СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья текстовые задачи как средство формирования математической грамотности у обучающихся начальной школы

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена роли текстовых задач в процессе обучения математике в начальной школе. Подробно рассматриваются методы использования текстовых задач для формирования математической грамотности младших школьников. Приведены примеры успешного применения текстовых задач на практике, а также даны рекомендации для педагогов по эффективному использованию данного инструментария в образовательном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Статья текстовые задачи как средство формирования математической грамотности у обучающихся начальной школы»

ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Игнатова Анастасия Евгеньевна

студентка Красноярского педагогического колледжа № 1 им. М. Горького

(Российская Федерация., г. Красноярск)

Аннотация. Данная статья посвящена роли текстовых задач в процессе обучения математике в начальной школе. Подробно рассматриваются методы использования текстовых задач для формирования математической грамотности младших школьников. Приведены примеры успешного применения текстовых задач на практике, а также даны рекомендации для педагогов по эффективному использованию данного инструментария в образовательном процессе.

Ключевые слова: текстовая задача, математическая грамотность.



ВВЕДЕНИЕ


Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее – ФГОС НОО) одним из требований к реализации программы начального общего образования является формирование функциональной грамотности [1, п. 34.2]. Чтобы сформировать у школьников функциональную грамотность, педагогам следует работать с каждым её компонентом, в том числе – с математической грамотностью.

Значимость формирования математической грамотности также обозначена во ФГОС НОО. Одним из важнейших предметных результатов по предмету «Математика» является: «использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях» [1, п. 43.4]. А.А. Леонтьев считал, что математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира [4].

Таким образом, школа должна подготовить функционально грамотного ученика для того, чтобы он легко мог ориентироваться, решать задачи, с которыми сталкивается каждый день. Задача учителя – не просто дать знания и умения, а научить применять математику в разных жизненных ситуациях, используя при этом разные подходы.

Однако анализ результатов всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) по математике показывает, что обучающиеся затрудняются применять математику для описания жизненных ситуаций (таблица 1).

Таблица 1. Результаты выполнения задания 4 ВПР за 2021-2023 гг.

Умение

Средний % выполнения задания обучающимися Красноярского края

2021

2022

2023

4

Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений

60,33

53,15

60,32

Проанализировав результаты ВПР за 3 года по выполнению задания 4, направленного на проверку умения использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов и процессов, можно заметить, что с ним не справляются более трети выпускников начальной школы [3].

Таким образом, остается актуальным вопрос о исследовании способов формирования математической грамотности. В качестве такого способа мы предлагаем рассмотреть решение текстовых задач.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


  1. Текстовые задачи как средство обучения


В наше время важно начинать работу над формированием математической грамотности уже у младших школьников, чтобы в дальнейшем у них не возникло проблем при решении задач, связанных с реальными, жизненными ситуациями, а также формировалось понимание необходимости математических знаний и интереса к математике. Таким образом, задача учителя – не только вооружить школьника значимым объемом знаний и умений, но научить применять и интерпретировать математику в различных ситуациях, используя разнообразные подходы. Это возможно в рамках реализации межпредметной интеграции, который способствует формированию представлению о единой картине мира и возможности применять полученные знания в окружающей действительности.

В результате изучения курса математики начальной школы обучающийся овладевает следующими навыками:

  1. владение базовыми математическими операциями: сложение, вычитание, умножение и деление;

  2. понимание концепций числа и цифр, включая различия между ними и умение записывать числа в письменной форме;

  3. решение простых математических задач, использование арифметических операций для решения задач;

  4. понимание концепций единиц измерения, такие как длина, масса и время;

  5. работа с геометрическими фигурами и пространственными представлениями;

  6. умение читать графики и диаграммы;

  7. понимание различных математических терминов и определений;

  8. развитие логического мышления и умения решать проблемы.

Все представленные навыки помогают младшему школьнику развиваться в области математики и строить базу для более сложных математических операций и концепций в будущем, однако являются академической характеристикой результатов обучения.


  1. Виды текстовых задач


Существуют разные подходы к определению понятия «текстовая задача». Рассмотрим определение, которое дает А.П. Тонких: «текстовая задача – есть описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого отношения» [4].

Существуют различные классификации методов решения текстовых задач. Л. П. Стойлова выделяет четыре метода решения текстовых задач: арифметический; алгебраический; графический; практический (предметный).

Решить задачу арифметическим методом – это значит найти ответ на вопрос задачи посредством выполнения арифметических действий над числами.

Решить задачу алгебраическим методом – это значит найти ответ на вопрос задачи путем составления и решения уравнения.

Если ответ на вопрос текстовой задачи можно дать, опираясь только на чертеж, то такой метод решения называется графическим.

Практическим называется метод, при котором поиск решения и само решение задачи выполнено на основе теоретико–множественного истолкования операций над числами [2].

Решение текстовых задач осуществляется поэтапно. Последовательность этапов обусловлена логикой условия задачи. Между тем, следует отметить, что единого взгляда на количество этапов и их названия в методике до сих пор нет.


  1. Этапы работы над текстовыми задачами

Традиционно принято выделять следующие этапы:

1 этап – анализ задачи, цель которого состоит в понимании задачи;

2 этап – поиск и составление плана решения задачи, назначение этапа – установить связь между данными и искомыми объектами, наметить последовательность действий;

3 этап – осуществление плана решения задачи, назначение которого найти ответ на вопрос задачи (выполнить требование задачи);

4 этап – проверка решения задачи, цель которого состоит в установлении правильности или ошибочности выполненного решения;

5 этап – формулировка ответа на вопрос задачи (вывода о выполнении требования).

При решении текстовых задач развиваются такие навыки как аналитическое мышление, логика, умение выявлять и анализировать информацию, синтезировать знания, понимание принципов и связей между различными понятиями, умение применять полученные знания на практике, а также творческое и критическое мышление.

  1. Примеры текстовых задач


Задача 1. В одной коробке 10 карандашей, а в другой 6 карандашей. Сколько всего карандашей в этих двух коробках?

Задача 2. У Васи было 5 тетрадей в клетку и столько же тетрадей в линейку. Он дал другу 2 тетради. Сколько всего у Васи было тетрадей сначала? Сколько тетрадей осталось? [5].

5 . Рекомендации для учителей


Учителям следует создавать условия для практики текстовых задач, использовать различные методы, включая групповые проекты и игровые формы обучения. Важно адаптировать задачи под интересы детей, чтобы повысить их мотивацию к обучению. Большинство школьных задач направлено на использование типичных математических моделей и часто сюжет не обладает ситуационной значимостью и новизной формулировки, в задачах редко используется личный опыт обучающихся (например, дорога в школу, покупки в магазине, экскурсия в музей и т. п.). Это значит, что учителям нужно адаптировать и разрабатывать задачи самим, чтобы они имели эффективность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы был выполнен анализ методической литературы по темам «Математическая грамотность» и «Текстовые задачи». Рассмотрев. математическую грамотность как часть функциональной грамотности и выделили, что ключевым в функциональной и математической грамотности является личный опыт, умения и знания ученика, выделили компоненты функциональной грамотности.

Таким образом, текстовые задачи являются важным инструментом в формировании математической грамотности младших школьников. Их использование способствует не только развитию вычислительных навыков, но и формирует у детей критическое мышление и способность решать нестандартные проблемы. Педагогам следует активно применять текстовые задачи в учебном процессе, систематически демонстрируя их практическое значение.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ . – (Дата обращения: 28.09.2023).

  1. Гузова Е.И. "Работа с текстовыми задачами в начальной школе". Москва, 2014.

  2. ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Краткая информационная справка об исследование TIMSS. https://clck.ru/ZHceb (Дата обращения: 28.10.2023)

  3. Жидкова И.В. "Методическое пособие по работе с текстовыми задачами в младшем школьном возрасте". Москва, 2016.

  4. Моро М.И., Бантова М.А. Учебник «Математика 2 класс» https://uchebniksonline.ru/uchebniki/2-klass/matematika-2-klass-1-chast-moro-bantova-shkola-rossii