать учебно-познавательную, профессионально-эвристическую, исследовательскую и другие виды деятельности студентов, преподаватель должен пройти 9 шагов:
Определить дидактическую цель практического занятия.
Определить вид практического занятия.
Спланировать внутреннее строение (элементы) практического занятия, обеспечивающее целостность занятия и сохранение основных его характеристик при различных вариантах (каждый из видов предусматривает определенное наличие и последовательность структурных элементов).
Разработать структуру практического занятия.
Определить деятельность преподавателя и студента на каждом этапе.
Подобрать каждому этапу практического занятия методы и приемы работы, способы организации деятельности студентов, активизирующие познавательную деятельность.
Продумать форму проведения практического занятия.
Определить способ оценки результатов практического занятия, рефлексию и результат собственной деятельности.
Отталкиваясь от данной типологии, можно выделить следующие виды практического занятия:
Вид занятия | Цель практического занятия | Методическая основа |
установочное | практическое занятие на применение знаний и умений | применение теоретических положений в условиях решения учебных задач и выполнения упражнений по образцу |
тренировочное | практическое занятие формирования умений и навыков | обобщение и систематизация усвоенного материала и включение его в систему ранее усвоенных умений, навыков и практического опыта |
исследовательское | практическое занятие на углубление сформированных компетенций | процесс формирования конструктивных умений студентов, неформального усвоения учебного материала |
творческое | интегрированное практическое занятие | самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков |
Во всех практических занятиях выделяются три части: вступительная, основная, заключительная.
Вступительная часть: самоопрделение к деятельности; организация начала практического занятия; определение темы, цели и задач практического занятия; актуализация опорных знаний; инструктаж дальнейших действий студентов по выполнению заданий практического занятия.
Основная часть: решение задач, ситуаций; выполнение упражнений; конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях; самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях.
Заключительная часть: осуществление контроля за процессом выполнения заданий и результатом выполнения; самоконтроль; осуществление коррекции; подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности студентов (рефлексия).
С точки зрения современного учебного занятия, эти этапы можно определить как мотивационно-целевые; операционно-деятельностные, рефлексивно-оценочные. Преподаватель, конструируя практическое занятие, выбирает те или иные структурные элементы. Выбор будет зависеть от вида практического занятия, его дидактической цели, содержания материала, методов и приемов обучения, способов организации учебной деятельности.
В конструировании практического учебного занятия преподаватель определяет деятельность студента на каждом этапе. При проведении современного практического занятия видно принципиальное изменение деятельности преподавателя и студента, что способствует повышению уровня самостоятельности обучающихся: преподаватель выполняет роль консультанта для тех, кому нужна помощь; организовывает работу студентов по постановке учебной задачи, по поиску и обработке информации, по обобщению способов деятельности.
Активизация деятельности студентов определяется через формулировку заданий. Сравним позицию преподавателя. Традиционная деятельность преподавателя – это 93% репродуктивных заданий. Например: назовите, решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните. И лишь 7% заданий – с формулировкой: исследуйте, проанализируйте (чаще только для самых сильных обучающихся). Современная деятельность преподавателя значительно отличается от традиционной, т.к. не менее 70% составляют эвристические и творческие задания. Например: проанализируйте, докажите или объясните, сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите или сделайте вывод, выберете решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте.
С целью деятельностного подхода к организации работы студентов, следующим этапом конструирования практического занятия является подбор эвристических приемов: деловая игра, семинар в разных видах, исследования, конференции, мировоззренческий марафон.
Завершающий этап – определение способа оценки результатов собственной деятельности и рефлексия. На данном этапе преподаватель должен подумать: что контролировать, как контролировать, как использовать результаты контроля. Меняется позиция преподавателя. Традиционная отметка за выполнение репродуктивных заданий – «решил», «не решил», «из пяти заданий выполнил …». Способности к самоконтролю, самооценке и самоанализу – современная оценка преподавателя деятельности студента. Таким образом, конструирование современного практического занятия требует от преподавателя пересмотра своей позиции и позиции студента в учебном процессе.