Технология творчества на уроках музыки как способ развития личности школьника.
Современное общество выдвигает высокие требования к образованию. Основная образовательная программа, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС, основополагающей целью ставит воспитание творческого, социально- активного человека. Прежде всего, это обусловлено радикальными экономическими, социальными, культурными изменениями. Поэтому необходимо формировать активную, инициативную личность, способную к созидательной, творческой деятельности. В связи с этим современная школа ориентирована на организацию качественно иного уровня учебно-воспитательной работы, направленной на развитие творческого потенциала обучающегося. Развитие творческой активности на уроках музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального образования. «Музыкальное творчество детей - самый действенный способ их развития» (Б.В.Асафьев). Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, воображение. В процессе творчества у него возникает интерес не только к результату, но и в первую очередь к процессу музыкальной деятельности, в которой ученик открывает что-то новое для себя самого. В момент творчества человек наиболее полно осознает себя как личность. «Творчество обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития» (Б.В.Давыдов). Рост творческого потенциала личности предполагает использование учителем разнообразных форм учебной деятельности.
Технология- это совокупность приемов и методов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. (Толковый словарь).
Технология- это система целенаправленной деятельности по воплощению какой-либо концепции, образовательного процесса в его единстве.
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). В технологии обучения содержание, методы и средства находятся во взаимосвязи.
В развитии творческой активности обучающихся на уроках музыки наиболее продуктивно используются следующие методы:
-Метод размышления о музыке. (Д.Б.Кабалевский).
-Метод контрастных сопоставлений. (О.П. Радынова).
Технология обучения- это составная часть дидактической системы.(Н.Чошанов), которая включает в себя помимо методов наглядные средства обучения. Педагогическая ценность дидактических пособий в том, что они с учетом возрастных особенностей открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненную практику, формируют мыслительные и творческие способности личности.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого школьника есть свои способности и таланты. Для достижения высоких результатов, ребенок должен «прожить» все этапы развития, характерные для творческой деятельности:
Одним из наиболее распространенных видов творческой деятельности ребенка являются вокальные импровизации. Задания по импровизации простейших песенных перекличек, мелодий первоклассникам предлагаются с первого урока. Учитывая психологические особенности младших школьников (стеснительность, неустойчивость внимания), для формирования творческой активности используются куклы-перчатки (зайчик, белочка, петушок и др.). Учитель от лица куклы-перчатки поет вопрос: «Как тебя зовут?», в ответ ребенок пропевает свое имя. Следующий этап: от лица своей куклы- перчатки пролаять как собачка, прокукарекать как петушок, затем спеть кличку зверька радостно, печально, важно. На следующем этапе ученики ведут музыкальный разговор от лица игрушек. Песня М.Скребковой «Зайка, зайка, где бывал?» Музыкальные ответы варьируются: на лужайке танцевал; по лесочку я гулял; на полянке отдыхал. Импровизация от лица куклы-перчатки снимает скованность, повышает активность детей.
Один из сущностных признаков детского творчества- это синкретичность, о которой писал Л.С.Выготский, когда «отдельные виды искусства еще не расчленены и не специализированы». Этот принцип получил отражение в комплексных заданиях. Так, после слушания пьесы Л.Бетховена «Веселая. Грустная», предлагается с помощью моделей выложить последовательность частей. Так в опоре на наглядно-образное мышление осваивается смена настроения в музыке и 3-х частная форма построения. Далее дети выполняют пластическую импровизацию, придумывая разнохарактерные движения во время повторного звучания пьесы. Для закрепления знаний, что музыка выражает различные чувства, предлагается сочинить веселую и грустную песенки на заданный текст. Стихи А.Барто «Наша Таня», «Зайка», «Самолет» хорошо знакомы детям. На вопрос, грустную или веселую мелодию вы бы сочинили к этим стихам, дети с легкостью отвечают правильно.
Разные виды импровизаций: песенной, пластической, голосовой так же развивают инициативность школьников. Тема «Форма в музыке (вариация)». Предварительное разучивание мелодии на слова «Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?» (обр.рнм Е.Тиличеевой), обсуждается характер персонажей, их движения, и голосовые интонации животных.
Творческие задания сочинить мелодию на заданный текст используются и при мелодизации сказки «Репка» с использованием картонажного театра. Процесс усвоения «музыкального языка» облегчается при использовании на уроках пособия «Цветик-семицветик» (О.Радыновой),где каждому элементу муз.речи соответсвует 3 типа моделей.
Школьники очень любят исполнять импровизации на фоно и детских музыкальных инструментах. Обучающимся предлагается сочинить мелодию на черных клавишах пианино, где они передают мелодии башкирского национального колорита, подражать явлениям природы: капает дождик, прыгает зайчик, передвигается медведь -так осваивается и понятие «регистр».
XXI век - век высоких компьютерных технологий. Сегодняшнее обучение невозможно представить без мультимедиа, которые обладают огромным потенциалом для интеллектуального и эмоционально-личностного развития школьников.
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. В прошлом году наш кабинет музыки был оснащен мультимедийным проектором, который позволяет проводить уроки современно, а школьникам выполнять творческие задания в форме компьютерной графики, презентаций, докладов.
Внедрение компьютера в учебный процесс способствует развитию обучаемого как личности, формирует у него потребность в самообразовании, саморазвитии.
Становление творческой индивидуальности является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий осознанным интересом к творчеству, умеющий реализовывать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменившимся условиям и требованиям жизни, способен к самосовершенствованию, развивается активная жизненная позиция, умение ориентироваться в современной жизни.
Спасибо за внимание.