ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Игнатова Анастасия Евгеньевна
студентка Красноярского педагогического колледжа № 1 им. М. Горького
(Российская Федерация., г. Красноярск)
Аннотация. Данная статья посвящена роли текстовых задач в процессе обучения математике в начальной школе. Подробно рассматриваются методы использования текстовых задач для формирования математической грамотности младших школьников. Приведены примеры успешного применения текстовых задач на практике, а также даны рекомендации для педагогов по эффективному использованию данного инструментария в образовательном процессе.
Ключевые слова: текстовая задача, математическая грамотность.
ВВЕДЕНИЕ
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее – ФГОС НОО) одним из требований к реализации программы начального общего образования является формирование функциональной грамотности [1, п. 34.2]. Чтобы сформировать у школьников функциональную грамотность, педагогам следует работать с каждым её компонентом, в том числе – с математической грамотностью.
Значимость формирования математической грамотности также обозначена во ФГОС НОО. Одним из важнейших предметных результатов по предмету «Математика» является: «использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях» [1, п. 43.4]. А.А. Леонтьев считал, что математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира [4].
Таким образом, школа должна подготовить функционально грамотного ученика для того, чтобы он легко мог ориентироваться, решать задачи, с которыми сталкивается каждый день. Задача учителя – не просто дать знания и умения, а научить применять математику в разных жизненных ситуациях, используя при этом разные подходы.
Однако анализ результатов всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) по математике показывает, что обучающиеся затрудняются применять математику для описания жизненных ситуаций (таблица 1).
Таблица 1. Результаты выполнения задания 4 ВПР за 2021-2023 гг.
№ | Умение | Средний % выполнения задания обучающимися Красноярского края |
2021 | 2022 | 2023 |
4 | Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений | 60,33 | 53,15 | 60,32 |
Проанализировав результаты ВПР за 3 года по выполнению задания 4, направленного на проверку умения использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов и процессов, можно заметить, что с ним не справляются более трети выпускников начальной школы [3].
Таким образом, остается актуальным вопрос о исследовании способов формирования математической грамотности. В качестве такого способа мы предлагаем рассмотреть решение текстовых задач.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Текстовые задачи как средство обучения
В наше время важно начинать работу над формированием математической грамотности уже у младших школьников, чтобы в дальнейшем у них не возникло проблем при решении задач, связанных с реальными, жизненными ситуациями, а также формировалось понимание необходимости математических знаний и интереса к математике. Таким образом, задача учителя – не только вооружить школьника значимым объемом знаний и умений, но научить применять и интерпретировать математику в различных ситуациях, используя разнообразные подходы. Это возможно в рамках реализации межпредметной интеграции, который способствует формированию представлению о единой картине мира и возможности применять полученные знания в окружающей действительности.
В результате изучения курса математики начальной школы обучающийся овладевает следующими навыками:
владение базовыми математическими операциями: сложение, вычитание, умножение и деление;
понимание концепций числа и цифр, включая различия между ними и умение записывать числа в письменной форме;
решение простых математических задач, использование арифметических операций для решения задач;
понимание концепций единиц измерения, такие как длина, масса и время;
работа с геометрическими фигурами и пространственными представлениями;
умение читать графики и диаграммы;
понимание различных математических терминов и определений;
развитие логического мышления и умения решать проблемы.
Все представленные навыки помогают младшему школьнику развиваться в области математики и строить базу для более сложных математических операций и концепций в будущем, однако являются академической характеристикой результатов обучения.
Виды текстовых задач
Существуют разные подходы к определению понятия «текстовая задача». Рассмотрим определение, которое дает А.П. Тонких: «текстовая задача – есть описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого отношения» [4].
Существуют различные классификации методов решения текстовых задач. Л. П. Стойлова выделяет четыре метода решения текстовых задач: арифметический; алгебраический; графический; практический (предметный).
Решить задачу арифметическим методом – это значит найти ответ на вопрос задачи посредством выполнения арифметических действий над числами.
Решить задачу алгебраическим методом – это значит найти ответ на вопрос задачи путем составления и решения уравнения.
Если ответ на вопрос текстовой задачи можно дать, опираясь только на чертеж, то такой метод решения называется графическим.
Практическим называется метод, при котором поиск решения и само решение задачи выполнено на основе теоретико–множественного истолкования операций над числами [2].
Решение текстовых задач осуществляется поэтапно. Последовательность этапов обусловлена логикой условия задачи. Между тем, следует отметить, что единого взгляда на количество этапов и их названия в методике до сих пор нет.
Этапы работы над текстовыми задачами
Традиционно принято выделять следующие этапы:
1 этап – анализ задачи, цель которого состоит в понимании задачи;
2 этап – поиск и составление плана решения задачи, назначение этапа – установить связь между данными и искомыми объектами, наметить последовательность действий;
3 этап – осуществление плана решения задачи, назначение которого найти ответ на вопрос задачи (выполнить требование задачи);
4 этап – проверка решения задачи, цель которого состоит в установлении правильности или ошибочности выполненного решения;
5 этап – формулировка ответа на вопрос задачи (вывода о выполнении требования).
При решении текстовых задач развиваются такие навыки как аналитическое мышление, логика, умение выявлять и анализировать информацию, синтезировать знания, понимание принципов и связей между различными понятиями, умение применять полученные знания на практике, а также творческое и критическое мышление.
Примеры текстовых задач
Задача 1. В одной коробке 10 карандашей, а в другой 6 карандашей. Сколько всего карандашей в этих двух коробках?
Задача 2. У Васи было 5 тетрадей в клетку и столько же тетрадей в линейку. Он дал другу 2 тетради. Сколько всего у Васи было тетрадей сначала? Сколько тетрадей осталось? [5].
5 . Рекомендации для учителей
Учителям следует создавать условия для практики текстовых задач, использовать различные методы, включая групповые проекты и игровые формы обучения. Важно адаптировать задачи под интересы детей, чтобы повысить их мотивацию к обучению. Большинство школьных задач направлено на использование типичных математических моделей и часто сюжет не обладает ситуационной значимостью и новизной формулировки, в задачах редко используется личный опыт обучающихся (например, дорога в школу, покупки в магазине, экскурсия в музей и т. п.). Это значит, что учителям нужно адаптировать и разрабатывать задачи самим, чтобы они имели эффективность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы был выполнен анализ методической литературы по темам «Математическая грамотность» и «Текстовые задачи». Рассмотрев. математическую грамотность как часть функциональной грамотности и выделили, что ключевым в функциональной и математической грамотности является личный опыт, умения и знания ученика, выделили компоненты функциональной грамотности.
Таким образом, текстовые задачи являются важным инструментом в формировании математической грамотности младших школьников. Их использование способствует не только развитию вычислительных навыков, но и формирует у детей критическое мышление и способность решать нестандартные проблемы. Педагогам следует активно применять текстовые задачи в учебном процессе, систематически демонстрируя их практическое значение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ . – (Дата обращения: 28.09.2023).
Гузова Е.И. "Работа с текстовыми задачами в начальной школе". Москва, 2014.
ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Краткая информационная справка об исследование TIMSS. https://clck.ru/ZHceb (Дата обращения: 28.10.2023)
Жидкова И.В. "Методическое пособие по работе с текстовыми задачами в младшем школьном возрасте". Москва, 2016.
Моро М.И., Бантова М.А. Учебник «Математика 2 класс» https://uchebniksonline.ru/uchebniki/2-klass/matematika-2-klass-1-chast-moro-bantova-shkola-rossii